Файл: Компендиум т.1 (2).сентябрь2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 1568

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕРНИКОВА

Наталия

ИВАНОВНА



МИКРОЭКОНОМИКА



Рабочая тетрадь



Тема 1




Список рекомендуемой литературы

1.Цены и ценообразование. Учебник для вузов. Раздел 1. Микроэкономика (Теория цены). Изд-во Питер 1999г. и дальнейшие выпуски

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика . – Изд-во СПб, экономическая школа. В трёх томах.

3. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб. 2002 и дальнейшие выпуски

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика – М, 1992 и последующие издания.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. –М.,1992. В двух томах. Учебник по курсу микроэкономики для магистров бизнеса.

6. Вэриан, Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М. 1997

7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб, 1992.

8. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М. 2000

9. Кац Майкл, Роузен Харви. Микроэкономика. М. 2004

10. Журналы «Экономическая школа»: 1991г. – выпуск 1, 1992г. – выпуск 2, 1994г. – выпуск 3, 1998г. – выпуск 4, 1999г. – выпуск 5.

Электронные источники:

  1. Микроэкономика. Электронный учебник. / Авторы: Г.Гюнтер, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. // Электронный ресурс: http://www.amp.aknet.kg/microeconomics

  2. http: //www.finecmicro.narod.ru

  3. http: //www.microeconomica.economicus.ru

  4. http: //www.50. economicus.ru

Структура курса «Микроэкономика»

Тема 1 – Теория поведения потребителя: функция спроса на блага и функции предложения факторов производства. Отвечает на вопрос что такое оптимум потребителя. Результатом этой темы является выведение функции спроса покупателя на тот или иной товар и обще рыночной функции спроса всех покупателей на том или ином рынке, а также выведение функции предложения факторов производства.

Тема 2 – Теория производства: функции спроса на факторы и функция предложения благ. Рассматривает основные виды затрат существующие в процессе производства любого товара или услуги. Все это лежит в основе выведения функции спроса на факторы производства и функции предложения благ как отдельной фирмы, так и отрасли в целом.

Тема 3 –Взаимодействие спроса и предложения. Ценообразование при совершенной конкуренции. Рассматривает основные принципы функционирования рынка.

Тема 4 –Ценообразование на рынках благ при различных типах рынка.

Рассматривает все типы товарных рынков и особенности их функционирования.

Тема 5 – Рынки факторов производства. Рассматриваются особенности функционирования специфических рынков факторов производства.

Тема 6 – Общее экономическое равновесие и экономическая роль государства




МИКРОЭКОНОМИКА

Введение

Предмет микроэкономики

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить,

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

А.С.Пушкин

Прошло около двух веков с момента, когда были написаны эти пушкинские строки, но и сегодня многие могут позавидовать Евгению Онегину, который имел столь хорошее образование, что мог объяснить, «как государство богатеет». Вопрос этот не случайно выделен А. С. Пушкиным как центральное звено экономических знаний Онегина. Эта проблема действительно всегда стояла в центре внимания людей, едва они начинали задумываться над тем, что мы сегодня называем проблемами экономического развития.

По образному выражению Пола Самуэльсона экономическая теория является Королевой Общественных наук. Тронное место на научном пиру ей отведено потому, что проблемы, которыми она занимается – поистине королевские. Главной среди них является вопрос об источниках богатства нации и способах его увеличения. Недаром в трудах виднейших экономистов прошлого ключевым словом было «богатство». Вспомним хотя бы книгу Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Ивана Посошкова «Книга о скудности и богатстве», «Капитал» К. Маркса.

Экономика, греческое слово и в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства».

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов-субъектов рынка, таких как домохозяйства, предприятия, государство. Объекты анализа – цены и объемы производства и потребления благ; состояния отдельных конкретных товарных рынков; распределение производственных ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономику называют теорией цены, она исследует относительные цены.

Метод исследования: моделирование экономических процессов и явлений

Два типа моделей

  • Оптимизационные – применяются при исследовании отдельных экономических агентов. Основные рабочие понятия имеют предельный характер. Такая теория предельного анализа называется маржинализмом.

- Равновесные – при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами.

Система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внешние импульсы для нарушения баланса.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Позитивная теория отражает объективную реальность, описывает фактическое положение дел, т.к. анализирует поведение участников экономических процессов. Нормативная теория стремится найти наилучшие формы организации производства, помогает ответить на вопрос «как должно быть».


П. Ограниченность ресурсов. Задача выбора

В ОЭТ вы говорили об ограниченности ресурсов. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Невозможно одновременно и полностью удовлетворить потребности всех людей. Отсюда возникает необходимость заботиться о наилучшем оптимальном распределении ограниченных ресурсов. Из-за недостаточности ресурсов возникает конкуренция за их использование. Это конкуренция между людьми за удовлетворение потребностей и конкуренция между альтернативными целями использования ресурсов. Таким образом, перед обществом всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и являются предметом экономической науки.

Экономическая теория предполагает рациональное поведение потребителей, т.е. поведение, направленное на достижение максимальных результатов.

Ш. Фундаментальные задачи в экономике.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора - выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: ЧТО, КАК и для КОГО производить, т.е. определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: Потребитель – удовлетворения своих потребностей; Фирма – прибыли; Профсоюз – доходов его членов; Государство – уровня народного благосостояния.

Первый важнейший выбор – ЧТО производить. В современной экономической системе существует огромное количество создаваемых товаров и услуг. Однако, сущностные черты выбора того, что следует выпускать, м.б. проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой все ресурсы используются для производства только двух групп товаров: средства производства и предметы потребления.

Линия АВ – граница производственных возможностей – показывает максимально возможное количество производства предметов потребления и средств производства при полном использовании имеющихся ресурсов. Каждая точка АВ – комбинация 2-х видов товаров.

Точка М соответствует комбинации выпускаемых товаров меньшей, чем могло бы быть произведено при полном и эффективном использовании всех ресурсов, след характерна безработица, снижение эффективности использования ресурсов. Точка Е не достижима при данной технологии.

АВ– характеризует одновременно возможный и желательный выпуск продукции. Таким образом задачей является определение максимально предпочтительной точки на этой линии. Сравним точки С и Д. При переходе из точки С в точку Д общество должно пожертвовать разницу êУ с тем, чтобы увеличить производство предметов потребления на ê Х.

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для производства другого товара называется альтернативными затратами (вмененными издержками) отвергнутых возможностей. Т.о. затраты определяются как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же самых производственных ресурсов.

Наклон кривой производственных возможностей отражает альтернативную стоимость производства предметов потребления, выраженную в средствах производства. Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов.

Базовые экономические понятия

Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения. Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Именно экономические потребности выступают как побудительный фактор активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.

Потребности делятся на эластичные и неэластичные (жесткие). Неэластичными, как правило, являются первичные, а эластичными – вторичные. Неэластичные экономические потребности нельзя заменить другими или не удовлетворять их в течении длительного времени.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в почти неограниченном масштабе (например, воздух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книги, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие, в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд-самолет-автомобиль), сфера досуга (кино-театр-цирк) и т.д. Примерами комплиментарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага м.б. разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Для получения экономических благ, как правило, нужны дополнительные средства –ресурсы. Экономические ресурсы (земля, труд, капитал, информация, предпринимательская деятельность)– это факторы, используемые для производства экономических благ.

Тема 1. Поведение потребителя.

Задача данной темы состоит в том, чтобы мы могли представить основную экономическую модель, позволяющую ответить, как должен распределить свой доход рациональный потребитель между расходами на покупку отдельных товаров, чтобы максимизировать получаемое удовлетворение. Эта модель известна как теория рационального выбора потребителя и охватывает все индивидуальные решения потребителя о покупке. Для этого потребитель должен сравнить, соизмерить полезность, получаемую им от потребления различных товаров или их наборов. Полезность – это свойство товара удовлетворять те или иные потребности потребителя. Тратя свой доход на те или иные блага, потребитель взамен получает полезность от употребляемого блага. На одну и ту же сумму денег можно купить как полезную вещь, таки бесполезную. Рациональный потребитель будет стремиться так потратить свой доход, чтобы получить на него максимум полезности. Это значит, что рациональный покупатель будет выбирать из всего множества товаров именно те и в таком количестве, которые максимизируют его общую (суммарную) полезность от потраченных на покупку денег.

Как с помощью инструментов микроэкономики осуществить отбор? Как описывается условие оптимума покупателя? Известны два подхода к этой проблеме: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

  • Денежный доход потребителя ограничен;

  • Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

  • Все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

  • Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.


  1. Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности и спроса.

  1. Общая и предельная полезность

  2. Первый закон Госсена

  3. Функция спроса и закон спроса

  4. Второй закон Госсена

  5. Равновесие потребителя. Выведение функции индивидуального спроса

2. Порядковый подход к анализу полезности и спроса.

  1. Потребительские предпочтения.

  2. Кривые безразличия

  3. Предельная норма замещения

  4. Бюджетные ограничения потребителя

  5. Потребительский выбор. Равновесие потребителя.

3.Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «доход – потреблеФние». Кривая Энгеля.

4.Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена – потребление».

5.Разложение общего изменения объема спроса при изменении цены на эффект замены и эффект дохода: сущность, значение, графическое изображение.

6.Рыночный спрос.

7.Эластичность спроса по цене и по доходу.


1. Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности и спроса.

Основан на гипотезе о возможности измерения каждым покупателем полезности различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах (от английского слова Utility – полезность).

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности – для другого.

Изменение объемов потребления блага приведет и к изменению уровня насыщения этим благом. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = f(QA, QB, …, QZ), TUi=, где TU - общая полезность товарного набора (Total utility);

QA, QB, …, QZ – объемы потребления товаров A, B, …, Z в единицу времени.

Представители австрийской школы К.Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя.


Математически предельная полезность товара А есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления товара А:

;

Геометрически значение MUA равно тангенсу наклона касательной к кривой TU в любой точке. Поскольку линия общей полезности выпукла вверх, с увеличением объема потребления товара А угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара А.




Итак, предельная полезность – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на единицу. Она показывает на сколько ютилов изменилась общая полезность при увеличении потребления данного блага на 1 единицу.





Какая разница между этими тремя графиками?

Х

7



Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Предельная полезность свободного блага всегда равно нулю.

Первый закон Госсена

Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г.Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г. Этот закон содержит два положения:

  1. В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает.

  2. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая – отрицательна.



Функция спроса и закон спроса

8

QDa = f (P a, Pb, …, Pz, I, T…..) , где

QDa - объем спроса на товар А в единицу времени;

P a, - цена товара А;

Pb, …, Pz –цены других товаров;

I –денежный доход;

T - Вкусы и предпочтения



Закон спроса

Парадокс Гиффена

Эффект ожидаемой динамики цен.

«Цена – показатель качества»

Эффект Веблена.

Потребительский излишек (выгода потребителя) – это превышение общей полезности в денежном выражении от потребления какого-либо объема блага над расходами на его приобретение.

Объем спроса на благо находится в прямой зависимости от величины бюджета потребителя и в обратной – от его цены. Связан ли объем спроса на одно благо с изменением цен на другие блага, зависит от типа функции полезности индивида, т.е. от специфики его предпочтений.

Второй закон Госсена

Решение этой задачи сводится к максимизации функции Лагранжа.

L= TU(Q1,Q2,Q3....Qn) – λ(P1Q1+P2Q2+P3Q3+.....+PnQn – I)