ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Вопрос №1:
Сущность финансов, их специфические
признаки, назначение.
Финансы
– это стоимостная категория, это
совокупность денежных отношений,
порождаемых и регламентируемых
государством, связанная с распределением
и перераспределением стоимости ВВП и
части национального богатства между
секторами экономики.
Специфические
признаки финансовых отношений.
Всегда
носят денежный характер.
Всегда
отношения между собственниками.
Эти
отношения всегда регламентируются
государством.
Эти отношения всегда
связаны с распределением и перераспределением
финансовых ресурсов.
Назначение
финансов связано с распределением и
перераспределением финансовых ресурсов.
Вопрос
№2: Функции финансов и их реализация в
экономике РФ.
Функции
финансов.
Распределительная.
Контрольная.
Цель
распределительной функции: наполнние
всех секторов экономики финансовыми
ресурсами. С помощью нее распределяется
и перераспределяется стоимость ВВП,
доходы от внешнеэкономической
деятельности и часть национального
богатства. Перераспределения происходят
через бюджетную систему – поступления
с прямых налогов с прибылей организации,
поступления доходов от физических лиц;
через финансовый рынок – это привлечение
средств путём выпуска ценных бумаг,
через кредиты, через страхование и
через другие финансовые инструменты.
В результате перераспределения на
макроуровне создаются бюджеты и
государственные внебюджетные фонды,
на микроуровне образуются дополнительные
средства необходимые для эффективного
функционирования экономики. Контрольная
функция позволяет обществу получать
сигналы по течению распределительного
процесса. Благодаря контрольной функции
общество получает сигналы о том, каким
образом складываются пропорции в
распределении денежных средств, экономно
и эффективно используются эти средства
в интересах общества. Инструмент
реализации контрольной функции это
финансовая информация. Финансовая
информация выражается в финансовых
показателях. Эти показатели имеются в
бухгалтерской отчётности, статистической
и т.д. Контрольная функция невозможна
без достоверной финансовой информации
и через финансовую дисциплину. Финансовая
дисциплина это обязательный для всех
предприятий и организаций порядок
ведения финансового хозяйства – это
единые нормы бюджетной отчётности,
налоговой отчётности и т.д. – это
является элементом проверки всех
уровней финансового контроля
Вопрос
№3: Участие
финансов в процессе распределения.
Нефинансовые предприятия
Финансовые учреждения
Государственные услуги
Домашние хозяйства
Некоммерческие организации, обслуживающие
домашние хозяйства
Роль
финансов в экономике.
Основная роль
финансов заключается обеспечении
доходами всех секторов экономики.
Главная опора финансов доходы.
Финансы
это формирование, распределение и
использование денежных доходов.
Денежные доходы имеют 3 стадии
движения: первичное распределение
(первичные доходы), перераспределение
(вторичные доходы), конечное использование
(конечные доходы).
Все доходы
образуются в реальном секторе – выручка
от реализации. Первичные доходы
формируются в сфере материального
производства. В сфере производства
основные первичные доходы: это прибыль
и амортизация – чистые доходы коммерческой
организации. В домашних хозяйствах
чистый доход это заработная плата. В
государстве чистый доход это рентные
платежи и косвенные налоги – это те
налоги, которые автоматом включаются
в цену товара.
В
ся
экономика делится на 5 секторов:
Н
Нефинансовые
предприятия. Институциональная единица
это хоз. субъект, который владеет и
распоряжается активами от своего имени,
принимает обязательства и вступает в
экономические операции с другими
единицами. К ним относятся различные
корпорации. Основная функция всех
единиц это производство товаров и
нефинансовых услуг с целью продажи
этих товаров и получения прибыли. К
этому сектору относятся все предприятия
промышленности, сельского хозяйства,
строительства, связи т.д.
Финансовые
учреждения это все организации, которые
занимаются финансово-кредитной
деятельностью, сюда же относятся органы
денежно-кредитного регулирования,
коммерческие банки, страховые компании,
негосударственные пенсионные фонды.
Они выполняют функцию финансового
посредничества.
Гос. управление.
Сюда относятся все министерства и
ведомства, органы государственного и
муниципального образования, понятие
бюджет, бюджетные и внебюджетные
фонды.
Сектор домашних хозяйств.
Физические лица или группа лиц,
предприятия без образования юр.лица,
Некоммерческие организации. Это
здравоохранение, образование, культура,
политические партии, профсоюзы,
общественные организации и т.д.
Вопрос
№4: Финансовая система РФ:
структура и механизм взаимодействия
ее элементов.
Финансовая система -
часть экономической системы, которая
обслуживает субъекты экономики,
обладающие избытком или недостатком
финансовых ресурсов.
Вопрос
№5: Понятие финансовых ресурсов.
Источники, виды и основные направления
их использования на макроуровне.
Финансовые
ресурсы –
это денежные доходы, накопления и
поступления, находящиеся в собственности
или распоряжении субъектов хозяйствования
или органов государственного или
местного самоуправления и используемые
ими на цели расширенного воспроизводства,
на социальные цели, на материальное
стимулирование работников и на
удовлетворение общественных потребностей.
Источники финансовых ресурсов на
макроуровне это стоимость ВВП, часть
национального богатства и доходы от
внешнеэкономической деятельности.
Национальное
богатство это:
Переходящие остатки
бюджетных средств.
Выручка от продажи
государственного имущества.
Доходы
от приватизации.
Средства от продажи
золотого запаса страны.
Доходы от
внешнеэкономической деятельности это
доходы от всех внешнеэкономических
операций, доходы от иностранных
инвестиций и доходы от внешних
государственных заимствований.
Субъекты
и объекты финансовых ресурсов.
Объект
это финансовые отношения, в результате
которых образуются денежные фонды, а
субъекты это государства, это все
предприятия (финансовые и нефинансовые)
и это домашние хозяйства.
Основные
виды: налоги, отчисления во внебюджетные
фонды и т.д.
Направление использования:
государство.
Вопрос
№6: Источники, виды и направления
использования финансовых ресурсов на
микроуровне.
Финансовые
ресурсы –
это денежные доходы, накопления и
поступления, находящиеся в собственности
или распоряжении субъектов хозяйствования
или органов государственного или
местного самоуправления и используемые
ими на цели расширенного воспроизводства,
на социальные цели, на материальное
стимулирование работников и на
удовлетворение общественных потребностей.
Источники
Источники ресурсов
на микроуровне.
Выручка от реализации
товаров и услуг (собственные
средства);
Средства, мобилизованные
на финансовом рынке – это покупка и
продажа ценных бумаг и банковский
кредит;
Средства, поступившие в
порядке перераспределения. На уровне
предприятий и домашних хозяйств. Это
проценты дивиденды по ценным бумагам
выпускаемые другими владельцами.
Виды
ценных бумаг
– это конкретные формы доходов,
поступлений и накоплений, которые
образуются у субъектов хозяйствования
и государственных органов в процессе
перераспределения.
Финансовые
ресурсы коммерческой
организации.
Источники:
Выручка
от реализации товаров и услуг (от
основной деятельности);
Выручка от
прочей реализации (продажа непрофильных
активов). Например, выручка от продажи
основных фондов, выручка от продажи
излишних производственных запасов и
т.д.;
Внереализационные доходы – это
штрафы, пени, неустойки, это дивиденды
и проценты по ценным бумагам и
прочее;
Бюджетные средства;
Средства,
поступившие в порядке перераспределения
от головной организации.
Виды
финансовых ресурсов:
C+V+M,
где C
– затраты на производство, V
– заработная плата, M
– прибыль. C+V
– амортизация.
Виды финансовых
ресурсов предприятия это прибыль и
амортизация.
Направления использования:
На погашение процентов по кредитам;
Финансирование капитальных вложений;
На увеличение оборотных средств; На
финансирование научно-исследовательских
разработок; Выплаты дивидендов
акционерам; Материальное поощрение
сотрудников; Спонсорство; Благотворительность;
Социальные пакеты.
Вопрос
№7: Содержание и значение финансовой
политики.
Финансовая
политика направлена на управление
финансовыми ресурсами страны. Главная
цель финансовой политики – это создание
социально-экономических условий для
развития общества, повышение уровня и
качества жизни населения.
Цели
финансовой политики:
- обеспечение
условий для формирования минимально
возможных финансовых ресурсов
-
установление рационального, с точки
зрения государста, распределения и
использования финансовых ресуров;
-
организация регулирования и стимулирования
экономических и социальных процессов
финансовыми методами;
- выработка
финансового механизма и его развития,
согласно целям и задачам.
Для
осуществления этих целей необходимо
выполнить задачи финансовой стратегии
и тактики.
Финансовая стратегия:
Улучшить
демографическую ситуацию в стране;
Перевести
экономику на навационный путь
развития;
Изменить отраслевую
структуру экономики;
Изменить
структуру затрат в экономике;
Обеспечить
финансовую безопасность и финансовый
суверенитет страны;
Усилить роль
государства в формировании человеческого
капитала;
Борьба с коррупцией, теневой
экономикой;
Борьба с монополиями.
Финансовая
тактика:
1. Увелечение или снижение
налоговых ставок;
2. Увеличение
социальных ставок.
Вопрос
№8: Типы финансовой политики.
В
современном мире известны 3 типа
финансовой политики: классическая,
регулирующая и планово-директивная.
Классическая
теория - это Смит и Рикардо. Основная
мысль: должны быть полная свобода рынка.
Государство – это ночной сторож,
регулятором является только рынок,
роль государства издавать законы,
нормативные акты. Задача: минимизировать
государственные расходы.
Регулирующая
теория. Основоположник Кейнс. Смысл
теории: государство должно активно
вмешиваться в экономику через бюджет,
через налоги и через процентные ставки.
Основные инструменты вмешательства –
это государственные расходы. В области
доходов и налогов основной доход
государства и механизм регулирования
это подоходный налог, причём прогрессивные
ставки, широко используется государственный
кредит, т.е. государство активно развивает
среднесрочные и долгосрочные займы –
это выпуск ценных бумаг и через пенсионную
систему.
Планово-директивная теория.
Основная суть: государство вмешивается
во все процессы, т.е. практически
предприятиям в реальном секторе никакой
самостоятельности не дано, всё
распределяется через государственный
бюджет.
Вопрос
№9: Содержание и значение современной
налоговой политики.
Налоговая
политика –
это политика в области доходов
государственного бюджета. Задачи:
Упрощение
налоговой системы;
Минимизация
издержек по администрированию
налогов;
Снижение и структурное
выравнивание налогового бремени;
Снижение
налоговой нагрузки на фонд оплаты труда
(страховые взносы);
Оптимизация
налогообложения внешнеторговых операций
(в основном с возвратом НДС);
Сокращение
числа налогов при одновременном
повышении налогоплательщиков;
Усиление
налоговой нагрузки на добычу полезных
ископаемых.
Вопрос
№10: Виды налоговой политики.
Финансовая
политика делится по содержательному
признаку. Она по содержательному
признаку делится на сдерживающую
финансовую политику и стимулирующую.
Стадии экономического цикла: если
экономика находится в спаде экономического
цикла – это сокращение товарооборота,
снижение платёжеспособности население,
уменьшение инвестиционной активности,
высокий уровень инфляции и т.д. –
применяется стимулирующая финансовая
политика – это снижение налогов,
увеличение гос. поддержки важных
отраслей, снижение процентной ставки.
Если подъём экономики – это рост
реальных доходов, увеличение товарооборота,
снижение социальной настороженности
– применяется сдерживающая политика
– уменьшаются гос. расходы, увеличение
налогового бремени, .Финансовая политика
делится по территориальному признаку
на федеральную, региональную и местную.
По временному признаку выделяют
финансовую тактику и финансовую
стратегию. Финансовая тактика – это
задачи и мероприятия, которые должны
быть реализованы в конкретном финансовом
периоде. Это, например, снижение ставок
НДС на год, снижение социальных взносов.
Финансовая стратегия – это курс на
перспективный . Стратегию разрабатывает
минэкономразвития. Стратегия – это
изменения в налоговой политике, изменение
в управлении гос.долга и т.д.
В
зависимости от объекта делят финансовую
политику в области государственных и
муниципального хозяйствования и . по
амортизационной норме, это различные
мероприятия по поддержке нужных
предприятий, регулирование с помощью
налогов того или иного субъекта
хозяйствования. В области гос. и муниц.
финансов проблемы трансфертов и проблема
в области доходов и расходов.
Вопрос
№11: Цели налоговой политики.
Налоговая
политика –
это целенаправленная деятельность
государства в области налогообложения
на основе экономических, правовых и
организационно-контрольных мероприятий.Цели
налоговой политики:
Фискальная.
Выражается в обеспечении государства
финансовыми ресурсами через принудительное
изъятие.
Экономическая - это воздействие
на экономику через налогообложения
для регулирования спроса и
предложения.
Социальная – это
сглаживание неравенства в уровнях
дохода (в основном населения) через
распределение части ВВП.
Стимулирующая
– с помощью этой функции предполагается
активизация инновационной деятельности
и инвестиционной.
Экологическая –
с помощью этой функции происходит
охрана окружающей среды за счёт введения
экологических налогов и штрафных
санкций.
Контрольная – использование
государством налогов для принятия
каких-то решений.
Вопрос
№12: Налоговые новации.
Новации в
налоговой политике.
Улучшение
администрирования существующих налогов
(сбор налогов).
С помощью налогов
поддержка компаний, в которых
интеллектуальный труд является основным
(предлагается снизить до 14%).
С помощью
налогов стимулировать энергосбережение
в компаниях и использование экономно
природных ресурсов.
Освобождение
от налога на имущество предприятий,
которые работают на энергоэффективном
оборудовании (на 3 года).
Освобождение
от налога на прибыль предприятий
здравоохранения – это для тех предприятий,
которые работают на самом современном
оборудовании.
Введение налога на
недвижимость.
Вопрос
№13: Содержание и значение современной
бюджетной политики.
Бюджетная
политика это политика в области доходов
бюджета, расходов бюджета и в области
межбюджетных отношений. Приоритет в
разработке бюджетной политике принадлежит
президенту. Он ежегодно выступает с
бюджетным посланием.
Бюджетная
политика в области доходов
Бюджетная
политика в области расходов – бюджетное
послание.
В области межбюджетных
отношений – эффективность этих
отношений.
Основные задачи бюджетной
политики на сегодняшний день:
Грамотное
взаимодействие бюджетов всех уровней
в доходной и расходной частях;
Переход
от сметного финансирования на
финансирование на результат. В школах
подушевое финансирование;
Реформирование
бюджетного учёта и бюджетной классификации
в соответствии с международными
стандартами;
Переход к долгосрочному
бюджетному планированию;
Переход к
программно-целевым методам;
Упорядочение
процедур составления и рассмотрения
федерального бюджета.
Вопрос
№14: Содержание и значение денежно-кредитной
политики.
Денежно-кредитная политика
формируется Правительством РФ и
Центральным Банком. Задачи:
Сохранение
инфляции на том уровне, который
обеспечивает экономический рост;
Создание
новых платёжных систем, основанных на
расчётах в режиме реального
времени;
Достижение полной
конвертируемости рубля;
Контроль
за денежным предложением через денежные
агрегаты;
Снятие большинства
ограничений в области валютного
контроля.
Вопрос
№15: Управление финансами. Функциональные
элементы управления финансами, их
взаимосвязь.
Управление
– это совокупность приёмов и методов
воздействия на объект для достижения
определённого результата.
Цель
управления финансами
– это обеспечение финансовой устойчивости
и независимости всех субъектов и
грамотное распределение финансовых
ресурсов между секторами экономики.
В управлении финансами выделяют
следующие элементы:
Финансовые
прогнозирования,
Оперативное
управления (на макроуровне
регулирование);
Финансовый
контроль.
Планирование и прогнозирование
обеспечивают необходимый предварительный
контроль за образованием и использованием
финансовых ресурсов. Прогнозирование
это предвидение. На макроуровне
составляются прогнозы – это прогноз
социально-экономического развития.
Прогноз составляет Минэкономики. У
субъектов прогнозом является бизнес-план.
У домохозяйств
При прогнозировании
используются различные экономические
модели и применяется ряд показателей.
На основе прогнозов осуществляется
планирование. В ходе планирования и
государства, и субъекты хозяйствования
оценивают своё финансовое состояние
и выявляют возможности увеличения
финансовых ресурсов и наиболее
эффективного их использования. Источником
планирования является финансовая
информация, бухгалтерская информация,
статистическая и т.д. Виды планов на
макроуровне это бюджеты (федеральные,
региональные, местные), на микроуровне
– это баланс коммерческих в организациях
и сметы в некоммерческих (в субъектах),
на уровне семьи составляется бюджет
семьи, у индивидуальных частных
предпринимателей – баланс.
Вопрос
№16: Основные задачи Федерального
казначейства.
Федеральное
казначейство
– это федеральный орган исполнительной
власти, который находится в ведении
Минфина.
Осуществляет службы по
кассовому обслуживанию федерального
бюджета;
Осуществляет контроль за
средствами
Ведёт учёт по операциям
по обслуживанию федерального
бюджета;
Через казначейство открываются
счета в ЦБ либо в других кредитных
организациях;
Составляет оперативную
информацию и отчётность об исполнении
федерального бюджета;
Через
казначейство распределяются доходы
от сбора федеральных налогов.
Возглавляет
казначейство руководитель, который
назначается представителем Правительства
по представлению министра финансов.
Вопрос
№17: Государственные и муниципальные
органы управления финансами в Российской
Федерации, их задачи и функции в
современных условиях.
Государственные
органы управления финансами.
Управлением
финансами занимаются Президент,
законодательная власть в лице двух
палат и исполнительная власть. Президент
занимается:
Определяет стратегические
цели развития внутригосударственных
и международных бюджетов;
Формирует
долгосрочные финансово-экономические
приоритеты страны;
Одобряет закон
«О федеральном бюджете» ежегодно;
Заслушивает
результаты работы деятельности
Правительства по финансовым
вопросам.
Законодательная власть.
Госдума принимает законы по бюджетному
законодательству, по налоговому
законодательству, по таможенному
регулированию и по вопросам
денежно-кредитной политики. Для этого
в Госдуме функционирует комитет по
бюджету и налогам.
Совет федерации
рассматривает принятые Госдумой проекты
законов, и эти проекты одобряет или
отклоняет.
Исполнительная власть
(Правительство):
Разрабатывает и
представляет Госдуме проект федерального
бюджета и проект бюджетов негосударственных
фондов;
Обеспечивает проведение
единой бюджетной политики, налоговой
политики, денежно-кредитной политики
(вместе с ЦБ);
Предоставляет Госдуме
отчёт об исполнении государственного
бюджета;
Разрабатывает налоговую
политику отдельно,
Бюджетную политику
отдельно,
Принимает меры по
регулированию рынка ценных
бумаг,
Осуществляет регулирование
внутренним и внешним госдолгом;
Осуществляет
валютное регулирование и валютный
контроль.
Минфин:
Разрабатывает
проекты федерального бюджета;
Координирует
все службы, которые находятся в его
ведомстве:
Федеральная налоговая
служба;
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора;
Федеральная
служба по финансовому мониторингу;
Федеральное
казначейство.
Управляет резервным
фондом и фондом будущих поколений;
Управляет
госдолгом;
Выступает эмитентом
государственных ценных бумаг;
Осуществляет
регистрацию ценных бумаг и определяет
условия обращения;
Разрешает или
запрещает выпуск региональных ценных
бумаг и муниципальных ценных
бумаг;
Обеспечивает предоставление
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;
От
имени Правительства ведёт переговоры
и подписывает многосторонние договоры
с должниками и кредиторами в рамках
Парижского клуба;
Организует
формирование и использование
государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней
РФ;
Организует перечисления
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета в региональные и т.д.
Возглавляет
министр, назначаемый президентом.
Федеральное
казначейство – это федеральный орган
исполнительной власти, который находится
ведении Минфина.
Осуществляет службы
по кассовому обслуживанию федерального
бюджета;
Осуществляет контроль за
средствами
Ведёт учёт по операциям
по обслуживанию федерального
бюджета;
Через казначейство открываются
счета в ЦБ либо в других кредитных
организациях;
Составляет оперативную
информацию и отчётность об исполнении
федерального бюджета;
Через
казначейство распределяются доходы
от сбора федеральных налогов.
Возглавляет
казначейство руководитель, который
назначается представителем Правительства
по представлению министра
финансов.
ФНС:
Соблюдением
законодательства о налогах и сборах;
Следит
за правильностью исчисления и
своевременном внесении налоговых
сборов;
Осуществляет валютные
операции между резидентами и нерезидентами
(за исключением кредитных организаций);
Следит
за соблюдением требований контрольно-кассовой
техники;
Осуществляет контроль за
полнотой учёта выручки в организациях
и индивидуальных частных
предпринимателях;
Ведёт учёт всех
налогоплательщиков;
Ведёт единый
государственный реестр юридических
лиц.
Федеральные службы
финансово-бюджетного надзора. Ведёт
контроль и надзор:
За целевым
использованием федерального бюджета;
За
фондов;
Использованием всех
материальных ценностей, которые
находятся в ведении государства;
За
соблюдением требований бюджетного
законодательства;
Отвечают за
правильность получения всех средств
контрагентами и финансовой помощи из
бюджета;
За правильностью выдачи
бюджетных кредитов, бюджетных ссуд,
бюджетных инвестиций и гарантий
Правительства.
Федеральная Служба
по Финансовому Мониторингу. Задачи
этой службы противодействие легализации
(отмывании) доходов, полученных преступным
путём, и финансирование терроризма.
Задачи службы:
Осуществлять контроль
и надзор за соблюдением закона «О
противодействии легализации (отмывании)
доходов, полученных преступным путём,
и финансирование терроризма».
Осуществляет
сбор, обработку и анализ информации об
операциях и сделках с денежными
средствами и другим имуществом,
подлежащим контролю в соответствии с
законодательством.
Существуют
службы:
Федеральная служба страхового
надзора. Она отслеживает соблюдение
страхового законодательства, выдаёт
лицензии на страховую деятельность и
осуществляет проверки на местах.
Федеральная
служба по финансовым рынкам. Она
отслеживает применение законодательства
в области финансовых рынков. Её задачей
является обеспечение стабильности в
работе финансового рынка.
едеральная
таможенная служба. Непосредственно
подчиняется Правительству и сотрудничает
с Минэкономразвития. Осуществляет
надзор в области таможенного дела, в
её задачи входит борьба с контрабандой,
осуществляет функцию агента валютного
контроля, осуществляет взимание
таможенных пошлин, занимается проверкой
правильности взимания платежей,
занимается взысканием таможенных
платежей, осуществляет таможенное
оформление и таможенный контроль.
Счётная
палата. Счётная палата формируется
подотчётно федеральному собранию.
Обладает организационно-функциональной
независимостью. Функции:
Осуществляет
контроль экономическую эффективность
и целесообразность расхода государственных
средств;
Осуществляет контроль за
своевременным .. федерального бюджета,
причём имеет право вмешиваться в работу
ЦБ и всех служб.
Контролирует
управление и обслуживание
госдолга;
Занимается контролем за
обслуживанием госдолга.
Счётная
палата состоит из Председателя счётной
палаты, причём не должен быть в родственных
отношениях с президентом, заместителей
и аудиторов. Председатель назначается
президентом.
Минэкономразвития.
Функции:
Разработка прогнозов
социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу и
долгосрочную.
Определяет и планирует
все расходы инвестиционного
характера.
Занимается формированием
федерально-целевых программ.
Центральный
Банк. Функции:
Взаимодействие с
Правительством по всем финансовым
вопросам.
Разрабатывает денежно-кредитную
политику на год.
Управляет
золотовалютными резервами страны.
Занимается
бесперебойным функционированием
платёжной системы России и Центрального
Банка.
Вопрос
№18: Содержание и задачи финансового
планирования.
Финансовое
планирование.
Субъектами являются
органы гос.власти и местного самоуправления,
а объектом вся финансовая деятельность
на макро и микроуровне. В ходе финансового
планирования на макроуровне устанавливаются
параметры финансовой системы и источники,
виды и направления использования всех
финансовых ресурсов в экономике.
Информационной базой для планирования
является прогнозирование. В результате
финансового планирования составляется
финансовый план – документ, который
представляет собой систему взаимоувязанных
финансовых показателей, которые отражают
предполагаемый объём поступления
финансовых ресурсов и объём использования
этих ресурсов на планируемый период.
Вопрос
№19: Методы финансового планирования.
Этапы
финансового планирования:
Анализ
выполнения плана за предыдущий
период.
Расчёт плановых
показателей.
Составление финансового
плана как документа.
Финансовый
контроль.
На первом этапе применяются
следующие методы:
Горизонтальный
анализ. В ходе этого анализа сравниваются
текущие показатели с показателями за
прошлый период.
Вертикальный анализ.
В результате вертикального анализа
определяется структура плана и доля
отдельных показателей.
Трендовый
анализ. Применим к таким показателям
как инфляция, добыча полезных
ископаемых.
Факторный анализ. Влияние
отдельных факторов на финансовый
показатель.
На втором этапе применяются
следующие методы расчёта показателей:
Метод
экстраполяции. Расчёт показателей
проводится на основе корректировки
достигнутого уровня показателей на
относительно устойчивую динамику.
Нормативный
метод. Применение этого метода основано
на финансово-бюджетных нормативах и
на отраслевых нормах.
Индексный
метод. Этот показатель используется
при расчёте уровня жизни, роста цен,
инфляции и т.д.
Программно-целевой
метод. В основном применяется при
расчёте бюджетных показателей. Этот
метод предполагает финансирование
расходов по целевым программам. Перед
тем как финансировать ту или иную
программу, заявители или разработчики
этой программы должны показывать не
только объём финансовых ресурсов, но
и экономическую эффективность той или
иной программы.
На третьем этапе
составляется документ, обязательный
к исполнению. Применяется метод:
Балансовый
метод. Сопоставление доходов и расходов.
Он применяется во всех коммерческих
предприятиях. На макроуровне это
региональные бюджеты и бюджеты
государственных внебюджетных
фондов.
Сметный метод. Применяется
в некоммерческих организациях.
Метод
оптимизации плановых решений. Заключается
в том, что на основе показателей
составляется несколько вариантов плана
и применяется наиболее оптимальный –
это минимизация затрат, максимизация
прибыли и т.д.
Вопрос
№20: Финансовое прогнозирование, его
содержание и значение.
Прогнозированием
на макроуровне занимается Минэкономразвития.
Прогнозы бывают краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные.
Результатом
финансового прогнозирования это
составление прогноза. Прогнозы на
макроуровне – это прогноз
социально-экономического развития
(долгосрочный), это перспективный
финансовый план (составляется на 3
года), баланс финансовых ресурсов.
Перспективный
финансовый план составляется на 3 года.
При прогнозировании используются
различные экономические модели и
применяется ряд показателей. На основе
прогнозов осуществляется планирование.
В ходе планирования и государства, и
субъекты хозяйствования оценивают
своё финансовое состояние и выявляют
возможности увеличения финансовых
ресурсов и наиболее эффективного их
использования. Источником планирования
является финансовая информация,
бухгалтерская информация, статистическая
и т.д. Виды планов на макроуровне это
бюджеты (федеральные, региональные,
местные), на микроуровне – это баланс
коммерческих организациях и сметы в
некоммерческих (в субъектах), на уровне
семьи составляется бюджет семьи, у
индивидуальных частных предпринимателей
– баланс.
Вопрос №21:
Методы финансового прогнозирования.
При
прогнозировании применяются следующие
методы:
Математическое моделирование,
т.е. это построение финансовых моделей,
эмитирующих реальные экономические
процессы.
Эконометрическое
прогнозирование. При нём прогнозы
составляются на основе статистических
оценочных коэффициентов.
Метод
экспертных оценок. Заключается в том,
что существуют специалисты-эксперты.
Они дают свои прогнозы и выбирается
лучший.
Трендовый метод. Применяется
когда имеет место определённый
неменяющийся тренд.
Разработка
сценариев. Этот метод перекликается с
методом экспертных оценок.
Вопрос №22:
Содержание и значение финансового
контроля.
Финансовый контроль это
реализация контрольной функции финансов.
Цель финансового контроля – это
своевременное получение информации о
ходе процесса управления финансами на
макро и микроуровне, выявление нарушений
и принятие адекватных решений.
Объект
финансового контроля это все стоимостные
показатели (выручка, прибыль, налоги и
т.д.), субъекты финансового контроля
это специально уполномоченные органы
(ФНС и т.д.).
Принципы финансового
контроля:Принцип
законности;Независимости;Объективности;Гласности;Ответственности;Разграничения
функций и полномочий.Принцип законности
это наличие правовой базы, которая
позволяет осуществлять контроль.
Принцип независимости. Принцип
объективности. Заключается в том, что
проверяющие органы не имеют право
вмешиваться в работу предприятия, не
имеют право делать выводы во время
проверки, выводы делаются на основании
результатов.Принцип гласности. Принцип
разграничения полномочий и функций
заключается в том, что разные ведомства
не должны дублировать функции друг
друга.Информационное обеспечение
финансового контроля. Основой является
документация: планово-экономическая
документация, отчётная документация,
статистика, данные бухгалтерского
учёта, управленческого учёта и т.д.
Основными являются данные бухгалтерского
учёта.
Вопрос №23:
Характеристика видов и форм финансового
контроля.
Виды: государственный и
негосударственный.
Государственный
финансовый контроль. Под этот контроль
попадают все денежные отношения,
связанные с формированием и использованием
финансовых ресурсов государства.
Налоговый контроль, финансово-бюджетный
контроль, таможенный, страховой и
т.д.
Негосударственный финансовый
контроль – это внутрихозяйственный
контроль (каждодневный), это аудиторский
контроль и общественный
контроль.
Внутрихозяйственный
осуществляют специальные подразделения.
Особенности: работники, которые его
осуществляют непосредственно подчиняются
руководителю; этот контроль постоянно
осуществляется, а не периодически.
Аудиторский
контроль – это деятельность, которую
осуществляют аудиторы или аудиторские
конторы. Цель – независимая проверка.
В результате проведённой проверки
подтверждают достоверность отчётности
или её искажённость. В основном в аудите
нуждаются владельцы акционерных обществ
или владельцев предприятий, неуверенных
в своих подчинённых. Аудит бывает
обязательный и инициативный. Под
обязательный аудит попадает вся
финансовая сфера и предприятия, у
которых большая выручка. Инициативный
аудит проводится для владельцев
предприятий.
Общественный контроль
– это контроль, который осуществляется
гражданами или организациями.
Формы
финансового
контроля:Предварительный;Текущий;Последующий.
На
макроуровне предварительный контроль
осуществляется до совершения
финансово-хозяйственной операции.
На
микроуровне предварительный контроль
осуществляется до принятия решения.
Текущий
контроль на макроуровне осуществляется,
когда бюджет пошёл (начал работать).
Там выступают депутатские запросы и
т.д. На микроуровне – это проверяющие
органы (налоговая, прокуратура и
т.д.).
Последующий контроль – по
результатам деятельности. Последующий
контроль осуществляет на макроуровне
Счётная палата, на микроуровне –
происходит анализ.
Вопрос №24:
Методы финансового контроля.
Методы
финансового
контроля:Проверка.Обследование.Ревизия.Надзор.Мониторинг.
Проверка
производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной деятельности
на основе бухгалтерских документов.
При проверке возможна не выездная
проверка, камеральная проверка (выездная)
проверка.
При обследовании анализируются
все результаты хозяйственной деятельности.
Ревизия – это ещё более общий обхват.
Проверяется всё. Проверки и ревизии
бывают тематические и комплексные.
Надзор
осуществляется контролирующими органами
за теми организациями, которые работают
по лицензии. С одной стороны, это вся
банковская система, учебная
система.
Мониторинг – это постоянный
контроль с целью определения текущих
изменений.
Вопрос №25:
Государственный финансовый
контроль.
Государственный финансовый
контроль. Под этот контроль попадают
все денежные отношения, связанные с
формированием и использованием
финансовых ресурсов государства.
Налоговый контроль, финансово-бюджетный
контроль, таможенный, страховой и т.д.
Вопрос №26:
Негосударственный финансовый
контроль.
Негосударственный финансовый
контроль – это внутрихозяйственный
контроль (каждодневный), это аудиторский
контроль и общественный
контроль.
Внутрихозяйственный
осуществляют специальные подразделения.
Особенности: работники, которые его
осуществляют непосредственно подчиняются
руководителю; этот контроль постоянно
осуществляется, а не периодически.
Аудиторский
контроль – это деятельность, которую
осуществляют аудиторы или аудиторские
конторы. Цель – независимая проверка.
В результате проведённой проверки
подтверждают достоверность отчётности
или её искажённость. В основном в аудите
нуждаются владельцы акционерных обществ
или владельцев предприятий, неуверенных
в своих подчинённых. Аудит бывает
обязательный и инициативный. Под
обязательный аудит попадает вся
финансовая сфера и предприятия, у
которых большая выручка. Инициативный
аудит проводится для владельцев
предприятий.
Общественный контроль
– это контроль, который осуществляется
гражданами или организациями.
Вопрос №27:
Содержание финансового регулирования,
его формы и методы.
Финансовое
регулирование – это воздействие на
экономические и социальные процессы
со стороны государства. Это воздействие
направлено на предотвращение диспропорций
в экономике, на обеспечение развития
передовых технологий и на социальные
процессы.
Финансовые методы
воздействия.
В основном их много, но
все эти методы сводятся к бюджетным
методам и налоговым методам.
Бюджетные
методы – это различные виды бюджетных
расходов, различные виды бюджетных
трансфертов, бюджетные гарантии,
бюджетные кредиты и т.д.
Налоговые
методы. В основном с помощью налоговых
методов регулируются доходы
организаций-производителей.
Вопрос №29:
Финансовое регулирование территориальных
пропорций экономики, методы
регулирования.
Территориальные
пропорции. Эта проблема актуальна для
стран, у которых очень большая территория,
различные климатические условия,
неравномерное распределение ресурсов.
К примеру, создание особых экономических
зон.
Методы:
Основной метод это
бюджетный, т.е. это через механизм
межбюджетного регулирования, через
финансирование целевых программ
поддержки регионов и муниципальных
образований.
Налоговые методы.
Вопрос №28:
Финансовое регулирование отраслевых
пропорций экономики, методы
регулирования.
Отраслевая структура
экономики.
Проблемы: Изменить вектор
в сторону обрабатывающих отраслей;
Государственная поддержка малого
бизнеса;Развитие сельского хозяйства.Методы
регулирования отраслевых пропорций:
Бюджетное
регулирование – бюджетное регулирование
происходит через финансирование
государственных программ;
Налоговое
регулирование. Это изменение ставок
налогов, изменение состава налогов,
изменение налогооблагаемой базы (в
основном налог на прибыль), изменение
состава налогоплательщиков;
Амортизационная
политика. Методы амортизации необходимо
менять в сторону ускоренной амортизации.
Ускоренная амортизация помогает
развитию инновационным
отраслям.
Государственная поддержка
– это различные субсидии, субвенции,
дотации, льготное кредитование, бюджетные
кредиты (дешёвые), предоставление аренды
на льготных условиях.
Льготное
кредитование и льготное страхование.
Таможенное
регулирование. Осуществляется путём
снижения или повышения таможенных
пошлин на соответствующие импортные
товары.
Вопрос №30:
Финансовое регулирование социальных
процессов, методы регулирования.
Социальные
пропорции.
Основная цель этого
регулирования это создание среднего
класса.
Основные методы: подоходный
налог (введение прогрессивного налога),
введение высоких ставок на недвижимость
и на наследство, а также различные
льготы и преференции малообеспеченным
слоям.
Основная задача – создание
среднего класса через повышение уровня
жизни. Такие диспропорции ведут к
социальной нестабильности, повышению
политических рисков.
Методы воздействия
– это финансирование гарантированное
государством прямых денежных выплат
(пенсии, пособия, стипендии, компенсации
и т.д.); финансирование льгот отдельным
категориям граждан при оплате товаров
и услуг; государственная поддержка
отраслей экономики, которые производят
потребительские товары и услуги первой
необходимости, к примеру, некоторые
освобождены от НДС или поддерживаться
ЖКХ.
Вопрос №31:
Бюджет и его влияние на социально-экономические
процессы.
Бюджет – это плановый
документ, который представляет собой
роспись доходов и расходов органов
гос.власти и местного самоуправления
на год.
Бюджет составляется
исполнительным органом власти и
утверждается в форме закона. Порядок
составления и утверждения бюджета
регулируется бюджетным кодексом. Бюджет
носит всегда планово-директивный
характер. Бюджеты государственных
внебюджетных фондов также составляются
в форме баланса.
На микроуровне это
баланс финансовых ресурсов, в коммерческих
организациях – сметы доходов и расходов,
в некоммерческих – сводный бюджет.
Вопрос №32:
Характеристика доходов бюджетов разных
уровней.
Виды доходов и их
классификация.
Все доходы делятся
на налоговые, неналоговые и безвозмездные
перечисления. Налоговые доходы это
различные налоги и сборы, неналоговые
доходы – это доходы от гос. собственности
и доходы от внешнеэкономической
деятельности, безвозмездные перечисления
– это перечисления от бюджетов других
уровней (дотации, субсидии, субвенции
и т.д.).
Налоговые доходы. Налоговые
доходы составляют около 58-60% бюджета.
Налог – это обязательный
индивидуальный безвозмездный платёж.
Сбор – это тот же обязательный
взнос как налог, но, как правило, сбор
взимается на то, чтобы государство
оказало какую-либо услугу. Например,
выдача лицензии.
Налоги и сборы
бывают федеральные, региональные и
местные. Группировка налогов:
Налоги
бывают прямые и косвенные – по способу
взимание. Косвенные включаются в цену
товара, прямые взимаются с дохода.
От
субъекта налогоплательщика: с физических
лиц, с юридических лиц.
От органов,
устанавливающих налоги: федеральные,
региональные и местные.
По уровню
бюджета (расщепляющиеся налоги)
(например, НДФЛ 30% в региональный, 70% в
бюджетный).
По характеру использования:
общие налоги в обезличке (покрывают
разные расходы бюджета) и целевые
налоги.
Зависит от объектов
налогообложения: налоги на имущество,
ресурсные налоги, налоги на доходы,
налоги на финансовые операции и налоги
на хозяйственные операции. Это определяет
структуру налоговой системы.
Налоговая
система состоит из элементов системы.
Под элементами системы понимают
конкретные виды налогов и сборов, методы
их формирования, способы уплаты и формы
осуществления налогового контроля.
Вопрос №33:
Состав расходов бюджетов разных
уровней.
Расходы бюджетов и бюджетной
системы.
Расходы бюджета – это
денежные средства, выделяемые из бюджета
органами гос.власти и местного
самоуправления на выполнение государством
и местным самоуправлением своих функций.
На величину расходов бюджета влияют:
объём ВВП, определённый исторический
этап развития, социально-экономические
задачи.
Расходные обязательства
– это обязанность предоставлять тому
или иному юридическому лицу средства
соответствующего бюджета.
Расходные
обязательства регулируются и закрепляются
федеральными законами, правовыми актами
правительства и органами местного
самоуправления.
Классификация
расходов бюджета.
Общегосударственные
вопросы: функционирование президента;
функционирование высшего должностного
лица, субъекта или органа самоуправления;
функционирование законодательных
органов власти; функционирование
правительства РФ; функционирование
органов местного самоуправления;
судебная система; деятельность
финансовых, таможенных и налоговых
органов и органов финансового контроля;
проведение референдумов; фундаментальные
исследования; обслуживание государства
и гос.долга.
Национальная оборона:
финансирование вооружённых сил,
модернизация вооружённых сил,
ядерно-оружейный комплекс и мобилизационная
подготовка экономики.
Национальная
безопасность и правоохранительная
деятельность: органы внутренних дел,
прокуратура, тюрьмы (система проведения
наказаний), пограничная служба,
наркоконтроль, МЧС.
Национальная
экономика: общие экономические вопросы,
ТЭК (топливно-энергетический комплекс),
с/х, водное хозяйство, транспорт и
т.д.;
ЖКХ: жилищное хозяйство,
коммунальное хозяйство, благоустройство.
Охрана
окружающей среды: экология и экологический
контроль; сбор, очистка и удаление
отходов.
Образование: дошкольное,
общее, среднее профессиональное, высшее
профессиональное, молодёжная политика
и т.д.
Культура и СМИ: кинематограф,
телевидение, печать и
издательства.
Здравоохранение,
физкультура и спорт: все виды мед.помощи,
скорая помощь, физкультура и
спорт.
Социальная политика: пенсионное
обеспечение, социальное обеспечение,
социальное обслуживание населения,
охрана семьи и детства.
Межбюджетные
трансферты: дотации, субсидии, субвенции
бюджетам различных уровней.
Вопрос №34:
Бюджетный федерализм, его принципы.
Бюджетный
федерализм – это форма организации
межбюджетных отношений в федеративном
государстве.
Основные принципы
бюджетного федерализма (посмотреть в
кодексе):
Законодательное разграничение
полномочий по расходам между уровнями
власти всех регионов;
Обеспечение
соответствующих органов власти
необходимыми доходами;
Обеспечение
вертикального и горизонтального
выравнивания всех уровней бюджетной
системы;
Наличие единых для каждого
звена бюджетной системы методов
регулирования;
Самостоятельность
и равноправие каждого бюджета;
Выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности, т.е.
достижение среднего для регионов и
муниципалитетов показателей расходов
на одного жителя.
Вопрос №35:
Механизм организации межбюджетных
отношений.
Сущность межбюджетных
отношений состоит в финансовых
взаимосвязях между различными уровнями
власти по поводу формирования и
использования бюджетных средств.
Механизм межбюджетных отношений в
федеративных государствах.
Этот
механизм состоит из 2-х блоков:
Разграничение
полномочий по уровням бюджетной
системы.
Межбюджетное
регулирование.
Разграничение
полномочий это:
Закрепление федеральным
законодательством расходных полномочий
или расходов между уровнями бюджетной
системы на постоянной основе.
Наделение
органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
(проведение выборов). По Конституции
федеральный центр занимается: таможенное,
финансовое, валютное и кредитное
регулирование; денежная эмиссия;
устанавливают ценовую политику; собирают
федеральные налоги и сборы; федеральный
бюджет, федеральный транспорт; федеральные
энергетические системы; деятельность
в космосе.
Вопрос №36:
Межбюджетное регулирование.
Межбюджетное
регулирование.
Межбюджетное
регулирование состоит из двух блоков:
Это
налоговое регулирование бюджетной
обеспеченности
Перераспределение
средств между уровнями бюджетной
системы.
Налоговое регулирование
Налоговое регулирование – это
разграничение налогов и других платежей
между уровнями бюджетной системы и их
закрепления в качестве собственных
доходов.
Закрепление налогов или
отчислений на постоянной основе по
законодательству в соответствии с БК
и НК;
Закрепление налогов на постоянной
основе в соответствии с региональным
и местным законодательством;
Установление
дополнительных отчислений от налогов.
Это регулирующие налоги.
Перераспределение
средств между уровнями бюджетной
системы.
Временная финансовая помощь
в виде бюджетных кредитов или
субсидий;
Дотирование нижестоящих
бюджетов. Дотирование идёт по двум
направлениям:
С учётом бюджетной
обеспеченности региона;
По душевому
признаку.
Для этого создан фонд –
Федеральный фонд финансовой поддержки
субъектов РФ. Этот фонд формируется в
рамках федерального бюджета. Средства
поступают в виде дотаций. Дотации
– это межбюджетные трансферты, которые
предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основах без установления
целей. Уровень бюджетной обеспеченности
рассчитывается исходя их реальных
налоговых доходов на одного жителя и
таким же показателем по стране. Этот
показатель рассчитывается с учётом
структуры населения, с учётом климатических
условий.
Поддержка социального и
экономического развития. Федеральный
фонд компенсаций – выдаёт субсидии и
субвенции. Федеральный фонд софинансирования
расходов – выдаёт только субсидии.
Вопрос №37:
Налоговое регулирование бюджетной
обеспеченности.
Налоговое регулирование
Налоговое регулирование – это
разграничение налогов и других платежей
между уровнями бюджетной системы и их
закрепления в качестве собственных
доходов.
Закрепление налогов или
отчислений на постоянной основе по
законодательству в соответствии с БК
и НК;
Закрепление налогов на постоянной
основе в соответствии с региональным
и местным законодательством;
Установление
дополнительных отчислений от налогов.
Это регулирующие налоги.
Вопрос №38:
Межбюджетные трансферты из федерального
бюджета.
Перераспределение средств
между уровнями бюджетной системы.
Временная
финансовая помощь в виде бюджетных
кредитов или субсидий;
Дотирование
нижестоящих бюджетов. Дотирование идёт
по двум направлениям:
С учётом
бюджетной обеспеченности региона;
По
душевому признаку.
Для этого создан
фонд – Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов РФ. Этот фонд
формируется в рамках федерального
бюджета. Средства поступают в виде
дотаций. Дотации – это межбюджетные
трансферты, которые предоставляются
на безвозмездной и безвозвратной
основах без установления целей. Уровень
бюджетной обеспеченности рассчитывается
исходя их реальных налоговых доходов
на одного жителя и таким же показателем
по стране. Этот показатель рассчитывается
с учётом структуры населения, с учётом
климатических условий.
Поддержка
социального и экономического развития.
Федеральный фонд компенсаций – выдаёт
субсидии и субвенции. Федеральный фонд
софинансирования расходов – выдаёт
только субсидии.
Вопрос №39:
Фонды для оказания финансовой помощи
из федерального бюджета.
Федеральный
фонд компенсации. Цель этого фонда –
это финансовое обеспечение так называемых
федеральных мандатов, т.е. это обязанности
РФ, которые возложены на региональные
и местные власти федеральным
законодательством. Субвенции –
это межбюджетные трансферты, которые
предоставляются бюджетам субъектов в
целях финансирования расходов, которые
возникают при выполнении субъектами
полномочий федерального правительства.
Субвенции зачисляются в бюджеты
субъектов и расходуются на следующие
цели:
На увеличение материнского
капитала;
На индексацию государственных
пособий людям, имеющим детей, в
соответствии с законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющих детей»;
На
приобретение жилья гражданам, выезжающим
из районов крайнего Севера и приравненных
к нему областей;
На доплаты к
пенсиям.
Федеральный фонд
софинансирования расходов. Цель этого
фонда – поддержка регионов в плане
поддержания определённого уровня
социальных расходов (расходы на
образование здравоохранение, культуру
и т.д.). Субсидии этого фонда распределяются
между всеми субъектами РФ без исключения
с учётом бюджетной обеспеченности.
Субсидия – это межбюджетный трансферт,
который предоставляется субъектам РФ
в целях софинансирования расходов при
выполнении регионами полномочий органов
власти. На что идут:
На оплату жилья
и коммунальных услуг малоимущим
гражданам;На обеспечение жильём
детей-сирот;На выплату ежемесячного
пособия на ребёнка;На социальную
поддержку ветеранов труда;На социальную
поддержку лиц, пострадавших от
репрессий.
Федеральный фонд
регионального развития. Этот фонд
предназначен для оказания финансовой
помощи регионам с целью финансирования
инвестиций в социальную и производственную
инфраструктуру.
Фонд реформирования
региональных и муниципальных финансов.
Этот фонд находится вне бюджета. Он
формируется за счёт кредитов международных
организаций, а так же за счёт средств
правительства. Он был создан для того,
чтобы привести наши региональные и
муниципальные финансы к международным
стандартам. Выделяются эти средства
на:
Методическая помощь органов
государственной власти и органов
местного самоуправления на бюджетные
процедуры, методическую помощь при
составлении финансовой отчётности,
при проведении реформ муниципальных
служб и т.д.;
На совершенствование
налогового и бюджетного законодательства
в регионах;
На обучение и подготовку
кадров в региональных и местных
финансовых органах;
Проведение
мониторинга процессов экономических
реформ и финансовое оздоровление
экономики в регионах.
Вопрос №46:
Бюджетная система государства, принципы
ее построения.
Бюджетное устройство
это принципы организации и построения
бюджетной системы, а также взаимосвязь
между элементами бюджетной системы.
Объекты – бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды,
субъекты – гос.структуры, которые
осуществляют управление.
Бюджетная
система это совокупность бюджетов
государства, основанная на экономических
отношениях, государственном устройстве
и правовых нормах.
Построение
бюджетной системы зависит от формы
гос.устройства. Федеративное устройство
государства – трёхуровневая бюджетная
система, в унитарных – двухуровневая,
в конфедеративных системах – состоит
из бюджетных систем государств. В любой
бюджетной системе есть федеральный
уровень и местный, в федеративных ещё
региональный.
Наша бюджетная система
трёхзвенна и состоит из федеральных
бюджетных системы и местных и региональных
бюджетных систем.
В настоящее время
бюджетная система включает 1 федеральный,
89 региональных и государственных
внебюджетных фондов. Построение системы
определяется Конституцией и бюджетным
кодексом: 55 краевых, Санкт-Петербурга
и Москвы, около 29 тысяч местных. Все
бюджеты независимы и равноправны, т.е.
они самостоятельны по доходам и расходам.
Так же входят 3 государственных
внебюджетных фондов и ОФМС.
В понятие
государственные финансы входят
федеральные и территориальные
бюджеты.Принципы существования бюджетной
системы:Единство бюджетной
системы;Разграничение доходов и расходов
между уровнями бюджетной
системы;Самостоятельность бюджетов
всех уровней;Полнота отражения доходов
и расходов в соответствующих
бюджетах;Сбалансированность
бюджетов;Эффективность и экономность
расходования бюджетов;Общие покрытия
расходов бюджета;Гласность;Достоверность;
Адресность
и целевой характер использования
бюджетных средств.
Принцип единства
бюджетной системы – это единство
правовой базы, это единство денежной
системы, это единство форм бюджетной
документации, это единый принцип ведения
бух.учёта посредством всех остальных
федеральных бюджетов, единый порядок
финансирования расходов бюджета.
Принцип
разграничения доходов и расходов. Этот
принцип означает закрепление за бюджетом
каждого уровня соответствующих доходов
и соответствующих расходов.
Принцип
самостоятельности. Заключается в том,
что каждый уровень бюджетной системы
самостоятельно осуществляет бюджетный
процесс. Каждый уровень бюджетной
системы может иметь собственный доход
(выпуск облигаций). Законодательное
закрепление регулирующих налогов.
Принцип
полноты отражения доходов и расходов
– отражение доходов, расходов,
составляется план, который регулировать
сложно.
Принцип сбалансированности
бюджета. Это то, что все расходы должны
соответствовать доходам и если возникает
дефицит, то должны быть указаны источники
финансирования этого дефицита. При
возникновении дефицита существуют
внутренние источники финансирования
и внешние. На федеральном уровне
(внутренние):Выпуск государственных
ценных бумаг;Поступления от продажи и
приватизации имущества;Переходящие
остатки бюджетных средств;Рублёвые
кредиты, полученные от организаций.Внешние
источники:Выпуск государственных
ценных бумаг в иностранной валюте;Кредиты
Правительств иностранных государств;Кредиты
иностранных банков.
Источники
финансирования региональных бюджетов:
выпуск ценных бумаг от имени субъекта,
бюджетные кредиты, полученные от других
субъектов или федерального бюджета;
кредиты, полученные от кредитных
организаций; средства, полученные от
продажи своего имущества и приватизации;
изменение остатков средств на счетах.
Субъекты имеют право выпускать свои
облигации в иностранной валюте.
Местные
бюджеты: выпуск муниципальных ценных
бумаг от имени субъекта; полученные
бюджетные кредиты; кредиты кредитных
организаций; средства, полученные от
продажи имущества и приватизации.
Принцип
гласности означает, что бюджеты
публикуются в открытой печати, Интернете.
Гипотетически принцип гласности
означает, что население может вмешиваться
в составление бюджета.
Принцип
достоверности выражается в том, насколько
бюджет соответствует прогнозу на три
года.
Принцип единства кассы. Он
предполагает, что через казначейство
должны идти все средства.