Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стимулирование конфликта — это его провокация. Оно оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
(Средства стимулировани конфликтов могут быть самыми раз ными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т д.).
Регулирование конфликта — это деятельность по ослаблению и ограничению конфликта, обеспечению его развития в сторону разре-
шения. Регулирование осуществляется поэтапно.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими.
II этап. Достижение соглашения межд конфликтующими сторона-
ми по признанию и соблюдению установленных норм правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтног взаимодействия.
В процессе регулирования конфликта важно учитывать некоторые технологии. (рис.)
Разрешение конфликта — это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быт полным и неполным.
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
достаточная зрелость конфликта;
потребность субъектов конфликта в его разрешении;
наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения кон
фликта.
Формы разрешения (дать схему):
Схема
уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой
основе (компромисс, консенсус);
взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Тематика курса
Тема 1. Введение в психологию. Психологическая структура личности.
1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний.
2. Предмет, методы, отрасли психологии.
3. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.
4. Основные отечественные и зарубежные теории личности.
Тема 2. Психологическая структура личности. Структурно-функциональная организация нервно-психической деятельности.
1. Психологическая структура личности. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект деятельности и их соотношения.
2. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
4. Функциональная морфология нервной системы.
5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.
Тема 3. Психические процессы и свойства личности: ощущение
и восприятие.
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
4. Классификация основных видов восприятия
5. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
Тема 4. Психические процессы и свойства личности: представление, память и мышление.
1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.
2. Характеристика видов памяти.
3. Представления. Их классификация, свойства и функции.
4. Общая характеристика мышления. Операциональные компоненты мышления.
5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.
Тема 5. Психические процессы и свойства личности: язык и
речь.
1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
2. Классификация видов речи.
3. Речевые свойства личности.
4. Воображение и его виды.
5. Приемы творческого воображения.
Тема 6. Психические процессы и свойства личности: эмоции и
воля.
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности
3. Эмоциональные проявления и их разновидности
4. Воля и волевые свойства личности
Тема 7. Температмент и характер
1. Темперамент, теории, объясняющие разделение людей по темпераментам.
2. Краткая характеристика темпераментов (по И.П.Павлову):
3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками личности.
4. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.
Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.
1. Способности, их классификация, уровни выраженности.
2. Природа способностей и их развитие.
3. Личность и ее социальные роли
4. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психологических барьерах.
Тема 9. Классические типологии личности
1. Психоаналитическая типология
2. Типология конституциональных различий У.Шелдона
3. Типология Юнга
4. Типология Э.Фромма
5. Акцентуации характера
Тема 10. Психология конфликта
1. Психологическая совместимость.
2. Сущность конфликта и его структура
3. Классификация конфликтов и их причины
4. Типология поведения личности в конфликте
5. Динамика конфликта и управление им
Билет 1
1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний.
2. Типология личности Э.Фромма
Билет 2
1. Предмет, методы, отрасли психологии.
2. Темперамент, теории, объясняющие разделение людей по темпераментам.
Билет 3
1. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения. Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.
2. Воля и волевые свойства личности
Билет 4
1. Основные отечественные и зарубежные теории личности.
2. Динамика конфликта и управление им
Билет 5
1. Психологическая структура личности. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект и объект деятельности и их соотношения.
2. Эмоциональные проявления и их разновидности
Билет 6
1. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
2. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов и их причины
Билет 7
1. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
2. Способности, их классификация, уровни выраженности.
Билет 8
1. Функциональная морфология нервной системы.
2. Типология конституциональных различий У.Шелдона
Билет 9
1. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы. Понятие управления в психической деятельности.
2. Общая характеристика мышления. Операциональные компоненты мышления.
Билет 10
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
2. Краткая характеристика темпераментов (по И.П.Павлову):
Билет 11
1. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
2. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.
Билет 12
1. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
2. Природа способностей и их развитие.
Билет 13
1. Классификация основных видов восприятия
2. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психологических барьерах.
Билет 14
1. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
2. Типология поведения личности в конфликте
Билет 15
1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.
2. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками личности.
Билет 16
1. Представления. Их классификация, свойства и функции.
2. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.
Билет 17
1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
2. Типология личности Юнга.
Билет 18
2. Классификация видов речи.
3. Речевые свойства личности. Психоаналитическая типология личности.
Билет 19
1. Воображение и его виды. Приемы творческого воображения.
2. Психологическая совместимость.
Билет 20
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
2. Личность и ее социальные роли
Билет 21
1. Виды чувств и эмоциональные свойства личности
2. Акцентуации характера
0.82
Тема — 7
1. Понятие о темпераменте.
- определение,ведущие компоненты т.(3), особенности т. (3)
Родоначальник учения о т. Гиппократ
Конституциональные типологии (Кречмер — в Европе; Шелдон — в Америке)
Психофизиологическая концепция т. В.М.Русалова
Теория т. И.П.Павлова
Великие представители с разл. т.
2. Краткая х-ка т. по И.П.Павлову.
Холерический т., сангвинический, флегматический и меланхолический.
3. Взаимосвязь т. с др. х-ками личности.
Поведение чел. зависит не только от особенностей т., но и от складывающихся обстоятельств.
- Т. и деятельность. (монотонная деятельность в одиночестве
- больше подходит м., экстремальная — х. и с.). Возможно формирование инд. стилей деят.
- Т. и отношения (к деят. и др. лицу).
- Т. и культура ( на проявления т. влияют воспитание, моральные х-ки чел. и сила воли).
Способы выявления т.
- х-р активности и эмоциональности
- спец. опросники.
4. Х-р и его структура. Индивид. и типическое в характере.
- опред.
- примеры характеров (эгоист, альтруист, скупец, нерешительный, внушаемый).
- На форм. особ. х. влияют.
условия жизни и деятельности (в настоящем или прошлом);
особенности воспитания;
состояние здоровья человека;
тип ВНД.
- Х. проявл. в поступках и действиях; в речи (ее особенностях);
мимике (внешний облик, прежде всего особенности лица);
пантомимике (поза, походка).
в одежде и т.п.
- Х. влияет на
он влияет на успешность проф. деятельности;
на жизнь малых соц. групп (семья, коллектив);
на состояние здоровья
К основным группам черт характера относят: моральные (чуткость, внимание, деликатность); волевые (решительность, настойчивость, твердость); эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность).
Свойства положительного характера:
- Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленностй и формы поведения.
- Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности.
- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения.
- Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели
- Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
- Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.
Пути изменения характера:
- самовоспитание
- воспитание (конструктивная критика, стимулирование поведения моральными и материальными средствами и т.п.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ. Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной деятельности определенный "типический характер". Феодализм, например, выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина; капитаизм-типические характеры буржуа и рабочего.