Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы построения психологических исследований.
- Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.
Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.
Убедительным доказательством соблюдения принципа объективности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.
- Изучение психических явлений в их развитии. Важным принципом построения психологических исследований является изучение
психических явлений в их развитии.
- Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.
Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое — дает возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом.
Методы исследования, применяемые в психологии
Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация.
Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:
- методы организации исследований (лонгитюдный, сравнительный);
- методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наблюдение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естественный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
- методы обработки материала (качественный и количественный анализы).
Этапы проведения психологического исследования.
Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.
Так, любое исследование имеет следующие этапы:
1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе которого изучается литература по интересующему вопросу и проводится первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета.
Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.
2) Второй этап — это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экспериментальное оборудование.
3) Третий этап — основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
4) Четвертый этап — качественный и количественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.
Психология в системе других наук
Человек изучается в различных дисциплинах
- как представитель биологического вида
- как член общества
- как субъект деятельности
Исходя из этого, психология имеет тесные связи со следующими науками:
- биологическими (биология, антропология, анатомия, эмбриология и т.д.)
- гуманитарными (философия, педагогика, социология, история)
- техническими (эргономика, инженерная психология).
Отрасли психологии, их взаимосвязь Психологическая наука на современном этапе развития предс-
тавляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин.
Отдельные области психологии тесно связаны между собой.
Различают следующие отрасли психологии:
Общая психология исследует наиболее общие закономерности пси-
хической деятельности взрослого нормального человека.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в различном возрасте.
Педагогическая психология исследует психологические основы
обучения и воспитания.
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности.
Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной.
Космическая психология занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки.
Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке
Психология спорта разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений.
Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений.
Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в группах, положение личности в них.
Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, а также психологические особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного, психологические основы перевоспитания преступников.
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.
Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей.
Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).
Сравнительная психология изучает психику животных.
3. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.
Психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад.
Материальной основой психики является деятельность центральной нервной системы. При этом, по мере усложнения строения нервной системы усложнялась и психическая деятельность.
Этапы развития Н.С.:
1) простейшая н.с. — сетевидная — у кишечноплостных (гидра, медуза, актиния) — форма поведения (недифференцированные реакции
на различные раздражители);
2) ганглиозная (цепочная) Н.С. — у насекомых (возможны обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения). (Сенсорная стадия развития психики).
3) ЦНС (у позвоночных животных) — возможно целостное отражение предмета (Перцептивная стадия развития психики).
Формы поведения животных
- Инстинкт (врожденная видовая форма поведения; для него х-но 1)шаблонность, 2) жесткая детерминация, 3) они вызываются строго определенными раздражителями.)
- Навык (индивидуально приобретенная форма поведения) (вырабатывается в течение жизни, изменяется при изменении обстанов),
и интеллектуальная форма поведения (отражаются взаимосвязи между предметами, имеет подготовительный этап).
Особенности психического отражения.
Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых материальных тел приводит к их взаимным изменениям.
Чем же характеризуется психика как отражение?
К особенностям психического отражения относятся:
- это активный процесс (носит характер взаимодействия)
- любое воздействие преломляется через внутреннее состояние того, кто отражает;
- психическое отражение носит опережающий характер;
Основными функциями психики человека являются:
- отражение действительности;
- сохранение целостности организма;
- регуляция поведения
Все эти функции в целом способствуют адаптации.
Рис.
Органическими предпосылками развития личности является достаточный уровень развития центральной нервной системы и включенность человека в систему социальных отношений (Маугли и т.п.).
Необходимо отметить, что в настоящее время доказано, что особенности деятельности коры головного мозга накладывает существенный отпечаток на проявления психики.
Так, в настоящее время известен такой феномен, как ассиметрия полушарий. Левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в в осуществлении речевых и других связанных с речью функций (чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического мышления, произвольной речевой регуляции психических процессов и состояний). Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.
Правое полушарие отвечает з целостное восприятие объекта и выполняет функцию глобальной интеграции образа.
Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, осуществляя отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.
Необходимо отметить, что в восприятии внешнего мира задейстсвованы оба полушария. Нарушение работы любого из них может привести к потере контакта человека с окружающей действительностью.
4. Основные отечественные и зарубежные теории личности
1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Структура личности включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
ОНО — руководствуется принципами удовольствия и проявляется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.
Я — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с приципом реальности.
Сверх-Я — основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.
Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, которые разрешает и регулирует Я . Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.
Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, рационализация, вытеснение, регрессия).
2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.
По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Активность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы способствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности компенсируется и стимуляцией собственных способностей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (совпадение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);
2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).
3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личности: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).
4. Теория личности Э.Фрома. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являются такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.