ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2021
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Олигополия и ее основные модели.
1.Сущность олигополии и ее характерные черты
2.Основные показатели измерения концентрации рынка( Индекс Херфиндаля — Хиршмана)
3.Модель Курно (дуополия)
4.Олигополия, основанная на тайном сговоре
5.Олигополия, не основанная на тайном сговоре
6.Модели издержек
1) Сущность олигополии и ее характерные черты
Олигополия-тип рыночной структуры, при котором несколько фирм и каждая из них способна оказывать самостоятельное влияние на цену.
К ней относят:
-производство алюминия;
-производство меди;
-производство стали;
-автомобильная промышленность;
-холодильники, пылесосы и т.д.
Основные черты:
1)небольшое количество фирм, господствующих на рынке
2)продукция может быть однородной или дифференцированной
3)ограничения доступа на рынок новых фирм ( к естественным преградам относятся: эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке, т.к. для этого нужны большие финансовые средства. Речь идет о естественной олигополии. Кроме того, патентование и лицензирование производственных технологий. Кроме того, фирмы могут предпринимать стратегические действия, затрудняющие проникновение новых фирм в данный рынок )
4)каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену, но это зависит от характера взаимодействия фирм. Значительное влияние на ценообразование оказывает тайный сговор
5)всеобщая взаимозависимость фирм( олигополист должен предвидеть реакцию конкурентов на изменение своей ценовой стратегии, учитывая, что конкуренты могут спрогнозировать ситуацию. Все это называется олигополистической взаимосвязью.
2) Основные показатели измерения концентрации рынка( Индекс Херфиндаля — Хиршмана)
На практике, когда изучают ту или иную структуру рынка, то используют такую характеристику, как его концентрация. Это степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Есть показатель, отражающий эту концентрацию. Это коэффициент концентрации -процентное соотношение всех продаж для определенного числа фирм. Наиболее распространенным считается «доля четырех фирм» : объем их продаж делится на объем продаж всей отрасли. Может быть и «доля шести фирм», «доля восьми фирм» и т.д. Но этот показатель имеет ограничение: не учитывает разницы между монополиями и олигополиями, т.к. коэффициент будет одинаковый там, где одна фирма доминирует на рынке и ,где 4 фирмы делят рынок. Недостаток преодолевается с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана. Он рассчитывается путем возведения в квадрат доли рынка каждой из фирм и суммированием полученным результатов.
Н=d12+d22+…+dn2 ,где
n-число конкурирующих фирм;
d1, d2…dn-доля фирм в процентах
С увеличением концентрации индекс увеличивается. Максимальная его величина присуще монополии, где она равна 10 000. Рассмотрим, что представляет из себя выбор оптимального объема производства и цены при олигополии. А значит это выбор, который максимизирует прибыль. Поскольку выбор зависит от поведения фирм, то нет единой модели поведения фирмы в условиях олигополии. Существуют различные модели:
1)модель Курно
2)модель, основанная на тайном сговоре
3)модель. не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного)
4)молчаливый сговор (лидерство в целом)
3) Модель Курно (дуополия)
Модель была представлена в 1938 году французским экономистом Августином Курно.
Дуополия - частный случай олигополии, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы.
Фирмы производят однородный товар и известна рыночная кривая спроса.
Объем производства одной фирмы a1 изменяется в зависимости от того, как, по мнению ее руководства, будет расти a2. В итоге каждая фирма строит свою кривую реакции. Она говорит о том, сколько фирма будет производить при предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей кривой реакции ,поэтому равновесие объема производства находится на пересечении двух кривых реакций. Это равновесие- равновесие Курно. Здесь каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства конкурента. Это равновесие пример того, что в теории игр называется равновесием Нэша, когда каждый игрок, играющий в покер, делает наилучшее, что можно сделать при заданных действиях оппонента. В итоге ни у одного игрока нет стимула, чтобы изменить свое поведение. Данная теория игр была описана Нейманом и Монгерштерном в работе «Теория игр и экономическое поведение»(1944 год).
4) Олигополия, основанная на тайном сговоре.
Тайный сговор- фактическое соглашение между фирмами отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов производства.
Во многих отраслях тайный сговор считается незаконным . К факторам, способствующим тайному сговору, относят:
а)наличие правовой базы
б)высокая концентрация продавцов
в)примерно одинаковые средние издержки у фирм в отрасли
г)невозможность проникновения новых фирм на рынок
Предполагается, что при тайном сговоре каждая фирма будет выравнивать свои цены при понижении и при повышении цен. При этом фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые средние издержки. Тогда при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, олигополист ведет себя подобно чистому монополисту.
Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контрактов, которая показывает различные сочетания объема производства двух фирм, которые максимизирую прибыль. Тайный сговор значительно выгоднее для фирм, по сравнению с совершенным равновесием и по сравнению с равновесием Курно, т.к. они будут производить меньше продукции, установив при этом более выгодную цену.
(вопрос 5) Олигополия, не основанная на тайном сговоре
Если тайного сговора нет (присуще США), то олигополисты при установлении цены сталкиваются с дилеммой заключенного. Этот классический пример теории игр в экномике.
Двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Сидят они в разных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются, то срок тюремного заключения для каждого составит 5 лет. Если нет, то дело не доведено до конца и каждый получит 2 года. Если первый сознается, а другой нет, то первый получит 1 год заключения в тюрьме, а второй 10 лет.
Существует матрица возможных результатов:
Перед заключенными стоит дилемма : признаваться или нет в совершении преступления. Если бы они могли договориться, чтобы не признаваться, то получили бы по 2 года тюремного заключения. Но, если бы такая возможность существовала, они не могли бы доверять друг другу. Если первый заключенный не признается, то он рискует, что другой этим сможет воспользоваться. Поэтому чтобы не делал первый, второму выгоднее признаться. Тогда вероятнее признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет.
Олигополисты тоже часто сталкиваются с дилеммой заключенного. Пусть есть две фирмы. Они - единственные продавцы на рынке данного товара. Перед ними стоит дилемма: высокую или низкую цену устанавливать?
1)Если обе фирмы установят высокую цену, то получат по 20 000000 рублей.
2)Если установят относительно низкую цену, то получат по 15 000000 рублей.
3)Если первая фирма повысит цену, а вторая понизит, то первая получит 10 000000 рублей , а вторая 30 000000 рублей за счет первой.
Вывод: очевидно, что каждой фирме выгодно установить относительно низкую цену, независимо от того, как поступит конкурент и получить по 15 000000 рублей. Дилемма заключенного объясняет жесткость цены при олигополии.
(вопрос 6) Модели издержек
Ломаная «кривая спроса» описывает поведение фирмы, которая не проводит тайного сговора с конкурентами. Модель основывается на том, что возможны варианты поведения участников рынка. При изменении цены одним из конкурентов другие смогут выбирать одно из возможных решений:
1)Выравнивать цены и подстраиваться под новую цену
2)Не реагировать на изменение цены одним из конкурентов
3)Пусть одна фирма повышает цены, тогда остальные повысят цены вслед за этой фирмой. Фирмы отрасли потеряют некоторые объемы продаж, поэтому если одна фирма цену увеличивает, другие не реагируют на это.
4)Пусть одна фирма на рынке снизила цены, тогда, если конкуренты не снизят цены, то фирма отбирает часть покупателей у них. Поэтому если одна фирма снизит цены, то другие фирмы делают также.
Вывод: снижать цены вслед за понижением цен конкурента и не реагировать на увеличение цен последним - сущность ломаной «кривой спроса» на рынке олигополии.
Существует ломанная кривая спроса на рынке олигополии.
P-цена единицы продукции;
Q-количество продукции;
D-спрос;
Pо-существующая на рынке базовая цена
Если фирма А поднимет цену выше существующей базовой (Pо), то конкуренты скорее всего цену не поднимут. В итоге фирма потеряет часть своих потребителей. Спрос на ее продукцию выше точки А очень эластичен. Если фирма Д понизит цену, то конкуренты тоже понизят цену. Поэтому при цене ниже Pо спрос менее эластичен. Снижение цен фирмой А может также вызвать войну цен, когда фирмы по очереди снижают цену до тех пор, пока для некоторых из них подобные действия не приведут к убытку и закрытию производства. Поэтому в условиях войны побеждает сильнейший. Но политика рискованная, поэтому неизвестно , какая из фирм более «бойкая».
Модель «издержки +» фирмы определяет уровень издержек на единицу продукции, а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (примерно 10%-15%). Принцип используется там, где продукция дифференцирована (например в автомобилестроении). Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену. Такое поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давления конкурентов.