Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.

1. Способности, их классификация, уровни развития. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ (указать, чем отличается способный

чел. от неспособного). Опред. сп. по Б.М.Теплову. Они существуют только в развитии.

Классификация способностей Естественные (те, что общие для человека и животных) — восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;

Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхожде­ние). Они подразделяются на общие и специальные. К специальным способностям относятся и способности к практической деятельности: конструктивно-техничес­кие, организаторские, педагогические. И те и другие взаимосвязаны.

Кроме того есть подразделения специфически человеческих способностей на практические и теоретические, репродуктивные и творческие, предметные и меж­личностные.

При этом существует 4 подхода к определению репродуктивных и творческих способностей.

1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являют­ся: — когнитивная одаренность;

- чувствительность к проблемам;

- независимость суждений.

2. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от ин­теллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).

3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уров­нем интеллекта и творческими способностями следующая:

если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,

если более 120 — то креативность явлется отдельным фактором. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Тер­мен).

Наиболее общепринятой является третья точка зрения.

Уровни развития способностей: Задатки (анатомо-физ. предпосылки к дея-

тельности); Одаренность; Талант;Гениальность.

Творческие способности и помешательство. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. В его списках гениев было много эпилептиков, меланхоликов, экс­центричных личностей, самоубийц, наркоманов и алкоголиков. Так, 3 наиболее великих полководца прошлого — Ал. Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонна­парт страдали эпилепсией. Среди крупных писателей эпилептиками были Достоев­ский, Петрарка, Мольер, Флобер.


Д.Карсон считает, что гений — носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызывает патологии, но в ряде случаев может привести к развитию выдающихся способностей. Доказательство тому — наличие шизофреников среди родственников выдающихся людей. Так, сын Эйнштейна, родственники Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина, Платона, Канта, Ницше страдали шизофре­нией. Это были в основном люди науки.

Люди, достигшие высот в искусстве чаще страдают маниакально-депрессив­ным психозом. Среди представителей творческих профессий им чаще страдают по­эты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитекторы.

Однако о связи гения с безумностью следует говорить с осторожностью. Гениальность может быть связана с помешательством, хотя отнюдь не всегда.

2. Природа способностей и их развитие

Три точки зрения :

- С — врожденные, биологически обусловленны (френология);

- С — приобретенные (соц. обусловленные — путем обучения, воспитания — Гельвеций);

- С — биосоциальны (на уровень их развития влияет и то и другое -

Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев и др.).

Развитие способностей человека в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).

- созревание ЦНС;

- развитие общих и специальных способностей в процессе воспитания, обу­чения, влияния микро и макроокружения;

- профориентационные мероприятия.

ЗАДАТКИ И СКЛОННОСТИ На развитие способностей влияют условия жизни и деятельности, психические особенности человека. Так, значимые социальные по­буждения активизируют личность.

На проявление и развитие способностей влияют

- Любовь к делу, страстная увлеченность им;

- Положительное отношение к избранной деятельности

Способствуют развитию способностей трудолюбие, воля, решительность, целе­устремленность, высокая работоспособность (Изречение Вовенарга).

Даже при отсутствии ярко выраженных природных данных всестороннее разви­тие личности приводит к более высокому уровню способностей человека в одной избранной им деятельности и позволяет достигнуть в ней довольно высоких ре­зультатов.

На развитие способностей существенное влияние оказывают обучение и воспи­тание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ус­коряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в меха­низме деятельности.



Неравномерность развития способностей. (так, у Моцарта, одаренность на­чала проявляться в 3 года, у Гайдна — в 4), затем изобразительные способнос­ти (Рафаэль — в 8 лет, Ван-Дейк — в 10 лет). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте. У великих математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умствен­ная или физическая перегрузка, приводящая к переутомлению и к снижению уров­ня трудоспособности.

3. Личность и ее социальные роли. Теория трансакционного (трансактного) анализа

Основные положения теории трансактного анализа. Трансакция — это еди­ница взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их пози­ции. Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные пози­ции по отношению друг к другу. Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

Родитель (Р) утешает, исправляет, помогает; грозит, критикует, приказы­вает; здесь же находят кров принятые личностью социальные нормы, законы, принципы и т.п. Взрослый (В) логически осмысливает поступающую информацию, принимает обдуманные решения, сдерживает эмоции, проверяет полученные знания на реалистичность. Ребенок (Р) спонтанность в проявлении чуств (обида, пе­чаль); приспосабливается, прислушивается, боится, колеблется); возражает, протестует, бросает вызов. В зависимости от того, как общаются люди между собой возможны три основных типа трансакций:

1. Параллельные трансакции (обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка взрослому).

П р е п о д а в а т е л ь. Каким (Взрослый — взрослый) образом у вас получилось трехз-

начное число?

С т у д е н т. Ах,да: я забыл извлечь квадратный корень.

III

С ч е т о в о д. А не сорваться (Ребенок — ребенок) ли нам в бар, пока нет начальст-

ва?

Б у х г а л т е р. Только скорее: умираю — пива хочу.

2. Пересекающиеся трансакции (обращение взрослого к взрос­лому, ответ критикующего родителя ребенку).

И в а н о в. Что стало с молодыми (Трансакция без взаимо- людьми? Они совсем распустились.

дополнения; П е т р о в. Вспомните: когда мы

родитель — родитель, были молодыми, наши родители го-

взрослый — родитель ворили то же самое.

IX

С ч е т о в о д. А не сорваться ребенок-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-


взрослый — ребенок ва?

Б у х г а л т е р. Стыдитесь, вы на работе!

Т. без учета адреса С ч е т о в о д. А не сорваться

ребено-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-

взрослый-взрослый ва?

Б у х г а л т е р. Будьте добры, передайте мне ведомость за июль месяц.

ХI

Пересекающаяся т. М у ж. Тебе не попадались на

взрослый — взрослый глаза мои запонки?

родитель-ребенок Ж е н а. Вечно ты все теряешь, не

можешь без няньки!

3. Скрытые трансакции

Коммуникативный стимул может состоять из двух (или трех) сообщений, каждое из которых адресовано разным позициям партне­ра. То сообщение, которое в наибольшей мере соответствует "кон­венциям" и контексту беседы, считается явным; другое же оказыва­ется "скрытым", косвенным.

XIV

И в а н о в. Зайдемте ко мне, я живу один. Выпьем горячего чай­ку...(Вы мне очень нравитесь.)

П е т р о в а. Да, это было бы кстати — согреться чаем... (Вы мне тоже.)

XV

П е т р о в. Сейчас я предоставлю вам слово. (Я вижу, вы сгораете от нетерпения покрасоваться на трибуне.)

И в а н о в. Гм! (Могу вообще не выступать, если вы намерены сде­лать из меня посмешище.)

ХVI

П е т р о в. Сейчас я предоставлю

вам слово. (Воображаю себе, как

вы с ними расправитесь!)

И в а н о в. Отлично! (Можете не

беспокоиться, уж я-то задам им перцу.)

К позитивному завершению общения ведут паралелльные тран­сакции. Перекрестные трансакции чаще всего приводят к соррам и конфликтам, негативному завершению общения и впоследствии вызы­вают массу скрытых трансакций.

К позитивному завершению общения ведут паралелльные трансакции. Перек­рестные трансакции чаще всего приводят к соррам и конфликтам, негативному завершению общения и впоследствии вызывают массу скрытых трансакций.

. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психологических барьерах.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ (от лат locus — место, местоположение и франц. controle

- проверка) — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (другие люди — родители, учи­теля, коллеги, начальство, знакомые) (экстернальный, внешний Л. к.) в жи­тейской практике этот тип ответственности называют безответственностью; либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Л. к.). Понятие

Л. к. предложено американским психологом Д. Роттером.

Л. к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации.


Люди, обладающие внутренним Л. к. характеризуются как: — уверенные в себе; — последовательные и настойчивые в достижении поставленной

цели, — склонные к самоанализу, уравновешенные, общительные, доб­рожелательные и независимые. Люди с внешним локусом контроля проявляют сле-

дующие черты: — неуверенность в себе; — неуравновешенность, — стремле­ние отложить реализацию своих намерений на неопре-

деленный срок, — тревожность, подозрительность, конформность и агрессив­ность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я всегда приписывается внутренний

Л. к.).