ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2021
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
-
Законодательно- нормативное регулирование аудиторской деятельности
Законодательный. Главным законодательным актом является ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», который определяет место, задачи, организацию аудита и т.д. В связи с передачей полномочий по регулированию аудита от государства СОА, важное значение имеет также ФЗ №315 от 1.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».
Нормативный. Включает в себя Федеральные Правила-Стандарты Аудиторской Деятельности (ФПСАД), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся также нормативные акты, устанавливающие активные положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Методический. Включает внутренние правила (стандарты) СОА, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений. К этому уровню относятся нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие специфические особенности аудита по видам (общий, банковский, страховой аудит).
Внутрифирменный. Включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывали аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов, стандартов СОА и практики аудита.
-
Стандарты аудиторской деятельности
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членам указанной саморегулируемой организации аудиторов.
-
Понятие обязательного аудита
Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
4) в иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
4.
Договор на проведение обязательного
аудита бухгалтерской (финансовой)
отчетности организации, в уставном
(складочном) капитале которой доля
государственной собственности составляет
не менее 25 процентов, а также на проведение
аудита бухгалтерской (финансовой)
отчетности государственной корпорации,
государственной компании, государственного
унитарного предприятия или муниципального
унитарного предприятия заключается
по итогам размещения заказа путем
проведения торгов в форме открытого
конкурса в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 21 июля 2005 года
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных
нужд".
-
Виды аудита и порядок аттестации аудитора
Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:
1) сдало квалификационный экзамен; 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации. 2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена 3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. 4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, 5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи; 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи. 7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. 8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. 9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации,не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях: 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту. 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований. 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным; 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор. 3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
Виды аудита согласно российской практики:
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.
-
Права и обязанности аудитора и аудируемых лиц
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит; 2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам; 4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; 4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности; 5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов; 2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе: 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов; 2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано: 1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
4)
исполнять требования федеральных
стандартов аудиторской деятельности
и иные обязанности, вытекающие из
договора оказания аудиторских услуг.
-
Состав и содержание и виды аудиторского заключения
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование "Аудиторское заключение";
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица); 3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения; 4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором; 6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита); 7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности; 8) указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг. 5. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической, итоговой. Вводная часть представляет собой сведения об аудиторе (аудиторской организации). Аналитическая является отчетом аудитора (аудиторской организации) аудируемому лицу об общих результатах проверки. Данная часть заключения включает наименование проверяемого субъекта, объект аудита, период деятельности, за который проводилась проверка, общие результаты проверки. Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления аудируемым лицом. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Она адресуется учредителям (участникам) аудируемого лица, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита. В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между проверяемым субъектом и аудитором (аудиторской организацией) в отношении бухгалтерской отчетности. Итоговую часть заключения проверяемый субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведению им финансового учета.
К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность. Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности аудируемое лицо должно устранить эти искажения, то есть бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудитором. Если аудиторское заключение составляется после представления проверяемым субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности для того, чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены аудируемым субъектом в установленном порядке. Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предпринимателя, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.
Заключение, составленное по результатам проведенного аудита, может быть различного вида:
а) безусловно положительное - составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
б) условно положительное - составляется в случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.
в) отрицательное - составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности, и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно-положительное заключение.
Отказ от составления заключения составляется тогда, когда аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заключения, а также в том случае, если в ходе аудита возникли обстоятельства, нарушающие принцип независимости аудитора.
-
Аудиторские доказательства источник, методы их получения
Аудиторские доказательства — это сведения, полученные в ходе осуществления аудита для достижения поставленной цели.
Источниками получения аудиторских доказательств могут быть:
первичные документы, регистры бухгалтерского учета;
письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
К факторам, влияющим на суждение аудитора о том, что является достаточным, надлежащим аудиторским доказательством, относятся:
характер систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценка риска средств контроля;
существенность проверяемой статьи финансовой отчетности;
опыт работы аудитора;
результаты аудиторских процедур;
источник и достоверность информации.
Процедуры получения аудиторских доказательств подразделяют на следующие виды:
инспектирование — проверка записей, документов или материальных активов;
наблюдение — отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;
запрос — поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица;
подтверждение — ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях;
пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных учетных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельно расчетов;
аналитические процедуры — анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях аудируемого лица, а также изучение взаимосвязи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причин возможных отклонений от нее.
При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, аудитору необходимо исходить из следующих правил:
аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, поступившие из внутренних источников;
аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
-
Планирование аудита
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также в разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:
– комплексности – предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;
– непрерывности – выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок;
– оптимальности планирования – заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить его вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудита необходимо выделить следующие основные этапы:
– предварительное планирование;
– подготовка и составление общего плана;
– подготовка и составление программы аудита. Программа аудита может реализовываться на следующих этапах аудиторской проверки:
– этапе проведения предварительной проверки, связанной с ознакомлением с финансово-хозяйственной деятельностью, состоянием системы учета и внутрихозяйственного контроля организации;
– этапе проведения независимой проверки хозяйственных операций;
– этапе проверки достоверности данных статей бухгалтерского учета.
Аудиторская организация самостоятельно определяет требования к формам составления и оформления аудиторских планов и программ.
Аудиторские программы могут быть в виде: программы тестов контроля, которые содержат процедуру для сбора информации о функционировании системы внутрихозяйственного контроля организации; программы проверки оборотов и остатков на счетах, которые содержат процедуру для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах.
Аудиторская организация может разрабатывать свои стандарты плана проверки и аудиторских программ.
Аудиторская программа является также средством обслуживания рабочего места и средством повышения качества работы каждого члена аудиторской группы (бригады). Поэтому программу аудита следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение – как нарушение трудовой и производственной дисциплины.
-
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Основная цель проверки – соблюдение действующего законодательства и правильность организации бухгалтерского учета в области расчетов с подотчетными лицами.Основные задачи – подтверждение первоначальной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами; проверка организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами; подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
"ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Источники информации:
• первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые расходные и приходные ордера);
• журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов;
• первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т. д.); авансовые отчеты. План и программа проверки. I этап. 1) Проверка и изучение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы.2) Проверка наличия журнала учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих из командировок. 3) Проверка наличия в учетной политике сроков, на которые выдаются деньги под отчет.
II этап. 1) Проверка правильности оформления первичных учетных документов. Обратить внимание на оправдательные документы (наличие на чеках реквизитов и пр.). 2)Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами. 3)Проверка соответствия записей о выдаче, использовании, возврате подотчетных сумм данным регистра по счету 71. 4) Установление факта выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса. 5) Проверка своевременности возврата неизрасходованных подотчетных сумм, выданных на командировочные и операционно-хозяйственные расходы. 6) Проверка правильности отнесения на себестоимость операционно-хозяйственных расходов из подотчетных сумм и оприходования приобретенных через подотчетных лиц материальных ценностей. 7)Проверка правильности отражения в учете приобретения материальных ценностей. 8)Проверка обоснованности предъявления бюджету НДС по приобретенным материальным ценностям, оплачиваемым работам и услугам. 9) Проверка правильности учета норм (пределы норм) на командировки. 10) Проверка учета операций с валютой, в частности курсовых разниц. 11) Проверка правильности расчетов с лицами, не работающими в организации.
Д50 К71 - выдаем деньги из кассы( не позднее 3 дней выдачи денежных )
Д41 К71 - если сотрудник покупал товары
Д10 К71 «Расчеты с подотчетными лицами» - если сотрудник покупал материалы, ГСМ
Д26 (44) К71 - представительские расходы
Д26 (44) К71 - командировочные расходы
Д26 К71 - если деньги были получены нотариальные, почтовые, хозяйственные расходы
Д50 К71 - внесен остаток в кассу
Д71 К50 - получен перерасход (если сотрудник потратил больше или вообще не брал аванс)
Д70 К71 - удержать деньги из заработной платы Д73 К71 - если сотрудник не отчитался за
Д94К71 - списываем задолженность по подотчетной сумме на недостачи и потери
Д91 К94 - если организация приняла решение не возмещать или возместить невозможно.
-
Аудит операций с денежными средствами
Цель-
проверить законность и утвердить
достоверность операций .
Чтобы
достичь цели: 1) нормативные правовые
акты, учетн. Инф. 2) Источники аудита:
ФЗ о б/у; ПБУ по ведению б/у и о; Учет
активов выраженных в ин.валюте; Порядок
ведения кассовых операций .
Уч.информация:
баланс, отчет о движении денежных
средств ,Гл.книга, уч.регистры ,первичн.
Документация.
Внезапная
инв. кассовой наличности; правила
хранения и сохранности ден средств;
соблюдение кассовой дисциплины (лимит);
проверка кассовых операций; правильность
отражения операций по расчетному счету
Кор. Д51 Кт60. .
Аудитору
также необходимо проверить:
-
есть ли приказ руководителя,
устанавливающий периодичность проверок
кассы;
-
проводятся ли внезапные ревизии
кассы;
-
наличие договора с кассиром о полной
материальной ответственности.
К
счету 50 «Касса» могут быть открыты
субсчета:
50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации.;
50-2 «Операционная касса»- учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор;
50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и др.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
прямого хищения ДС, не замаскир-го никакими дейс-ми: 1) инв-ция кассовой налич-ти;
хищения ДС, маскируемого расписками долж-х лиц, раб-в бух-ии и пр-х сотр-в п/п-я: проверки наличия: 1) на ПиРКО подписи глбуха или уполном-го лица; 2) на РКО подписей рук-ля п/п-я или уполном-го лица и расписок получателей денег; 3) устный опрос лиц, получивших деньги по РКО, но не подтвердившим этот факт своей распиской;
сл-ев неоприх-ния и присвоения пост-ших ДС: проверки: 1) чек-й книжки п/п-я на полноту; 2) полноты оприх-ния ДС в кассу п/п-я, полученных из банка по чеку; 3) своевр-ти расчетов сотр-в п/п-я по ком-ным расх-м; 4) своевр-ти расчетов сотр-в по сред-м, выданным на хознужды; 5) соот-вия ПКО записям в журнале их рег-ции; 6) одновр-ти офор-я ПиРКО и движения денег по ним; 7) журнала учета выданных дов-тей и прав-ти оприх-я сумм по ним;
излишнего списания денег по кассе путем повторного сп-ния одних и тех же док-в:проверки: 1) полноты перв-х РиПКО, приложенных к отчету кассира; 2) прав-ти и своевр-ти гашения приложений;
излишнего списания денег по кассе без оснований или по подложным док-м:проверки: 1) совпадения РКО с инф-цией о них, сод-щейся в журнале их рег-ции; 2) доброкач-ти перв. док-в; 3) обоснов-ти вкл-ния лиц в расч-плат. вед-ти;
случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам и орг-циям, депонир-й з/п и ср-в, начисл-х по др-м осн-ям: проверки: 1) соот-вия платежных вед-й реестрам депон-х сумм; 2) полноты и своевр-ти сдачи в банк депон-х сумм; 3) полноты оприх-я депон-х сумм на р/с в банке; 4) соот-вия выписанных РКО журналу рег-ции депонентов; 5) соот-вия данных синт. и анал. учета ДС;
сл-ев нарушений при расчетах с нас-ем наличными ДС за ГП, товары, выпо-е работы и оказанные услуги с прим-ем ККМ: проверки: 1) прав-ти ведения книг кассира-операциониста; 2) полноты оприх-я в кассу п/п-я выручки ККМ; 3) своевр-ти постановки на учет и снятия с него ККМ в нал-м органе;
некорректного отражения касс-х о-ций в регистрах синт. учета: 1) проверки соот-вия контировки, проставленной на перв-х касс-х док-х, записям в Ж-О № 1 «Касса»
Д50К51-снята с расч. Счета в кассу
Д70К50-выдана зарплата
Д50К71-выдана подотчет деньги
Д50К62-пост. От поставщиков
Источники информации:
• Договоры на банковское обслуживание, Выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами, Главная книга, баланс, отчет о двидение денежных средств, налоговая отчетность,
План проверки: 1) установить количество и состав открытых предприятием в банках рублевых и валютных счетов, классифицировать хозяйственные операции, связанные с движением иностранной валюты; 3) определить правильность отражения банковских операций в учете; 4) дать оценку состояния платежно-расчетной дисциплины; 5)провести арифметический контроль расчета курсовых разниц и подтвердить отражения на счетах бухучета.
Программа проверки: 1) выборочно проверяются банковские выписки с приложенными документами; 2) устанавливается правильность учета поступивших денежных средств и полнота их зачисления, а также правильность корреспонденции по счетам 51, 52, 55, 57;3) изучаются контракты (договоры), заключенные предприятием с иностранными партнерами по экспортно-импортным операциям; 4) проверяется полнота и своевременность зачисления валютной выручки предприятия-экспортера на его валютные транзитные счета в уполномоченных банках; 5) при закупках товаров по импорту проверяется исчисление покупной стоимости поступающих товарно-материальных ценностей, исходя из условий контрактов с учетом таможенных пошлин, транспортных расходов и прочих расходов по закупке товаров или иных ценностей.
-
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Цели и задачи: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение порядка оплаты реализации продукции и анализ размера реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС и т. д.
Источники информации:
• договоры на поставку продукции;
• счета-фактуры;
• акты сверки расчетов;
• копии платежных документов;
• акты инвентаризации расчетов;
• учетные регистры по счету 62;
• главная книга и бухгалтерская отчетность.
План и программа проверки. I этап. При обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.
II этап. Проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо: 1) проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа); 2) наличие книги продаж и правильность ее ведения; 3) структура реализации продукции (проверяются как отпускные цены, так и цены по реализации); 4) виды дотаций на продукцию и их размеры; 5) размер претензий, предъявление показателей и порядок их размещения; 6)размер коммерческих расходов и доходов по реализации продукции; 7) транспортные расходы и оплата погрузочно-разгрузочных работ, а также правильность их оформления.
III этап – это проверка правильности отражения данных первичного учета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяются реестры реализации продукции по ее видам, сортности, отпускным ценам и ценам реализации. При проверке расчетов с покупателями определяется правильность списания на реализацию продукции себестоимости реализованной продукции части накладных расходов, размера коммерческих расходов в целом по предприятию и по структурным подразделениям, а также видам продукции. С этой целью проверяются бухгалтерские справки по закрытию счетов 25, 26, 44, 45 и бухгалтерские справки по закрытию счетов 08, 20, 23, 90, 91, 97.
IV этап. В заключение все выявленные расхождения классифицируются по видам нарушений, определяется размер убытков от неправильного ведения и организации учета и делается предположение по улучшению организации учета с покупателями, порядку заключения договоров, видов оплаты по ним, порядок уплаты налогов и порядок составления положения об учетной политике предприятия.
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут открываться субсчета:
62-1 «Расчеты в порядке инкассо» – расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам к оплате расчетным документам;
62-2 «Расчеты плановыми платежами» – расчеты с покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, носящих постоянный характер и не заканчивающихся при поступлении оплаты по последнему расчетному документу;
62-3 «Расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями».
По кредиту счет 62 корреспондирует:
с дебетом счетов 50, 51, 52 – по получению денежных средств в оплату предъявленных покупателям и заказчикам счетов;
с дебетом счета 62, субсчет «Авансы полученные» – по зачету авансов полученных;
с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» – при списании убытков от дебиторской задолженности, и т. д.
По дебету счет 62 корреспондирует с кредитом счетов 90-1 «Выручка», 91-1 «Прочие доходы» – на сумму предъявленных покупателям и заказчикам расчетных документов.
-
Аудит уставного капитала и с учредителями
Целью проверки формирования уставного капитала является формирование мнения относительно соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству в части правильности формирования и изменения его уставного капитала. Источники информации Для проверки правильности формирования уставного капитала также необходимо проанализировать документы, подтверждающие права на объекты недвижимости и земельные участки, вносимые учредителями в качестве вклада в уставный капитал.
План и программа проверки. Необходимо выяснить, кто является учредителями предприятия, размер уставного капитала и доли каждого учредителя, порядок распределения чистой прибыли предприятия и выплаты дивидендов. Для достижения цели аудита формирования уставного капитала необходимо решить следующие задачи: 1) проверка порядка формирования уставного (складочного) капитала; 2) изучение структуры уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала должен составлять для ОАО не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для ЗАО и ООО – не менее 100 МРОТ. Некоммерческие организации в соответствии с законодательством не могут иметь уставный капитал. В виде вклада в уставный капитал общества его учредителями могут быть внесены: 1) денежные средства (Д 50, 51,52 К75);2) внеоборотные активы (Д 01,04,07 К75); 3) ценные бумаги (Д 58 К75).
Изучая учредительные документы, аудитор одновременно решает несколько задач:
определяет состав учредителей;
проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;
определяет величину уставного капитала для последующей сверки с данными бухгалтерского учета и отчетности;
собирает данные, необходимые для заполнения рабочей документации и составления аудиторского заключения;
обирает данные, которые могут использоваться при проверке иных существенных показателей бухгалтерской отчетности или обусловить модификацию аудиторского заключения.
К
счету 75 "Расчеты с учредителями"
могут быть открыты субсчета:
75-1
"Расчеты по вкладам в уставный
(складочный) капитал";
75-2
"Расчеты по выплате доходов" и др.
Д75к80-задолжность в устав. Капитал
Д80к75-начислены доходы учредителям
Д07 К75.1- Поступили основные средства в счет вкладов учредителей в уставный капитал
Д08.5 К75.1- Поступили нематериальные активы в счет вкладов учредителей в уставный капитал
-
Аудит с поставщиками и подрядчиками
Основная цель проверки – соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.
Источники информации:
• положение об учетной политике; договоры поставки; накладные; счета-фактуры, акты сверки расчетов;
• протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов, копии платежных документов; книга покупок; бухгалтерская отчетность.
План и программа проверки.
1. Проверка правильности оформления первичных документов по приобретению ТМЦ и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности.
2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности.
3. Оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Задачи проверки по счетам 60, 76: наличие и правильность формирования документов, определяющих права и обязанности сторон; правильность оценки полученных товарно-материальных ценностей; правильность учета по счетам 60 и 76; полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ. Основным документом является договор, заключенный между заказчиком и поставщиком. Аудитор должен проверить, что аналитический учет ведется по каждому поставщику отдельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ. По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на счет 91.
62.02-авансы выданные
Д10К60-посткпление товаров
Д19К60-НДС
К60Д51-оплачен счет
К60д60-зачтен аванс
-
Аудит учредительных документов
Целью проверки учредительных документов признается подтверждение законных оснований деятельности организации на протяжении всего периода ее функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации.
Источники информации: 1) устав или учредительный договор; 2) протоколы собрания учредителей; 3) свидетельство о государственной регистрации предприятия; 4)свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для предприятий с участием иностранного капитала; 5) свидетельство о регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, во внебюджетных фондах; 6) проспекты эмиссии; 7) реестр акционеров для акционерных обществ; 8) лицензии; 9) акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала); 10) учетные регистры и пр.
Для достижения цели аудита учредительных документов должны быть решены следующиезадачи.
1. Определить юридический статус предприятия. Сферу деятельности и права его функционирования.
2. Установить наличие лицензий по видам деятельности подлежащего лицензированию.3. Проверить полностью ли проведены все расчеты с учредителями, соблюдено ли законодательство по налогам.
План и программа проверки. В ходе проверки учредительных документов необходимо установить: 1) структуру управления в организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений; 2) своевременность внесения изменений в учредительные документы (если таковые были); 3) виды деятельности предприятия; 4) учредителей организации, их права и обязанности; 5)размер уставного капитала и доли каждого учредителя; 6) своевременность внесения учредителями своих долей в уставный капитал; 7) правильность оформления документации по взносам в уставный капитал; 8) предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности; 9) предусмотрено ли в учредительных документах создание резервного и других фондов; 10) имеет ли право организация создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс; 11) наличие лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством; 12) порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении по итогам года после уплаты обязательных платежей; 13) правильность начисления доходов учредителей и акционеров и удержания налогов на доходы и т. п.
1) А учр-х док-в:
а) Проверка учр-х док-в (УД), б) Проверка наличия разрешит-х док-в на право зан-ся опр-ми видами деят-ти, в) Прослеж-е отраж-я вел-ны УК, долей, распред-ным согласно УД, г) Сопост-е УД, реш-й акц-ров, собс-ков, рук-ва эк. субъекта с данными БУ по отраж-ю видов деят-ти,
д) Проверка док-в, подтвер-щих права собст-ти учр-лей на имущ-во, вносимое в кач-ве вклада в УК, е) Проверка рег-ции изменений УД.
2) А форм-я УК: Проверка:
а) прав-ти отраж-я в БУ взносов в УК, б) наполнения УК по учр-лям и по срокам, в) вел-ны задолж-ти по вкладам в УК, вел-ны собс-х акций, выкупленных у акц-ров, г) прав-ти оценки и бух-го оформления вносимых в УК матер-х ценностей, объектов недв-ти, прав и т.д. в качестве вкладов, д) бух-го оформления при увел-ии или умен-нии УК.
3) А расчетов с учр-ми: Проверка:
а) отраж-я расчетов с учр-ми по счетам «Задолж-ть участников (учр-лей), по вкладам в УК» и «Зад-ть участником (учр-лем) по выплате доходов», б) полноты и прав-ти расчета дох-в, пол-ных учр-ми, в) орг-ции учета и выплаты див-дов, г) факт-го пост-ния в кач-ве вкладов уч-лей в УК об-х и внеоб-х активов, д) факт-го выбытия об-х и внеоб-х активов в рез-те расчетов с уч-ми, е) расчетов при выбытии из состава уч-лей.
4) А начисл-я, удерж-я и перечисл-я налогов и иных обяз-х платежей: Проверка прав-ти расчетов по: НДС, по налогу на прибыль, по НДФЛ, по иным обяз-м платежам.
-
Аудит по движению ОС
Цель проверки: 1) изучение состава и структуры основных средств, условия их хранения и эксплуатации; 2) подтверждение достоверности оценки основных средств в учете; 3)проверка правильности оформления и отражения в учете, операций по движению основных средств; 4) подтверждение достоверности сумм начисленной амортизации и износа; 5) установление объемов выполненных ремонтов основных средств и подтверждение правильности результатов в учете; 6) оценка качества проводимой перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств; 7) подтверждение итогов проводимой переоценки при наличии таковой.
Источники информации: 1) договоры купли-продажи основных средств; 2) акты приема-передачи основных средств; 3) акты на списание основных средств и другие формы первичных документов по учету основных средств; 4) регистры синтетического и аналитического учета основных средств; 5) главная книга; 6) приказ об учетной политике.
План и программа проверки. I этап. Аудитор должен изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета. В процессе изучения устанавливается правильность отнесения объектов к основным средствам, их классификация, а также формирование инвентарных объектов основных средств. Для этого аудитор выясняет, соблюдались ли при принятии объектов к учету требования ПБУ 6/01: 1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; 4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
II этап. Аудитору необходимо получить сведения об условии хранения и эксплуатации объекта, их сохранности (наличие договоров о материальной ответственности), закреплении объектов за конкретным подразделением, наличии инвентарных номеров и технической документации.
Проверка соблюдения правил учета применяется при проверке учета основных средств и нематериальных активов. Аудитор проверяет соответствие закону «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции счетов
К
счету 01 "Основные средства" могут
быть открыты субсчета:
01-1
"Производственные основные средства
основной деятельности (кроме скота,
многолетних насаждений, инвентаря,
земельных участков и объектов
природопользования)";
01-2
"Прочие производственные основные
средства";
01-3
"Непроизводственные основные
средства";
01-4
"Скот рабочий и продуктивный";
01-5
"Многолетние насаждения";
01-6
"Земельные участки и объекты
природопользования";
01-7
"Объекты неинвентарного
характера";
01-8
"Инвентарь и хозяйственные
принадлежности";
01-9
"Основные средства, полученные по
лизингу и в аренду";
01-10
"Прочие объекты основных
средств";
01-11
"Выбытие основных средств".
Д01К08-ОПРИХОДОВАН ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Д01К08,4-ОС НЕ ТРЕБ. МОНТАДА ВВДЕН В ЭКСПЛ.
91,2-01-УМЕНЬШЕНА СТОИМ. ОС В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕОЦЕНКЕ
99-01-ОСТАТ. СТОИМ. ОС
-
Аудит с расчетов по оплате труда
Цель: проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержания из нее; документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками; определение обоснованности и правильности начисления основной и дополнительной заработной платы, различных доплат и удержаний.
Источники информации: 1) штатное расписание; 2) положения по предприятию; 3)приказы, распоряжения; 4) контракты; 5) договоры гражданского правового характера;6) договоры личного страхования; 7) договоры на выдачу ссуд; 8) табеля учета использования рабочего времени; 9) наряды; 10) листки временной нетрудоспособности;11) тарифные ставки (или условия контракта); 12) нормы и расценки, введенные на предприятии; 13) начисления доплат на виды ненормированного труда; 14) суммы по депонированной заработной плате; 15) исполнительные листы; 16) расчетно-платежные ведомости;
17) лицевые счета и налоговые карточки работников;
18) авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами; 19) акты инвентаризации имущества; 20) учетные регистры по счетам 68, 69, 70, 73, 76, 91, 94;21) главная книга; 22) бухгалтерская отчетность; 23) положение об учетной политике предприятия.
Особое внимание соответствия трудовому законодательству следует обратить на порядок предоставления и расчета отпусков (глава 19 ТК РФ), на продолжительность рабочего времени и оплату труда, в том числе за сверхурочную работу, совместительство (гл. 15, 21 ТК РФ), а также на порядок оплаты в выходные и праздничные дни (глава 18 ТК РФ). Особое внимание следует уделить внутренним локальным актам предприятия с точки зрения предоставления гарантии и компенсации работникам предприятия (раздел 7 ТК РФ).
План и программа проверки:
• подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухучета расчетов с персоналом (на основе тестирования);
• подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражениям их в учете;
• установление законности и полноты удержания из заработной платы;
• проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда;
• проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям. В ходе проверки необходимо выборочно проверить: правильность отнесения к ФОТ; правильность отнесения отдельных выплат к расходам, учитываемым и неучитываемым для цели исчисления налога на прибыль; сопоставимость выплат, на которые не начисляются НДФЛ, ЕСН на предприятии с соответствующими статьями НК РФ (217, 238, 270); правильность расчета материальной выгоды при наличии ссуд, выданных работникам (с учетом требований главы 23.).
Источниками
информации, используемой в процессе
проверки, являются:
-
аналитические и синтетические данные
по счетам 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда», 88 «Нераспределенная
прибыль» (субсчет «Фонд потребления»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами» (субсчет «Расчеты с
депонентами»),
68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению»,
70/50-зарплата из кассы
70/81-на карточки перевед
70/68- удержан ндфл
70/94-удержан подотчет суммы
20/70-начислена зарплата