Файл: Практическая работа Разработка заданий по естественнонаучной грамотности по биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа:
«Разработка заданий по естественно-научной грамотности по биологии».
Учитель биологии: Ракова О.В.
МБОУ СОШ № 23 им. Покрышкина А.И. Кущевский район с. Раздольное
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Задания в исследовании PISA направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.
Задания должны проверять следующие группы естественнонаучных умений:
- научно объяснять явления (3 задания)
Задание № 1
Установите последовательность этапов митоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) укорачивание нитей веретена деления
2) прикрепление микротрубочек к кинетохорам
3) хромосомы выстраиваются на экваторе
4) конденсация хромосом
5) цитокинез
Пояснение. Последовательность этапов митоза:
4) конденсация хромосом → 2) прикрепление микротрубочек к кинетохорам → 3) хромосомы выстраиваются на экваторе → 1) укорачивание нитей веретена деления → 5) цитокинез.
Задание № 2. Умение применять естественнонаучные знаний для объяснения явлений.
Почему в суровых условиях крайнего севера и высокогорных районов преобладают полиплоидные растения? Какой путь видообразования наблюдается в данном случае? Ответ поясните. Как размножаются такие растения?
Пояснение. 1) Полиплоидные формы более жизнеспособны, характеризуются более пышным вегетативным развитием, повышенной устойчивостью, поэтому были сохранены естественным отбором.
2) Видообразование полиплоидизацией относят к симпатрическому пути видообразования, так как видообразование не связано с пространственной изоляцией и происходит в пределах ареала исходного вида.
3) Сбалансированные полиплоиды (имеют парный набор хромосом: тетраплоиды, гексаплоиды и т. д.), как правило, бывают нормально плодовитыми, а несбалансированные полиплоиды (триплоиды, пентаплоиды и т. д.) – бесплодные, размножаются вегетативно
Задание №3.
|
|
|
- проводить учебное исследование (2 задания)
Задание №1. Для жизнедеятельности растений необходим углекислый газ и свет. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял две веточки элодеи и поместил их в две банки с водой, причём в одной из банок он насытил воду углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Обе банки Артур поставил на солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирках появились пузырьки.
Какой процесс жизнедеятельности растений наблюдал Артур?
Пояснение. Растению требуется углекислый газ и свет. Этот процесс называется фотосинтез.
Ответ: фотосинтез.
Задание №2.
У Кати в саду растут яблони, на которых растут очень замечательные яблоки. Но на вкус яблоки отличаются: более спелые плоды значительно слаще незрелых. На уроках биологии, изучая процесс фотосинтеза, Катя узнала, что в результате его образуется крахмал- биополимер, мономером которого является глюкоза. Доступным в домашних условиях реактивом на крахмал является йод. А еще известно, что крахмал не имеет сладкого вкуса, тогда как глюкоза сладкая.
Вопросы:1. Какой способ определения зрелости яблок можно предложить Кате? 2. Что предполагается наблюдать в ходе эксперимента?
1.Кате нужно предложить взять 2 яблока примерно одинаковых по массе и размерам, разрезать их и капнуть раствором йода на срез.
2. На срезе будет наблюдаться различное синее окрашивание. Незрелый плод – почти полное окрашивание, т.к. в нем много крахмала. В зрелом плоде срез практически не окрашивается йодом, или же окрашивание ближе к кожуре. Созревание яблока ведёт к снижению или удалению крахмала. Глюкоза же не окрашивается йодом и придаёт яблоку сладкий вкус.
Типы заданий:
- с множественным выбором ответов.
I. Выбери 1 правильный ответ из 4-х
1. Факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют
а) абиотическими б) биотическими в) экологическими г) антропогенными
2. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют
а) абиотическими б) антропогенными в) оптимальными г) ограничивающими.
3. Взаимное влияние одного и разных видов относят к факторам
а) биотическим б) абиотическим в) антропогенным г) ограничивающим.
4. К биотическим факторам среды относят
а) создание заповедников б) разлив рек при половодье
в) обгрызание зайцами коры деревьев г) поднятие грунтовых вод.
5. Все виды деятельности человека относят к факторам:
а) абиотическим б) биотическим в) антропогенным г) периодическим.
6. Из перечисленных экологических факторов к абиотическим относятся:
а) конкуренция растений за использование питательных веществ
б) влияние растений на жизнь животных
в) сезонные изменения в природе
г) загрязнение окружающей среды человеком.
7. Лесной пожар – абиотический фактор, который способствует:
а) накоплению перегноя в почве
б) появлению длинных цепей питания
в) обогащению воздуха азотом
г) смене природного сообщества
8. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой
а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.
9. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:
а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов
в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.
10. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:
а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.
ОТВЕТЫ1.в
2. г
3.а
4. в
5.в
6. в
7. г
8. в
9. а
10.в
- задания на сопоставления.
Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ | | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы | | 1) дивергенция 2) конвергенция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции: ласты кита и роющие конечности крота; разные формы клюва у вьюрков.
Конвергенция — процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов: крылья птицы и крылья бабочки; обтекаемая форма тела дельфина и акулы; крылья летучей мыши и крылья совы.
Ответ: 12212.
Установите соответствие между примерами и видами вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ВЕЩЕСТВА |
А) известняк Б) гранит В) почва Г) ил Д) нефть Е) песок | | 1) биогенное 2) биокосное 3) косное |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение. 1) биогенное: А) известняк; Д) нефть
2) биокосное: В) почва; Г) ил;
-
косное: Б) гранит; Е) песок
Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | КЛАССЫ |
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки. Б) Подавляющее большинство представителей — хищники. В) Тело состоит из головы, груди и брюшка. Г) Способны поглощать только жидкую пищу. Д) Имеют четыре пары ходильных ног. Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза. | | 1) Насекомые 2) Паукообразные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Признаки насекомых: имеется стадия куколки (у некоторых представителей), тело состоит из головы, груди и брюшка, разнообразные типы ротовых аппаратов; имеют три пары ходильных ног; на голове могут располагаться простые и сложные глаза. Признаки Паукообразных: подавляющее большинство представителей — хищники; тело состоит из головогруди и брюшка; способны поглощать только жидкую пищу; имеют четыре пары ходильных ног; 8 простых глаз.