ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1400
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры
Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.
Образование единого Китайского царства
Религия и философия Древнего Китая
Афины и Спарта: сравнительный анализ.
Система ценностей древних греков.
Римская республика: социальная структура общества и система правления.
Кризис Римской империи и ее падение.
Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.
Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.
История формирования феодализма
Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.
Особенности средневековой ментальности.
Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.
Основные последствия арабских завоеваний
Становление и развитие государства в Японии в средние века.
Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.
Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.
Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества
Переход от цеховой системы к мануфактуре
Ранняя мануфактура существовала в двух видах
Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции
Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.
Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.
Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.
Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)
Наполеоновские войны - краткая история
Декларация независимости 1776 г.
Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.
Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.
Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.
Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.
Гражданская война в США 1861-1865 годов
Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.
Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.
Индия - экономическая колония Великобритании
Ост-Индийская компания в Индии
Социально-политическая жизнь Индии
Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.
Особенности развития капитализма в странах Востока.
Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.
Возникновение и развитие фашизма в Европе.
Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.
Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.
После разрушения античного Рима начинается история новых городов и народов, находившихся на этапе первобытного общества. На развалинах старого Рима возникли варварские государства.
В сравнении с древним христианским искусством искусство эпохи нашествия варваров является регрессом, отбросившим искусство Европы к железному веку. После этого нашествия в Западной Европе появляется новое общество с новой аристократией и новой культурной элитой (Каролингское Возрождение), но в течение определенного времени, пока формировалось такое общество, культура снижается до уровня, которого не знал древний мир в течении веков. Так, например, никто не умеет пластически изобразить человеческое тело. Искусство служит просто для реперзентативности власти и богатства, как отмечает А. Хаузер.
Различаются три периода Средневековья: Раннее (V-XI вв.), Классическое (k.XI-XVbb.), Позднее (XVI-cep.XVII вв.).
Раннее средневековье
Епископ Аврелий Августин (354-430гг.), заложивший основы католицизма, оказал определяющее влияние на культуру и искусство Раннего Средневековья. Утопия его «Небесного Иерусалима» была выдвинута как антитеза «земному Вавилону». Августин писал: «Не то искусство, которое опытом наблюдается, а то, которое разумом доискивается».
Христианская религия стала посредником между культурой античного мира и культурой варваров. Христианство продолжало развиваться - образовались монашеские ордена, строились монастыри, церкви, создавались иконы, фрески, писались книги на религиозные темы. Появилась агиография - книги о житии отцов церкви, о жизни святых, покаянные книги - пенитенциалии; индульгенции вещественные покупные доказательства отпущения грехов и т.д.
Особенностью средневековой культуры явилась постоянная борьба официального религиозного мировоззрения с народной культурой (праздниками, обрядами и т.д.), что зачастую приводило к своеобразному синтезу противоборствующих сил.
В силу того, что образование и наука стали монополией церкви, а языком науки - латынь, исключительное место в культуре заняло изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) и архитектура. Пластическое искусство наряду с устным народным творчеством было самым доступным средством общения и познания. Искусство достигло высочайших результатов и не случайно понятие
шедевра родилось именно в средние века и обозначило продукт ремесла, доведенного до артистизма. Шедевр, который обязательно создавался по общепринятой, понятной схеме и обладал понятным смыслом, нес, конечно, и индивидуальные черты мастера, но всегда он воплощал общечеловеческие идеалы и ценности.
Художественная культура средневековья носит анонимный, по преимуществу, характер, тесно связана с ремеслом, ее характеризует ансамблевость. Архитектура выступила главным стилеобразующим элементом искусства. Столкновение и взаимодействие уходящей античности и культур молодых народов составляла сущность средневековой эпохи. Воздействие античности значительно сказалось в Средиземноморье (Галлия, Испания) - от Рима были унаследованы язык, письменность, право и прочее.
Художественное творчество варварских народов представлено в основном предметами прикладного характера. Среди германских племен получил распространение филигранный стиль - украшение металлических изделий тонкими золотыми и серебренными нитями, витым шнуром. Готы были первыми германскими племенами, которые переняли искусство оправы камня и античную технику перегородчатых эмалей. Мастера полихромного стиля извлекали художественный эффект из первозданных природных свойств материала - блеска золота, свечения камней и т.д. По мере распространения христианства искусство полихромного стиля проникало в сферу церковного обихода.
VII-VIII вв. - это царство орнамента. Вся свободная поверхность культовых построек: порталы, алтарные преграды, деревянные скамьи, кафедра, церковная утварь - все было украшено узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. Те же орнаменты покрывали ювелирные изделия из драгоценных материалов. Особенного расцвета достиг орнамент в рукописных книгах. Заглавная буква, например, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Орнамент сочетался с яркими красками, драгоценными камнями, эмалью, костью, что превращало средневековые украшения и рукописи в настоящие драгоценности. В Vb. утвердился геометризованный орнамент.
В VI-VIIIbb. не получили развития монументальная живопись и скульптура. В резьбе по камню наблюдается разрыв с искусством древности: редкие фигуры непропорциональны, большеголовы, приземисты и невыразительны.
Эпоха остготского владычества в Италии отмечена подъемом строительной деятельности (Равенна), Из Рима пришел в Европу тип большого базиликалъного храма с расположением его основных частей по продольной оси. Так, облик базилики ев. Петра в Риме определился на рубеже IV-V вв. Живописное наследие Рима в VI-VIII вв. представлено мозаиками, фресками, иконами.
Значительное место в средневековой культуре занимал театр, имевший два направления. Первое направление связано с праздниками цехов, карнавалами и сопровождающими смеховыми действиями и играми. Существовал особый вольный «пасхальный» смех. Другое направление выразилось в жанре литургической драмы, которую сначала разыгрывали клирики перед алтарем, а позже, в связи с выходом драмы на городскую площадь, их заменили простые мещане. Все церковные праздники имели народно-площадную сторону и сопровождались ярмарками и увеселениями с шутками и дураками. Существовала так называемая смеховая литература - «Литургия пьяниц», «Завещание осла», «Похвала глупости» Эразма Роттердамского и др. Сам Фома Аквинский говорил, что бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия, а потому шутовство и смех необходимы как средство противостоять издевательствам судьбы.
Один из основных жанров Средневековья - «жития» - рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью (например, «Житие Антония Великого», «Житие Георгия Победоносца» и др.). Наиболее полный сборник житий на латинском языке - «Золотая легенда» - собран итальянским монахом Иаковом де Борагине (ХНв.).
Легенда - один из значительных жанров письменности, начиная с VI века. Первоначально это было «житие» святого, написанное для чтения в день его памяти, или патериковые рассказы. Патерик - общее название средневековых рассказов о жизни прославившихся благочестием или аскетизмом христианских отшельников и монахов. Со временем легендой стали называть также разнообразные повествования религиозного характера, благочестивые и поучительные.
К концу VIII века центр художественной деятельности смещается на север Италии (Милан - столица Западной Римской империи в 292- 401гг.).
Вторым центром скрещения античной и варварской традиций стал Пиренейский полуостров, где в V-VIIIbb. находилось государство вестготов. Здесь изобилие строительного камня позволило надолго удержаться римским архитектурным традициям. Одновременно уже просматриваются связи с христианским Востоком (купола на парусах в храмах). Появляется монументальная изобразительная пластика.
Важным центром развития художественной культуры стали Британские острова (Ирландия и Шотландия). В середине V века англосаксонское завоевание принесло сюда германские традиции в культуру, позднее - воздействие искусства викингов. Христианство проникает сюда в IV веке.
С коронацией Карла Великого как императора кардинально изменяется характер франкской монархии, светская власть Меровингов изменяется и становится теократией, а король франков становится защитником христианства. Но вся культурная программа Карла Великого была направлена на то, чтобы дать новую жизнь античности. Каролингское Возрождение не просто продолжает римскую традицию, а вновь открывает ее, обновляет монументальное и скульптурное видение древних. Центром художественной деятельности становится дворцовая мастерская, а затем монастырские «скриптории».
«Каролингское Возрождение» - культура франков эпохи Каролингов. Культура сосредоточена в среде высших духовных и светских лиц. Архитектура вырабатывает ряд новых типов сооружений. Бург - укрепленный военный лагерь (праобраз замка), центр хозяйственной жизни в сельской местности. Другой архитектурный тип пфальц (представлен в Ахене) - подобие столицы. Капелла - тип общественного здания. Нововведением каролингской архитектуры был также вестверк - здание церкви, выполняющей одновременно функции святилища и тронного зала (церковь аббатства Кореей, УШв.). Каролингская крипта - вторая церковь в храме, триумфальное сооружение над могилой святого.
В IX в. мозаики и фрески украшали стены императорских дворцов и епископских резиденций. Императорские указы, т.н. «Карловы книги» были ответом на решение Никейского собора 787 г. (закрепившего иконописание). Некий Рабан Мавр писал в то время: «Изображение радует лишь одно мгновенье, обращается лишь к одному чувству и не является достоинством веры, ибо искажает истинный смысл вещей, только написанное может служить путеводной нитью». Тем не менее, каролингская эпоха еще не утратила традицию портретных изображений (знаменитые «Мюнстерские фрески»).
Живопись каролингской эпохи нашла наиболее яркое воплощение в книжной миниатюре «Евангелия Годенскалька» (писец Карла Великого), в рукописях «группы Ады» (аббатиса н.1Хв.), «Коронационном Евангелии» или «венском» (к.УШв.), «Утрехтской Псалтыри» (ок.830г.). Характерным для миниатюр «турской»
школы были степенность и торжественность, ясное построение композиции.
Скульптурные изображения малых форм были развиты в резьбе по слоновой кости (оклады икон) и в ювелирных изделиях. Значительного совершенства достигло искусство бронзового литья. Однако стилевого единства искусство эпохи еще не имело.
Дошедшие до нас памятники музыкального искусства немногочисленны и относятся к различным этапам огромного исторического периода. Большой популярностью пользовалось песенноинструментальное искусство странствующих музыкантов. У немцев они назывались «штильманами» (игрецами), у французов - «жонглерами» (фокусниками). Были они и в Англии, Италии, Испании и других странах.
Стиль церковной католической музыки сложился в Западной Европе в IV-VII вв. н.э. В течение по крайней мере трех столетий многие ученые монахи и представители «белого духовенства» (священнослужители, не принадлежащие к монашеству) работали над систематическим изложением и сводом мелодий этого стиля. Результатом стал обширный кодекс начала УПв., главную роль в создании которого предание приписывает папе Григорию I (590-604). Отсюда название этого кодекса - «григорианский антифонарий» {антифонарий - собрание обиходных хоровых песнопений) и самого песенного стиля - григорианское пение. Песни-молитвы предназначались исключительно для мужского хора (унисон) и получили обобщающее название «григорианского хорала». Оно указывало одновременно на жанр и стиль музыки. Один из древнейших видов григорианского пения - псалмодия.
Новым перспективным жанром церковной музыки становились гимны, мелодически более развитые, певучие, структурно завершенные. Постепенно в гимническом складе были переинтонированы основные песнопения, мессы - воскресного богослужения, которое музыкально оформлялось наиболее богато и широко.
Дальнейшим шагом в развитии церковной музыки были вставки- диалоги {тропы) и литургические драмы - театрализованные эпизоды на религиозные сюжеты. Их кульминационной формой стали так называемые «Празднества дураков» или «Ослиные обедни».
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 48