ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Управления по Восточному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве
подполковник внутренней службы О.А. Лисин
«___»_______________2023 год
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
для проведения занятий с личным составом дежурных караулов
Тема № 5: «Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС»
Вид занятия:лекция
Отводимое время: 1 час
Цель занятия: изучить общие принципы общения с пострадавшими в ЧС, освоить навыки «активного слушания» как ключевого принципа общения с пострадавшими в ЧС.
Литература, используемая при проведении занятия:
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
Бордик И.В., Елисеева И.Н., Клименкова И.С., Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях.
Зенина И.Г., Суюнова Д.Н. Курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований.
Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Введение | 10 | Проверка наличия личного состава, объявление темы и цели занятия, списка литературы… - Тема сегодняшнего занятия «Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС» - Учебная литература… |
2. | Основная часть | 30 | - Приходилось ли кому-то из вас общаться с пострадавшим в зоне ЧС либо же быть свидетелями такого общения? Если таковы есть – поделитесь, пожалуйста, с нами своим опытом и впечатлениями (обсуждение 2 мин.) - Если же таковых нет, то попробуйте охарактеризовать такое общение. В чем его особенность? Как необходимо себя вести с пострадавшим? Что и как говорить? Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что такое общение значительно отличается от повседневного. Это связано с тем, что любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористические акты, потеря, гибель близкого) оставляет в душах глубокий след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования:
Общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации нужно учитывать все эти изменения. В начале общения необходимо дать понять пострадавшему, что оказывающий помощь специалист, является другом, а не врагом, он хочет помочь, а не навредить. С другой стороны, следует дать возможность «выплеснуть» чувства, накопившиеся в душе (боль, страх, обиду, горечь, злобу на весь мир, и на себя самого). Таким образом, важно создать пострадавшему ощущение безопасности – поддержки окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей, вы возвращаете ему чувство защищенности. При общении с пострадавшими рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста… Не могли бы Вы…», так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не». Речь должна быть плавная, медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет!»; «Слушай меня!..» и т.п. В процессе общения с пострадавшим следует контролировать свое эмоциональное состояние, так как оно может отражаться в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Следите так же за выражением своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать, что вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, так как такие эмоции очень заразны и могут привести к массовой агрессии или панике. Особое внимание следует уделить навыку, так называемого, «активного слушания». Этот метод появился как технология общения, в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора, добиваться от собеседника нужных результатов (при переговорах и др.). Однако очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет эффективно помогать людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства. Тем самым, осознавая свои трудности, он продвигается на пути их решения. Суть метода. По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию и т.д. Надо постараться внушить пострадавшему надежду, но при этом, надо быть честным с ним, не следует впустую его обнадеживать. Основные приемы «активного слушания» таковы: пауза и угу-поддакивание; парафраз; резюме; отражение своих чувств; отражение чувств собеседника.
Теперь давайте разберем те ошибки, которые часто допускают в процессе «активного слушания». Это стремление дать совет и желание задавать уточняющие вопросы.
Существуют критерии, по которым можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс «активного слушания». Основных критериев три:
Общаясь с пострадавшим, придерживайтесь принципа «Не навреди»! Помните, что пострадавшие очень ранимы. Даже, если перед вами стоит крепкий мужчина, с виду вполне здоровый, не забывайте, что этот человек мог только что потерять дорогих ему людей, и сейчас он может быть, очень слаб и раним душевно. Не делайте того, в пользе чего вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу). Правила при оказании психологической помощи: Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, поэтому может быть опасен для окружающих (применение физической силы). Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей физической безопасности (при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и может потянуть за собой того, кто пытается ему помочь; люди могут накинуться с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек). - Позаботьтесь о медицинской помощи пострадавшим – при необходимости вызовите врача. Возможны ситуации, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.), В этом случае Ваши действия должны быть такими (речь идет о людях без тяжелых физических травм): 1) Сообщите пострадавшему актуальную для него информацию (информация может быть о том, что помощь идет). 2) При необходимости подскажите пострадавшему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы, дышать неглубоко, медленно, через нос. 3) Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (теракт, авария, потеря близкого и др.), не теряйте самообладания. Состояние, поступки и эмоции пострадавших могут быть разными и быстро меняться, что является нормальной реакцией людей на ненормальные для них обстоятельства. 4) Оценив состояние пострадавшего, если Вы понимаете, что у Вас не хватает ресурсов для оказания помощи, и один Вы можете не справиться, обратитесь за помощью к коллегам. 5) Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Поэтому, если Вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать – лучше воздержитесь. В динамике травматическая ситуация проходит четыре этапа. Первый этап – фаза отрицания или шока. Этот этап начинается с момента возникновения стрессовой ситуации и может продолжаться до трех дней. Второй этап – этап агрессии и вины. Этот этап длится от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (фаза агрессии). Третий этап – фаза депрессии. Она длится до 1 года и характеризуется тем, что человек впервые проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. И последний этап – фаза исцеления. Она начинается после первого года и заключается в том, что человек научается жить без потери. При оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо помнить, что такого рода помощь нельзя оказывать людям в психотическом состоянии, признаками которого являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления. Например, после пожара в наркологической клинике в Москве, на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам, пришедшим на опознание, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и изобилие всего, чего только человеку угодно. Основная задача при выявлении таких людей – обеспечить собственную безопасность и безопасность других пострадавших и как можно скорее передать такого человека медикам. Тактика общения с пострадавшими, у которых есть подозрения на бред и галлюцинации состоит в следующем: - обращаться к здоровой части личности; - общаться в рамках картины мира пострадавшего, не вступая в дискуссию о соответствии этой картины реальности. По МКБ – 10 острые стрессовые реакции характеризуются частичной или полной утратой: - целесообразной деятельности; - критичной оценки ситуации; - контакта с другими людьми. Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух – трех суток. К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды: 1. Плач; 2. Агрессия; 3. Истероидная реакция; 4. Апатия; 5. Страх; 6. Психомоторное возбуждение; 7. Ступор; 8.Нервная дрожь. Очередность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при острых стрессовых реакциях 1. реакции опасные эмоциональным заражением истерика психомоторное возбуждение агрессия 2 . ступор является опасным для здоровья и жизни 3 . страх может перерасти в паническую реакцию 4 . апатия частично утрачена способность обеспечивать витальные потребности 5 . нервная дрожь высока вероятность развития психосоматических заболеваний 6 . плач считается самой адаптивной реакцией При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при: истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям - эмоциональное заражение. Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций. При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями:
Однако есть и специфика работы с каждым из видов ОСР. |
3. | Заключение | 10 | Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы аудитории. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.
Начальник 46 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Управления по Восточному административному округу
Главного управления МЧС России по г. Москве
майор внутренней службы А.А. Веселов
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Помимо основных правил общения с пострадавшими в чрезвычайном происшествии, является необходимым выделить правила работы с людьми, чьи жизни находятся на грани, теми людьми, которые напрямую зависят от вовремя и грамотно оказанной им помощи. Например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной аварии или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении. Такую группу пострадавших принято называть «жертвы», то есть люди, находящиеся в очаге ЧС.
Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:
- работа с «жертвой» в течение аварийно-спасательных работ;
- работа с «жертвой» после ее извлечения.
Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека.
Практика самих пожарных, спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу же после вызволения их из очага ЧС, причем, не всегда вследствие полученных травм. Примером может служить ситуация землетрясения, когда в течение двух суток спасатели работали над извлечением из-под обломков, находившегося в сознании мужчины. Они поддерживали с ним связь, работали поочередно, без перерывов. Делалось все для спасения человека. Мужчину удалось извлечь, но не удалось спасти, он умер при передаче его медикам.
Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить…
Что происходит дальше? «Жертва» спасена. Кошмар окончился, он увидел свет. Часто это означает, что человек уже все от него зависящее выполнил, а дальше о нем позаботятся другие (медики). Именно на этом этапе пострадавший снимает с себя ответственность за дальнейшее происходящее – бороться больше не за что, главная цель достигнута. Теперь он может, наконец, расслабиться и …умереть.
Можно предположить, как чувствуют себя в такие моменты пожарные, спасатели. По их словам, бывали случаи, когда по окончании подобной ситуации, долго ведут диалог с самими собой по вопросам: «Все ли я сделал для того, что бы человек выжил? Что я сделал не так?». Подобные диалоги могут перерасти в чувство вины.
Первый этап: Основы работы с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ
1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.
2. Для этого, один из группы работающих пожарных, спасателей является – «заговаривающим», который поддерживает связь с пострадавшим. Теоретически, это психологическая работа, но практически данным видом деятельности приходится заниматься кому-то из пожарных, спасателей, т.к. пока на ЧС задействуются очень небольшое количество психологов, и их естественно не хватает на всех пострадавших. Следовательно, вам необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом.
3. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с «жертвой», например, держать человека за руку. Беседуя с ним, «заговаривающий», преследует определенную цель - ориентирует пострадавшего на борьбу. В задачу «заговаривающего» входит осознание пострадавшим, что он не один, что он кому-то нужен.
4. Сбор информации о пострадавшем:
- информация о нем на данный момент: как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит? Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места? И т.д.
- информация о «жертве» иного рода: есть ли дети? чем занимается? что любит? кому он нужен? И т.д. Именно это информация позволит вам найти для этого пострадавшего ресурс и простроить перспективу на будущее.
5. Простройка перспективы на будущее представляет собой не столько настрой на выживание «жертвы», сколько настрой на желание ее жить дальше! Такая простройка осуществляется благодаря информации, предоставленной «жертвой» в процессе их общения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. (Материалы представлены в Приложении10).
Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:
1. | Старайтесь держать человека в сознании |
2. | Обязательно общение – «заговаривающий» |
3. | При возможности – поддерживайте физический контакт |
4. | Сбор информации |
5. | Поиск ресурса, простройка перспективы на будущее |
Упражнение «Общение с жертвой»
Любым образом, выбираются 4 человека: один из которых, является «жертвой», трое других - группой пожарных, спасателей, ведущей аварийно-спасательные работы. Причем, один из троих, берет на себя роль «заговаривающего». Задача «жертвы» - находясь в определенной изоляции (за стулом, за столом), поддерживать общение со спасателями. Задача «заговаривающего» - общаться с «жертвой», соблюдая общие принципы общения с пострадавшим, находящимся временно в изоляции. Задача двух других участников, выполняющих роли спасателей – при необходимости помогать «заговаривающему». Остальные участники являются наблюдателями, функция которых понятна: молча наблюдать за процессом. Лучше работать, ориентируясь на определенную ситуацию. Рекомендуемые ситуации:
ситуация 1
Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению.
ситуация 2
Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается:
- мнение наблюдателей;
- ощущения «жертвы» на разных этапах общения;
- ощущения «заговаривающего» на разных этапах общения с пострадавшим.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на этом этапе занятия, возможно, просмотреть видеоролик по общению спасателей с пострадавшим, а затем провести обсуждение: насколько эффективно было общение? была ли возможность у спасателей общаться с пострадавшим? какие ошибки допустили спасатели при общении с данным пострадавшим? и т.п. Можно проиграть эту ситуацию правильно.
Второй этап: «Общение с «жертвой» после извлечения».
Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается! Основные принципы общения (работы) с «жертвой», после ее извлечения:
- передаете человека другим специалистам (медикам);
- даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.
Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!
Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:
- техника «Трех «да»;
- техника пресуппозиции;
- техника «Или-или».
Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:
Задайте человеку подряд три вопроса, на которые он однозначно ответит «Да».
Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).
В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии.
Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.
Схема выполнения техники «Трех «да»:
вначале: | вопрос: | «Слышишь меня?» | ответ: | «Да» |
вопрос: | «Видишь меня?» | ответ: | «Да» | |
вопрос: | «Дышишь?» | ответ: | «Да» | |
затем сразу: | установка: | успокойся |
Техника: «Или-или» - представляет собой иллюзию выбора. Например, вы предлагаете пострадавшему, находящемуся в состоянии ожидании известий о судьбе своих близких, выпить чаю (выпить лекарства). Скорее всего, он откажется от вашего предложения. Отказ от воды, пищи в подобных ситуациях частое, вполне естественное и объяснимое явление.
Лучше задать вопрос по-другому, например: «Вы сейчас выпьете чаю или через 15 минут?». Таким вопросом вы лишаете человека возможности подумать о том, хочет он чая или нет. Человек, скорее всего, задумается над тем, когда он выпьет предложенный чай.