Файл: Семеновская матрешка история создания, описание и особенности росписи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Семеновская матрешка: история создания, описание и особенности росписи.

Матрешка – неофициальный символ России. Кажется, что она существовала всегда. А это далеко не так. Ей чуть больше ста лет. Наш феномен – семеновская матрешка.

В конце XIX столетия русский художник Малютин Сергей Ефимович на волне интереса к Японии встретил ярко раскрашенную деревянную игрушку, которая называлась фукурума. В Абрамцево у С. Малютина родился интересный замысел. Он вспомнил о точеных деревянных яйцах, которые вкладывались друг в друга. Сергей Ефимович привлек к работе токаря Василия Звездочкина, и они вместе создали деревянную игрушку, которую теперь знает весь мир, – матрешку. Она была выточена в форме матери, внутрь которой вкладывалось еще семь дочек.

В 1900 году она поразила всех на Всемирной выставке в Париже. Мастера народных промыслов очень заинтересовались игрушкой. В России возникло несколько центров по ее изготовлению. Один из них – небольшой городок Семенов, которой находится в семидесяти км от Нижнего Новгорода.

Городок Семенов

В лесном дремучем краю нижегородского Заволжья возникло поселение старообрядцев, которое позже стало городом. Он прославился росписью по дереву, которую называют «золотая хохлома». Позже, примерно в 1924 году, в нем начали точить и расписывать деревянную игрушку, которая получила название «семеновская матрешка», так как она отличается от загорской и полх-майдановской. Как добралась матрешка в Семенов? Деревня Мериново находится в восьми км от Семенова. Сын токаря Аверьяна Вагина принес домой из Сергиевского Посада деревянную куколку – мужчину с бородой и усами, окрашенную в салатный цвет. Умелый токарь Аверьян тут же решил выточить игрушку, которая должна состоять из двух частей, которые вкладываются, как пасхальные яйца, одна в другую. Так рождалась семеновская матрешка. Сначала она была окрашена пурпуром, затем Вагин сделал бородатого и усатого лысого человека и дородного мужчину в пальто и шляпе. Дальше в доме мастера Арсения Майорова появилась семеновская матрешка. История ее такова. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку. Его дочка Любаша
взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок.

Изготовление матрешек .

Чтобы семеновская матрешка получилась на славу, сначала подбирается дерево. Это может быть береза, липа, осина, реже – ольха. Для спила выбирают ровные деревья, распиливают их на бревнышки, снимают часть коры, оставляя несколько ее колец, а концы обмазывают глиной, чтобы древесина не потрескалась. Дерево сушится не менее двух-трех лет в помещении, которое хорошо проветривают. Сначала из березы делают самую крошечную девчоночку, затем вытачивают донышки, их хорошо просушивают, после этого точат фигурку матрешки и надевают на донышко.

Семеновская матрешка имеет особую форму. Ее более тонкий верх переходит в утолщенный низ. Болванка на донышке просыхает и крепко с ним соединяется. Потом идет шлифовка, полировка, грунтовка. Крахмальный клеевой грунт наносится три раза, чтобы водорастворимые краски не растекались при письме, и кисть легко по нему скользила.

По каким признакам мы узнаем семеновскую матрешку? Как выглядит семеновская матрешка? Описание покажет, что она казачка с овальным лицом, румяными щечками и прямыми черными волосами. Взгляд устремлен налево.

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие чистые краски: красную, желтую, травяную. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки.

Мастерицы росписи традиционно используют анилиновые красители. Как под рукой художника появляется семеновская матрешка? Роспись начинается с того, что мастерицы тонкой кисточкой наносят черный контур. Они рисуют овал лица, волосы, глаза, платок с узелком и концами, юбку, передник, руки.

Колоритный узор

Вначале художники к росписи подходили с непривычки без особенных затей. Перед глазами стоял привычный хохломской узор. Но потом фантазия художников развилась. В процессе рисования стали приходить все более и более сложные узоры. Сначала матрешки делались для продажи в родных местах для крестьянских ребятишек. Мастерица гусиным пером начинала рисовать личико. На нем брови, глазки, носик – две точки, платочек с узелком и двумя кончиками, ручки. Прописывала сарафан. Яркими анилиновыми алыми, малиновыми, сиреневатыми, травяными, желтыми красками покрывалась семеновская матрешка. Раскраска была и осталась нарядной с крупными цветами на фартуке, с колокольчиками, ягодками рябины, зелеными листочками. Обычно они смещены влево. Особой приметой семеновской матрешки является большой белый не закрашенный фон. Затем игрушка покрывалась лаком. Это мы описали классических матрешек. После 1995 года фабрика стала выпускать индивидуальные изделия под названиями Боярыня, Молодец, Домовенок, Снегурочка и Дед Мороз.



Появились куколки с портретами известных артистов, звезд нашей эстрады. Кроме того, выпускаются матрешки с темами: «Времена года», «Мудрая сова». Совершенно иная получилась матрешка, у которой вместо лица был изображен череп. Этот образ навеяло искусство Индии, с ее культом богини Матри, которая отвечает за созидание и разрушение. Она оказалась очень востребованной у наших современников. «Memento mory!», – напоминает она покупателю. Изменились времена, изменился спрос. Это уже не детская игрушка, а напоминание о бренности жизни. Очень много, до 60%, уходит на экспорт. Среди индивидуальных заказчиков мы назовем певцов из Вашингтон Оперы: Пласидо Доминго и Миреллу Френи. Один из самых больших потребителей – Япония. Тесный контакт с этим государством позволил расширить и без того немалый ассортимент. Для нее выпускаются куколки дарумы и фукурамы, японочек и японцев, маленьких будд. Вся сувенирная продукция выполняется масляными красками, гуашью, темперой. Они открывают новые возможности для творчества

Эталонная игрушка Красавица-девица, застенчивая или смешливая, нарядная, женственная – образ был создан очень гармоничный как по форме, так и по росписи. В ней нашло свое воплощение несколько сказочное, народное понимание красоты. В ней нет примет быта. Она стоит маленькой царицей красоты вне времени своей яркой праздничностью. Она стала олицетворением русской женской души, вопреки внешней простоте образа. Потому, наверное, этот русский сувенир востребован во всем мире. -