Файл: Якутский колледж связи и энергетики имени П. И. Дудкина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ


УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

Специальность: 09.02.07. Информационные системы и программирование

Форма обучения: очная

2020 г.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 № 804, укрупненная группа 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Организация-разработчик: ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П. И. Дудкина», г. Якутск, ул. П. Алексеева, д. 25.
Разработчик: Краскова Н.И., преподаватель ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П. И. Дудкина»
Рецензенты:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрена и рекомендована ПЦК информационных дисциплин

Протокол №_____ от «______»______________ 202_ г.

Председатель ___________________/Иванова С.К./

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


4
  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


18


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (базовой подготовки), входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы

Дисциплина ОП.08 «Основы проектирования баз данных» относится к циклу основной профессиональной образовательной программы ОПЦ.00 Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • Проектировать реляционную базу данных;

  • Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.

знать:

  • Основы теории баз данных;

  • Модели данных;

  • Особенности реляционной моджели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

  • Основы реляционной алгебры;

  • Принципы проектирвоания баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

  • Средства проектирования структур баз данных;

  • Язык запросов SQL.

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 11.1

Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных

ПК 11.2

Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

ПК 11.3

Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

ПК 11.4

Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.

ПК 11.5

Администрировать базы данных.

ПК 11.6

Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;

промежуточной аттестации 6 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

74

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

68

в том числе:




практические работы

40

Промежуточная аттестация

6

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2




4

Раздел 1 Теория проектирования баз данных

14




Тема 1.1. Основные понятия баз данных

Содержание учебного материала

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1

  1. Основные понятия теории БД

  1. Технологии работы с БД

В том числе практических занятий

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1


  1. Логическая и физическая независимость данных

  1. Типы моделей данных. Реляционная модель данных

  1. Реляционная алгебра

В том числе практических занятий

Практическая работа №1 Решение задач по теме: «Реляционная алгебра»

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям













Тема 1.3 Этапы проектирования баз данных

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2


  1. Основные этапы проектирования БД

  1. Концептуальное проектирование БД

  1. Нормализация БД

В том числе практических занятий

Практическая работа №2 «Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц»

Практическая работа №3 «Проектирование реляционной БД. ER метод»

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Раздел 2 Организация баз данных

20




Тема 2.1. Проектирование процесса ввода и обработки данных

Содержание учебного материала

12

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4


  1. Средства проектирования структур БД

В том числе практических занятий

Практическая работа №4 «Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц».

Практическая работа №5 «Создание ключевых полей. Задание индексов. Установление и удаление связей между таблицами»

Практическая работа №6 «Ограничение целостности»

Практическая работа №7 «Создание запросов»

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Тема 2.2 Организация интерфейса с пользователем

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4



  1. Средства проектирования структур БД

В том числе практических занятий

Практическая работа №8 «Создание форм»

Практическая работа №9 «Отчетов»

Практическая работа №10 «Создание макросов»

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Раздел 3 Организация запросов SQL

34




Тема 3.1. Основные понятия языка SQL

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4, ПК 11.5



  1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.

В том числе практических занятий

Практическая работа №11. Установка соединения с сервером Microsoft SQL Server и принципы создания баз данных

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Тема 3.2. Операторы определения структуры данных

Содержание учебного материала

6

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4, ПК 11.5, ПК 11.6


  1. Создание, модификация и удаление таблиц.

В том числе практических занятий

Практическая работа №12. Проектирование базы данных

Практическая работа №13. Разработка таблиц и ограничений

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Тема 3.3. Операторы манипулирования данными

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4, ПК 11.5, ПК 11.6



  1. Операторы манипулирования данными.

В том числе практических занятий

Практическая работа №14. Ввод, изменение и удаление данных с помощью SQL

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

3.4. Выборка данных

Содержание учебного материала

20

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 11.1, ПК 11.2, ПК 11.3, ПК 11.4, ПК 11.5, ПК 11.6



  1. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL

  1. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL

  1. Сортировка и группировка данных в SQL

  1. Функции в запросах SQL

В том числе практических занятий

Практическая работа №15. Создание запросов на выборку. Отбор строк по условию

Практическая работа №16. Создание многотабличных запросов. Запросы на соединение

Практическая работа №17. Создание запросов на группировку и сортировку данных. Запросы на изменение. Использование встроенных функций

Практическая работа №18. Создание и управление представлениями

Практическая работа №19. Основы программирования с помощью встроенного языка TRANSACT-SQL в MICROSOFT SQL SERVER

Практическая работа №20. Создание, изменение, применение и удаление функций и хранимых процедур

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Промежуточная аттестация в виде экзамена

6




Всего:

74





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие лаборатории «Программирования и баз данных».

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • персональные компьютеры;

  • комплект программного обеспечения: Microsoft Access, Microsoft Visio, Microsoft SQL Server, SQL Server Management Studio, Visual Studio;

  • комплект учебно-методических пособий по дисциплине «Основы проектирования баз данных».

Технические средства обучения: наглядные пособия – презентации по темам, методические рекомендации к практическим работам, видеоуроки, мультимедийный проектор, электронные лаборатории, инструменты, компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных. –М.: ОИЦ «Академия» 2015.

  2. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.

  3. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т.Т. 1. Локальные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

  4. Голицына, О.Л. Базы данных / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2004. - 352 c.

  5. Голицына, О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.

  6. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.

  7. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 464 c.

  8. Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 c

  9. Кузин, А.В. Базы данных: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

  10. Пирогов, В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие / В.Ю. Пирогов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 528 c.

  11. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.

  12. Фуфаев, Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.



Дополнительная литература:

  1. Эмблер,Скотт В. Садаладж Прамодкумар Дж.. Рефактторинг баз данных: эволюционное проектирование.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007, - 672 с.

  2. Access. Сборник рецептов для профессионалов (+CD) : 2-е изд. / К. Гетц ; П. Литвин, Э. Бэрон. - СПб : Питер, 2011

  3. Базы данных: проектирование и использование. : учебник / С.М. Диго. - М : Финансы и статистика, 2010

  4. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. : учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Вендров. - М : Финансы и статистика, 2010




Интернет-ресурсы:


  1. https://e-educ.ru/bd.html курс “Базы данных”

  2. http://www.e-reading.club/book.php?book=99163 курс “Базы данных”, конспект лекций

  3. https://habrahabr.ru/company/mailru/blog/254073/ курс видео-лекций от Технопарка

  4. https://www.site-do.ru/db/db1.php уроки SQL и БД

  5. http://moonexcel.com.ua/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-sql_ru уроки по SQL





  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проектировать реляционную базу данных;

  • использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы теории баз данных;

  • модели данных;

  • особенности реляционной моджели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

  • основы реляционной алгебры;

  • принципы проектирвоания баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

  • средства проектирования структур баз данных;

  • язык запросов SQL.


Текущий контроль в форме:

  • защиты практических занятий;

  • тестирования и контрольных работ по разделам;

  • устного опроса на уроках;

  • письменных опросов на уроках;

  • проверки и оценки выполнения домашних заданий;

Критерием оценки результатов освоения дисциплины является:

  • способность выполнения конкретных профессиональных задач в ходе самостоятельного выполнения работ;

  • решения проблемных задач; выполнения работ по образцу, инструкции или под руководством;

  • узнавание ранее изученных объектов, свойств.


Итоговый контроль: экзамен