Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право Контроль судов за деятельностью органов исполнительной власти.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 613
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обеспечение Законности В Деятельности Органов Исполнительной Власти
1.1. Понятие и цели Государственного контроля в сфере исполнительной власти
II. Контроль Судов За Деятельностью Органов Исполнительной Власти
2.3.Цели, задачи, функции судебного контроля.
III. соотношение и взаимодействие исполнительной и судебной властей.
Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические. Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.
Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.
К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многоукладности рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности в частности.
Огромное значение для существования правопорядка имеют правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).
На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности
, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.
К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.
Законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государствен- ных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан1.
1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2004. С. 704. Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
1.1. Понятие и цели Государственного контроля в сфере исполнительной власти
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности.
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компетенции.
В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.
Проблемы государственного управления, и в первую очередь касающиеся организации и деятельности органов исполнительной власти, непосредственно связаны с обеспечением государственного контроля за соблюдением законности в этой деятельности.
Современные ученые-административисты под контролем понимают часть непосредственной управленческой деятельности по выявлению соответствия управленческих решений того или иного органа управления заданным параметрам3
3См.: Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова.
Воронеж, 2007. С. 788.
Так, по мнению проф. Ю.М. Козлова: «контроль по своей сути
представляет наблюдение за правомерностью деятельности, проверку
фактического соответствия тех или иных действий требованиям закона, т.е.
его исполнения».
Проф. Н.М. Конин считает, что: «контроль (наряду с государственным
надзором и государственной контрольно-надзорной деятельностью)
выступает организационно-правовым способом обеспечения законности и
государственной дисциплины и специфической формой деятельности
соответствующих государственных органов по систематическому
наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих
административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их
решений и действий требованиям законности и государственной
дисциплины».6
Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 9 - 13.
Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Достижение целей контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
-
1.2.Сущность и виды государственного контроля
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют – не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти - это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности.
Содержание контроля состоит из:
- наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации-- изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.,
- анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
- принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, не целесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;
- учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
«Контрольная деятельность – один из наиболее характерных признаков, явствующих государственную власть. В то же время именно осуществление государственной власти детерминирует необходимость государственного контроля в различных проявлениях и на различных этапах реализации власти. Все это указывает на невозможность однородности и простоты контроля. Контроль многогранен и многолик. В связи с этим возникает теоретическая необходимость классификации данного явления по видам. Виды контроля обусловлены различными критериями систематизации такими, как: субъекты осуществления, подконтрольные объекты, средства контроля, сферы общественной жизни и др.»1
1 Алексеев Д.Б. Система государственной контрольной деятельности // Административное
и муниципальное право. 2015. № 11. С. 1131 - 1137.
Государственный контроль и надзор за законностью деятельности административных органов в административно-публичной сфере осуществляют в соответствующих организационно-правовых формах следующие государственные органы:
1) органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ);
2) образуемые органами законодательной власти специальные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ);
3) Президент РФ;
4) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций и т.п.);
5) высшие исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);