ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1415
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры
Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.
Образование единого Китайского царства
Религия и философия Древнего Китая
Афины и Спарта: сравнительный анализ.
Система ценностей древних греков.
Римская республика: социальная структура общества и система правления.
Кризис Римской империи и ее падение.
Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.
Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.
История формирования феодализма
Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.
Особенности средневековой ментальности.
Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.
Основные последствия арабских завоеваний
Становление и развитие государства в Японии в средние века.
Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.
Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.
Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества
Переход от цеховой системы к мануфактуре
Ранняя мануфактура существовала в двух видах
Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции
Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.
Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.
Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.
Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)
Наполеоновские войны - краткая история
Декларация независимости 1776 г.
Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.
Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.
Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.
Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.
Гражданская война в США 1861-1865 годов
Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.
Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.
Индия - экономическая колония Великобритании
Ост-Индийская компания в Индии
Социально-политическая жизнь Индии
Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.
Особенности развития капитализма в странах Востока.
Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.
Возникновение и развитие фашизма в Европе.
Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.
Экономика.
Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда.
Средневековые города.
Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход.
Торговля и купечество.
Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней политики. Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы. В начале классического Средневековья банковская деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 48
Особенности средневековой ментальности.
Сознание средневекового европейца было религиозным и основывалось на догматах христианства в версии римско-католической церкви. Христианство — религия спасения, ее догматика и обрядность складывались в результате синтеза иудаизма и наследия язычества, для западной церкви особую роль в этом процессе играла латинская культура. Значительный вклад в формирование христианской традиции на раннем этапе внес Аврелий Августин (Блаженный). Он считал, что Бог создал человека праведным, но дал свободу выбора: добро или зло. «Первородный грех» открыл дорогу злу, но божье милосердие дало возможность спасения. Однако победа над злом и спасение возможны только при подчинении разума авторитету веры, единственной носительницей которого является церковь. Поэтому вся жизнь средневекового человека была подчинена церкви. Церковь в католицизме — некая «копилка добрых дел», которые нужно совершать через церковь, чтобы быть угодным Богу. Также Августин считал, что грех — это некий долг человека Богу, который он может выплатить заслугами («сверхдолжпые заслуги») и очиститься уже после смерти в чистилище. Эти идеи легли в основу практики продажи индульгенций.
Учение Августина Блаженного получило развитие в трудах отцов католической церкви. Наибольший вклад в этот процесс внес Фома Аквинский, который пришел к выводу, что веру и разум можно совместить, и реализовал эту идею, применив логику Аристотеля к объяснению постулатов Библии. Его учение получило название «томизм» и долгое время оставалось официальной доктриной католической церкви.
Средневековая картина мира удивительным образом сочетала в себе противоречивые элементы:
двумирностъ — представление о единстве и раздвоенности мира на Небо и Землю, «верх» и «низ», добро и зло, дух и плоть, священное и греховное, созданные и управляемые единым Богом;
иерархиям — соподчиненность всех частей мира, постоянно воспроизводимая в природе, обществе и семье;
символизм — настойчивый поиск в земных вещах символов (тайного смысла), аллегорий потустороннего, но истинно реального;
универсализм — стремление перенести божественный универсальный порядок на землю, где общее,
типичное должно преобладать над индивидуальным;
целостность — представление о единстве всех областей знания как пространства для постижения Бога и его промысла;
дидактизм мышления — поиск и создание нравственной оценки и назидательного смысла в природе, обществе, жизни;
вcеисторичиость миросозерцания — отсутствие реального представления о ходе исторического процесса.
Все это нашло отражение в средневековой культуре, в которой фантазия часто преобладала над наблюдением, общее — над частным, вечное — над временным. Характерной чертой европейской культуры этого периода было также сочетание элитарной культуры, созданной в церковной, рыцарской или патрицианско-городской среде, с практически бесписьменной народной культурой, очень тесно связанной с языческими верованиями. Переплетение христианской религиозности с пережитками языческого наследия присутствовало и в элитарной культуре, но в меньшей степени.
Образование в этот период строилось по античным образцам: в школах преподавали семь «свободных искусств», разделенных на тривиум (грамматика, диалектика — искусство вести спор, и риторика) и квадри- виум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). До XIV в. обучение велось на латыни. Первоначально школ было очень мало, главными центрами образования стали церкви и монастыри, а также королевские дворы. Рост городов привел к возникновению светских школ, многие ученики которых (ваганты или голиарды) становились бродячими певцами и поэтами. В XII в. на базе крупнейших кафедральных школ в Европе возникли университеты, обладавшие юридической, административной и финансовой автономией, дарованной специальными указами государей и пап. Внутренняя жизнь университетов строилась на принципе корпораций (студенты и преподаватели) и была жестко регламентирована. К XV в. в Европе существовало около 60 университетов.
Универсализм средневековой культуры привел к формированию схоластики — своеобразной религиозной философии, стремившейся выработать метод познания мира и Бога. Схоластика исходила из идеи о возможности совмещения веры и знания
, откровения и разума, разрабатывала логику (уточнялись понятия, создавались классификации, определялись правила мышления). Главным инструментом при этом был унаследованный от Античности силлогизм — умозаключение, при котором на основании нескольких различных суждений выводится новое[1]. Схоластика в Средние века пользовалась заслуженным уважением. Утверждая гармонию веры и разума, она дала толчок развитию европейской науки.
Учение Августина Блаженного о церкви как единственной носительнице добра привело к формированию отличного от православия типа католического монашества и священства, которое считало своей целью не отречение от мира, а его спасение. «Деятельное христианство» Европы сделало священника или монаха того времени проповедником, учителем, адвокатом и воином-крестоносцем в одном лице. Монашество активно вмешивалось в светские дела и политику, а церковь погружалась в светский образ жизни. В противовес этому в XIII в. Франциск Ассизский и Доминик призывают монашество отказаться от собственности, уйти в аскетизм и духовное совершенствование, в результате чего создаются ордена францисканцев и доминиканцев, нищенствующих и странствующих монахов- проповедников. Однако они недолго соблюдали идеалы апостольской святости и к XV в. вызывали у населения негативное отношение.
Элитарная (рыцарская) культура воспевала идеальный образ рыцаря, получившего воспитание в духе семи рыцарских добродетелей (обучение верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, соколиной охоте, игре в шахматы, стихосложению в честь Прекрасной дамы) и соблюдавшего «кодекс чести» (быть храбрым, верным, щедрым и справедливым, защищать церковь, вдов и сирот, бороться со злом, служить сюзерену, избегать греха, любить даму сердца и т.д.). Однако в реальности часто на первый план выходила обратная сторона рыцарства: гордыня, жажда мести, неуважение к чужой жизни, пренебрежение к простонародью, откровенная жажда наживы и др. Идеал рыцарства неразрывно связан также с понятием куртуазности (куртуазной любви), которая означала учтивое, восхищенное, преданное отношение к Прекрасной даме, преклонение перед ее красотой и добродетелью (позднее, в более широком смысле, — соблюдение этикета, благородных манер и т.д.). Начало элитарной культуре было положено устной поэзией трубадуров (первым из них считается Гийом Аквитанский), миннезингеров (Германия), воспевающих куртуазную любовь и рыцарские добродетели.