Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»
(АН ПОО «МАНО»)
КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа
по дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраст»
Реферат на тему:
«Особенности памяти детей дошкольного возраста»
Выполнил:
студент 6 курса гр. ДО ПО-11
специальности «Дошкольное образование»
Симакина Ирина Константиновна
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое изучение развития памяти детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогическая сущность проблемы развития памяти в дошкольном возрасте……………………………………………….5
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста………………………………………………………….………………12
1.3. Методы диагностики уровня развития памяти детей дошкольного возраста……………………….………………………...………………………16
Глава 2. Средства развития памяти детей дошкольного возраста
2.1. Развитие памяти детей дошкольного возраста в игровой деятельности……………………………………………………………………19
2.2 Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности ……….…………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………….36
Введение
Проблема развития памяти является одной из наиболее разрабатываемых областей психологии. Память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (Л.С. Выготский, З. М. Истомина, В.А. Крутецкий А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др).
В психологических исследованиях память описывается как необходимый компонент широкого диапазона когнитивных функций, от восприятия до понимания речи, – объединяемых тем, что все они предполагают использование накопленной информации (Р.Аткинсон, Ц.Флорес, И.Хофман).
В отечественной психологии память рассматривается, как сложная форма психической деятельности, формирующаяся в онтогенезе и опирающаяся на иерархическую систему саморегулирующихся актов, включающих в себя, как нейрофизиологические, так и психические процессы (А.Р.Лурия).
Л.С. Выготский изучал социальную природу развития памяти, рассматривал эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. По его мнению, в эйдетических образах в первоначальном виде развития заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления.
Исследователи долговременной памяти (П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт) рассматривают память как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой.
Разработка философских проблем теории памяти осуществлялась М.С. Роговиным и др. Изучением нейропсихологических и психофизиологических проблем памяти занимались А.Р. Лурия, Н.П. Бехтерев и др.
Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрывали существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
В дошкольном возрасте память является наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка (Д. Б.Эльконин). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.
Исследователи памяти подчеркивали ведущую роль у детей дошкольного возраста, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения в школе (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко,В.А. Крутецкий, А.А. Смирнов и др.).
Исследования Ф. Лезера, Д. Лапп и др. показали, что развитие памяти происходит - за редким исключением - само по себе. Это приводит к не полной реализации способности мозга хранить и воспринимать информацию. Овладение такими приемами как концентрация внимания, выбор и запоминание информации и т.п. в программах дошкольного образования не предусмотрено. Это приводит к тому, что способности детей дошкольного возраста по усвоению и использованию полученных знаний не увеличиваются, остаются на низком уровне. Для разрешения этой проблемы необходимо разрабатывать приемы по повышению и улучшению уровня развития памяти, ее продуктивности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая сущность проблемы развития памяти в дошкольном возрасте
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы.
В силу которых они обращаются к проблеме развития памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Все эти науки, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняя друг друга, позволяют глубже заглянуть в это одно из самых важных явлений человеческой психологии.
Одной из первых психологических теорий, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она активно разрабатывалась в XVIII и XIX веках, преимущественное распространение получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером и другими. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей хранящейся в мозге человека информации выбирает всегда определенную. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при данном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, как сохраняется в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
В конце XIX века на смену ассоциативной теории пришла гештальт-теория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом выступила изначальная, целостная организация гештальт. Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников этой теории, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры,
а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Исследователи гештальт-теории внесли необходимые поправки в закономерности, выявленные представителями ассоциативной теории. Так, в частности, было обращено внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получены данные, расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Г. Эббингауза.
В психоаналитических учениях, процесс забывания как один из важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоминания, в конечном итоге оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией. Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти эта теория столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека.
В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.
В настоящее время разрабатывается новая, информационно-кибернетическая теория памяти, с помощью положений которой осуществляется техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти.
Обратимся к рассмотрению вопроса о развитии памяти. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постоянное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщение к материальным и культурным достижениям человечества.
В онтогенезе все виды памяти формируются довольно рано и тоже в определенной последовательности. Позже других начинает работать логическая память. Она имеется у ребенка трех четырехлетнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около шести месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени - двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным.
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о ранней онтогенетической эмоциональности младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная память, а не двигательная. Вполне может быть, что они появляются и развиваются одновременно. Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами. Развиваясь, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важными из которых является письмо. Благодаря различным формам речи человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания.
Память по мере своего развития все больше сближается с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка — значит вспоминать».
Отношение «мыслить припоминать» с возрастом у ребенка
заменяется на отношение, согласно которому само запоминание
сводится к мышлению: «запомнить понять, сообразить».
Дальнейшее свое развитие и конкретизацию эти положения
получили в работе ближайшего сотрудника Л.С. Выготского - А.Н.
Леонтьева. Он экспериментально показал, как один мнемический
процесс - непосредственное запоминание с возрастом постепенно
заменяется другим, опосредованным. Это происходит благодаря
усвоению ребенком более совершенных стимулов средств запоминания и воспроизведения материала. Само развитие запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, использование для запоминания предметов), а затем становятся внутренними (чувства, ассоциация, образ, мысль). Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому совершенствование памяти человека идет параллельно с развитием его речи. Таким образом, в психологии сложилось представление о развитии памяти, связанное с реализацией принципа единства деятельности и психики.