ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
асимметрия мозга
41
Анатомические различия между двумя полушариями отчетливо заметны еще до рождения. У большинства правшей, например, сильвиева, или боковая, борозда — глубокая щель, отделяющая височную от лобной и темен- ной долей, — в левом полушарии длиннее, чем в правом, и пролегает чуть более полого. Различие между сильвиевыми бороздами и прилегающими к ним областями левого и правого полушарий заметили одними из первых; эти области, возможно, связаны с функциями языка и речи, которые по преимуществу — но не исключительно — размещаются в левой височной и лобной долях. Некоторые исследования отмечают, что в первый год жизни левое полушарие развивается медленнее правого, но постепенно догоняет, и это, похоже, связано с развитием речи у ребенка.
В основном исследования асимметрии мозга выявили отличия общего размера и структуры, однако наблюдается и анатомическая разница — на микроскопическом уровне. В коре клетки организованы упорядоченны- ми, повторяющимися колонками, а клеточная организация тех или иных участков мозга в разных полушариях различна. К примеру, колонки в обла- стях, связанных с языком и речью, в левом полушарии шире аналогичных
Миф о лево/правополушарном человеке
Часто говорят, что левое полушарие мозга — логическое и аналитическое, а правое — творческое и художественное и что некоторые закономерности мышления и поведения можно развить в себе, поддерживая деятельность одного или другого полушария.
Миф о лево/правополушарных людях произрастает из исследований пациентов с рассеченным мозолистым телом, которые производились в 1960-х годах; эти исследования подтвердили более ранние наблюдения, что речевые функции в основном осуществляются левым полушарием, а некоторые способности восприятия и пространственные навыки — правым.
Функциональные асимметрии мозга уже почти никто и не оспаривает, но в действи- тельности мозг работает как единое целое, и значительная часть нашего поведения скоординированно задействует оба полушария. Миф о лево/правополушарном человеке тем не менее привлекателен: его частенько эксплуатирует рынок, стараясь предложить продукт или услугу, обеща- ющие, например, подпитать творческий потенциал правого полушария.
1968
Нейробиологи сообщают: височная площадка левого полушария у более чем двух третей людей больше по площади
1969
Роджер Сперри и Майкл Гадзанига
(Газзанига) публикуют результаты первых экспериментов на пациентах с рассоединенными полушариями
1985
Арнольд Шибель с коллегами сообщает об асимметрии дендритов
41
Анатомические различия между двумя полушариями отчетливо заметны еще до рождения. У большинства правшей, например, сильвиева, или боковая, борозда — глубокая щель, отделяющая височную от лобной и темен- ной долей, — в левом полушарии длиннее, чем в правом, и пролегает чуть более полого. Различие между сильвиевыми бороздами и прилегающими к ним областями левого и правого полушарий заметили одними из первых; эти области, возможно, связаны с функциями языка и речи, которые по преимуществу — но не исключительно — размещаются в левой височной и лобной долях. Некоторые исследования отмечают, что в первый год жизни левое полушарие развивается медленнее правого, но постепенно догоняет, и это, похоже, связано с развитием речи у ребенка.
В основном исследования асимметрии мозга выявили отличия общего размера и структуры, однако наблюдается и анатомическая разница — на микроскопическом уровне. В коре клетки организованы упорядоченны- ми, повторяющимися колонками, а клеточная организация тех или иных участков мозга в разных полушариях различна. К примеру, колонки в обла- стях, связанных с языком и речью, в левом полушарии шире аналогичных
Миф о лево/правополушарном человеке
Часто говорят, что левое полушарие мозга — логическое и аналитическое, а правое — творческое и художественное и что некоторые закономерности мышления и поведения можно развить в себе, поддерживая деятельность одного или другого полушария.
Миф о лево/правополушарных людях произрастает из исследований пациентов с рассеченным мозолистым телом, которые производились в 1960-х годах; эти исследования подтвердили более ранние наблюдения, что речевые функции в основном осуществляются левым полушарием, а некоторые способности восприятия и пространственные навыки — правым.
Функциональные асимметрии мозга уже почти никто и не оспаривает, но в действи- тельности мозг работает как единое целое, и значительная часть нашего поведения скоординированно задействует оба полушария. Миф о лево/правополушарном человеке тем не менее привлекателен: его частенько эксплуатирует рынок, стараясь предложить продукт или услугу, обеща- ющие, например, подпитать творческий потенциал правого полушария.
1968
Нейробиологи сообщают: височная площадка левого полушария у более чем двух третей людей больше по площади
1969
Роджер Сперри и Майкл Гадзанига
(Газзанига) публикуют результаты первых экспериментов на пациентах с рассоединенными полушариями
1985
Арнольд Шибель с коллегами сообщает об асимметрии дендритов
42
устройство и функции нервной системы участков в правом. Согласно одному исследованию дендриты клеток на этих участках в левом полушарии длиннее и ветвятся сильнее, чем у клеток в правом.
Нелобовое мышление
Нелобовое мышление
Левое и правое полушария отличаются и по выполняемым функциям. Это явление называется латерализацией функций коры, и оно стало ясным за XIX век преимущественно благодаря исследова- ниям пациентов с поражениями мозга. В 1860–1870-х годах Пьер-Поль Брока и Карл Вернике изучали пациентов с дефектами речи: посмертный анализ состояния их мозга выявил поражения определенных участков левого полушария, которые таким образом увязали с функцией языка и речи.
Примерно тогда же британский невролог Джон Хьюлингз Джексон заметил, что повреждения правого полушария часто приводят к ограничению восприятия и пространственных навыков. Он описал пациента, парализо- ванного на левую часть тела, у которого исчезла способность опознавать места, объекты и людей, включая его собственную жену. Другая пациентка совершенно перестала ориентироваться в пространстве, а когда она умерла, у нее в задней части правой височной доли обнаружили крупную опухоль.
На основании этих наблюдений Джексон заключил, что речь, видимо, подконтрольна левому полушарию, а функции пространственной ориентации — правому.
Сравнительно недавние исследования пациентов с рассеченными полуша- риями подтвердили представление о латерализации функций мозга.
У этих пациентов — коих очень немного — перерезано мозолистое тело: бывает, это единственный способ контролировать устойчивую к лекарствам эпилепсию и не давать припадкам перекидываться с одного полушария на другое. Такие пациенты ведут в целом обычную жизнь, однако определенные особенности поведения в лабораторных тестах все же проявились. К примеру, они могут называть и описывать объекты, поме- щенные им в правую руку, но не в левую. Когда объекты находятся у них в левой руке, осязательная информация попадает в правое полушарие, но добраться до центров речи в левом не может.
Загадочная асимметрия мозга
Загадочная асимметрия мозга
Асимметрия мозга, язык и речь, а также право- и леворукость как-то друг с другом связаны, однако эта связь между ними сложна и очень плохо изучена. Функции речи сильно привязаны к левому полушарию у большинства (примерно 97 %) правшей,
‘
В голове есть два мозга…
тот, что расположен
в правой части,
воспринимает, а тем, что
в левой, мы понимаем
’
Диокл Каристский, около 375 — около 295, древнегреческий врач
асимметрия мозга
43
а также у 70 % левшей. У меньшинства людей речь преиму щественно управляется правым полушарием
(или обоими). Соответственно, левое полушарие мозга иногда называют доминантным по отно шению к правому.
Животные также демонстрируют асимметрию и лево/праворукость, но по какой именно причине мозг развился таким образом и почему центры речи обычно располагают- ся в левом полушарии — вполне себе загадка. Согласно одной теории это потому, что левое полушарие специализируется на выполнении сложных последовательностей движений, и речь — из этой категории. В эволю- ционных понятиях асимметрия мозга может быть преимуществом: она позволяет нам выполнять разные задачи в обоих полушариях параллельно, или одновременно.
В сухом остатке
Левое и правое полушария
выполняют
разные функции
‘
Довольно повредить
хоть одно полушарие,
и человек онемеет
’
Джон Хьюлингз Джексон
(1835–1911), английский невролог
43
а также у 70 % левшей. У меньшинства людей речь преиму щественно управляется правым полушарием
(или обоими). Соответственно, левое полушарие мозга иногда называют доминантным по отно шению к правому.
Животные также демонстрируют асимметрию и лево/праворукость, но по какой именно причине мозг развился таким образом и почему центры речи обычно располагают- ся в левом полушарии — вполне себе загадка. Согласно одной теории это потому, что левое полушарие специализируется на выполнении сложных последовательностей движений, и речь — из этой категории. В эволю- ционных понятиях асимметрия мозга может быть преимуществом: она позволяет нам выполнять разные задачи в обоих полушариях параллельно, или одновременно.
В сухом остатке
Левое и правое полушария
выполняют
разные функции
‘
Довольно повредить
хоть одно полушарие,
и человек онемеет
’
Джон Хьюлингз Джексон
(1835–1911), английский невролог
СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
44
ваш мозг, вы сами
11
Зеркальные
нейроны
нейроны
Зеркальные нейроны — клетки, срабатывающие и при
выполнении определенных действий, и при наблюдении
за такими действиями. Их соотнесли со многими
поведенческими навыками и способностями — от эмпатии
до обучения через имитацию, а также с расстройствами
типа аутизма. Зеркальные нейроны впервые обнаружили
у обезьян, но до сих пор неясно, существуют ли они
в мозге человека.
Зеркальные нейроны экспериментально обнаружила в мозге макак группа итальянских исследователей в 1990-х годах. Ученые, исследо- вавшие, как мозг контролирует движения рук и рта, вживляли микро- электроды в мозг обезьян, чтобы проследить за дея тельностью отдельных клеток, когда животные тянулись к еде и клали ее в рот.
Эксперименты показали, что активность определенных клеток возрастает именно в процессе этих действий.
Эти клетки расположены в премоторной коре, части мозга, связанной с планированием и выполнением движений, поэтому само по себе это открытие не было слишком уж неожиданным. Однако ученые — случайно — обнаружили, что некоторые такие клетки отзываются, хотя и менее выраженно, если животные даже просто смотрели, как им кладут в рот еду, и сильнее — при наблюдении, как еду кладут в рот другие обезьяны. Затем та же группа ученых выявила зеркальные нейроны в нескольких других областях мозга обезьян. Там нашлись клетки, отзывавшиеся и когда обезьяны наблюдали за некой деятельностью, а также когда просто слышали звуки, с этой деятельностью связанные.
1996
Джакомо Риццолатти с коллегами обнаруживают зеркальные нейроны в мозге обезьян
1999
Вилайянур С. Рамачандран и другие для объяснения аутизма выдвигают гипотезу разбитого зеркала
2002
Риццолатти с коллегами определяют аудиовизуальные зеркальные нейроны у обезьян
зеркальные нейроны
45
Но что же все это означает? Точная роль системы зеркальных нейронов у обезьян до сих пор неясна, однако исследователи, открывшие ее, счита- ют, что они выполняют две функции. Во-первых, зеркальные нейроны связаны с пониманием действий других особей: наблюдение за действием вызывает в системе зеркальных нейронов генерирование воплощения этого действия. Иными словами, система зеркальных нейронов преобразу- ет зрительную информацию в понимание намерения другого существа к действию, т. е. такая реакция соотносится с активностью, провоциру- емой самим действием. Вторая предложенная функция — имитация, т. е. обучение действию наблюдением за теми, кто это действие выполняет.
Отбрасывая длинное отражение
Отбрасывая длинное отражение
Открытие зеркальных нейронов встретили немалым воодушевлением, а некоторые даже сочли его одним из важнейших открытий современной нейробиологии. Поскольку эти нейро- ны обнаружили в мозге обезьян, исследователи рассудили, что они могут обнаружиться и в человеческом мозге.
Как и у обезьян, у человека зеркальные нейроны предположительно играют важную роль в имитации и понимании действий других людей. Некоторые исследователи считают, что эти нейроны необходимы для социальных взаимодействий во многих их аспектах, в том числе для понимания чужих намерений и распознавания умонастроений других людей по их поведению
(эту способность называют теорией сознания, или моделью психического состояния человека); для эмпатии, или представления себя «в чужой шкуре»; для самосознания; для эволюции языка и способности ему учиться.
С учетом их предполагаемой роли в социальном восприятии один видный нейробиолог предположил: поврежденная система зеркальных нейронов есть причина аутизма, расстройства развития мозга, характеризующегося в первую очередь ослабленным навыком социального взаимодействия и коммуникации (
см. вставку на стр. 46).
Тот же исследователь считает, что открытие зеркальных нейронов —
«важнейшая “неизложенная” история десятилетия», и даже отозвался об этих клетках как о «нейронах, сформировавших цивилизацию», потому что мировая культура связана с передачей сложных навыков и знаний от человека к человеку.
2008
Ричард Муни и его группа обна- руживают зеркальные нейроны в мозге певчих воробьиных
2009
Альфонсо Карамацца терпит неудачу в попытке доказать существование адаптации зеркальных нейронов
2010
Марко Якобони и Ицхак Фрид приводят первое прямое доказательство существования зеркальных нейронов у человека
45
Но что же все это означает? Точная роль системы зеркальных нейронов у обезьян до сих пор неясна, однако исследователи, открывшие ее, счита- ют, что они выполняют две функции. Во-первых, зеркальные нейроны связаны с пониманием действий других особей: наблюдение за действием вызывает в системе зеркальных нейронов генерирование воплощения этого действия. Иными словами, система зеркальных нейронов преобразу- ет зрительную информацию в понимание намерения другого существа к действию, т. е. такая реакция соотносится с активностью, провоциру- емой самим действием. Вторая предложенная функция — имитация, т. е. обучение действию наблюдением за теми, кто это действие выполняет.
Отбрасывая длинное отражение
Отбрасывая длинное отражение
Открытие зеркальных нейронов встретили немалым воодушевлением, а некоторые даже сочли его одним из важнейших открытий современной нейробиологии. Поскольку эти нейро- ны обнаружили в мозге обезьян, исследователи рассудили, что они могут обнаружиться и в человеческом мозге.
Как и у обезьян, у человека зеркальные нейроны предположительно играют важную роль в имитации и понимании действий других людей. Некоторые исследователи считают, что эти нейроны необходимы для социальных взаимодействий во многих их аспектах, в том числе для понимания чужих намерений и распознавания умонастроений других людей по их поведению
(эту способность называют теорией сознания, или моделью психического состояния человека); для эмпатии, или представления себя «в чужой шкуре»; для самосознания; для эволюции языка и способности ему учиться.
С учетом их предполагаемой роли в социальном восприятии один видный нейробиолог предположил: поврежденная система зеркальных нейронов есть причина аутизма, расстройства развития мозга, характеризующегося в первую очередь ослабленным навыком социального взаимодействия и коммуникации (
см. вставку на стр. 46).
Тот же исследователь считает, что открытие зеркальных нейронов —
«важнейшая “неизложенная” история десятилетия», и даже отозвался об этих клетках как о «нейронах, сформировавших цивилизацию», потому что мировая культура связана с передачей сложных навыков и знаний от человека к человеку.
2008
Ричард Муни и его группа обна- руживают зеркальные нейроны в мозге певчих воробьиных
2009
Альфонсо Карамацца терпит неудачу в попытке доказать существование адаптации зеркальных нейронов
2010
Марко Якобони и Ицхак Фрид приводят первое прямое доказательство существования зеркальных нейронов у человека
46
ваш мозг, вы сами
Гипотеза разбитого зеркала
В конце 1990-х годов две группы исследователей независимо друг от друга выдвинули так называемую гипотезу разбитого зеркала; она предполагает, что слабость социальных способностей, характерная для аутизма, вызвана расстройствами системы зеркальных нейронов. Гипотеза разбитого зеркала привлекла пристальное внимание СМИ, однако подверглась суровой критике со стороны многих исследователей аутизма. Она основана на допущении, что зеркальные нейроны связаны с пониманием действия, имитацией его и при обретением языковых навыков и что люди с аутизмом не чувствительны к эмоциям и намерениям других людей. Критики утверждают: первое допу щение ошибочно, а также имеются доказательства как раз повышенной чувствительности людей с аутизмом к чужим эмоциям и намерениям.
Более того, гипотеза разбитого зеркала не пытается объяснить, какие именно дефекты могут возникать в системе зеркальных нейронов и отчего.
Так есть ли у нас зеркальные нейроны?
Так есть ли у нас зеркальные нейроны?
Зеркальные нейроны, как выяснилось, штука страшно противоречивая. Немногочисленные результа- ты сканирования мозга показывают, что некоторые области мозга активиру- ются и во время исполнения действия, и при наблюдении за ним, и из этого проистекает предположение, что эти области и есть зеркальная система человека. Однако из сотен других исследований, пытающихся объяснить полученные результаты зеркальными нейронами, лишь очень немногие демонстрируют серьезные доказательства.
Таким образом, пока прямых убедительных аргументов в пользу существова- ния зеркальных нейронов в мозге человека не получено. Более того, некоторые исследователи не смогли найти подтверждения самого существо- вания зеркальных нейронов человека. Например, в 2009 году гарвардские исследователи обратились к явлению под названием «адаптация»: актив- ность нейронов при отклике на одни и те же повторяющиеся стимулы угасает. Исследователи показали участникам эксперимента видеофрагмент, в котором демонстрировались жесты руками, и попросили их повторить увиденные действия.
Сканирование мозга участников эксперимента показало, что клетки адапти- ровались, когда участники сначала наблюдали жесты, а затем имитировали, но не в том случае, когда сначала имитировали, а затем наблюдали.