Файл: ответы на билеты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2021

Просмотров: 1274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди политических прав и свобод заслуживают быть упомянутыми право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Инициаторами названных мероприятий могут быть граждане не моложе 18 лет. Указами Президента РФ установлен порядок организации данных мероприятий. В частности, предусмотрен порядок предварительного уведомления властей о проведении митингов, демонстраций, шествий и др.

Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т. д.

К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования — обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.


Конституционные обязанности возлагаются на всех, кто проживает на территории РФ. Это, например, обязанность соблюдать Конституцию и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность родителей заботиться о своих детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Среди обязанностей есть и такие, которые возлагаются только на граждан РФ, например обязанность нести военную службу. При этом возможна замена военной службы альтернативной. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» (№ 113-ФЗ от 25.07.02), который регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

9. Понятие и система экологического права

Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).

Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:

  • природно-ресурсное право, которое регламентирует отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;

  • природоохранительное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Объектами экологического права являются:

  • естественно-экологические системы;

  • земля, ее недра;

  • животный и растительный мир;

  • генетический фонд;

  • озоновый слой атмосферы;

  • воды;

  • микроорганизмы;

  • заповедники, заказники;

  • находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.

Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.


Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:

  • на формы охраны природы среды государством

  • формы охраны негосударственными объединениями

Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.

10. Понятие и содержание гражданского правоотношения

гражданское правоотношение — волевое общественное имущественное или личное неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, в котором его участники юридически связаны наличием взаимных субъективных прав и обязанностей.

гражданское правоотношение состоит из трех элементов:

1) субъектов – граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, которые обладают правом и называются управомоченными лицами или обязанными. Однако в большинстве случаев они являются одновременно управомоченными и обязанными лицами;

2) объекта – то есть того блага, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность. Причем, каждому объекту соответствует определенный вид гражданских правоотношений, например в правоотношениях собственности их объектом являются вещи, в обязательственных правоотношениях – действия и т. д.


3) содержания – это субъективные права и обязанности сторон. Название «субъективные» они получили потому, что принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений. Возникают они одновременно друг с другом, однако в дальнейшем содержание гражданского правоотношения может меняться: у участников могут возникнуть новые права и обязанности.

11. Порядок и условия признания гражданина безвестно отсутствующем и объявление умершим

Отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение года создает неясность в его имущественных правах и обязанностях. Этот срок исчисляется по следующим правилам: если невозможно установить конкретный день получения последних сведений - срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а если невозможно установить и этот месяц - c 1 января следующего года.
Гражданин признается безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц судом в порядке, предусмотренном гл. 30 ГПК (ст. 276-280). После признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК) его имущество, при необходимости постоянного управления им, по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Кроме того, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим:
возникает основание для расторжения брака по заявлению одного из супругов в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса);
прекращают действие доверенности (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 188 ГК);
прекращают действие заключенные с участием безвестно отсутствующего договоры поручения (п. 1 ст. 977 ГК), комиссии (ст. 1002 ГК), агентский договор (ст. 1010 ГК), договор доверительного управления (п. 1 ст. 1024 ГК), договор простого товарищества (п. 1 ст. 1050 ГК).
Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим может быть отменено в случае его явки или обнаружения места его пребывания. Последствия отмены таковы: отменяется управление имуществом этого гражданина; в случае явки супруга, признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующего судебного решения брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, кроме случая, если другой супруг вступил в новый брак (ст. 26 Семейного кодекса).
Условием признания гражданина умершим (пп. 1 и 2 ст. 45 ГК) является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 5 лет. Существуют специальные сроки в случае пропажи без вести.
1) При обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев.
2) В связи с военными действиями - не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.
Гражданин признается умершим только судом в порядке, предусмотренном ГПК (ст. 276-280).
По общему правилу моментом смерти считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Однако если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Объявление гражданина умершим влечет те же последствия, что и физическая смерть, за одним исключением: если объявленный умершим гражданин фактически жив, то его правоспособность не прекращается.
Последствия явки гражданина, признанного умершим (ст. 46 ГК), состоят в следующем: суд отменяет свое решение, а гражданин может потребовать возврата сохранившегося имущества, перешедшего к другим лицам после признания его умершим. Осуществление этого права зависит от следующих условий.
Если имущество (кроме денег и ценных бумаг на предъявителя) перешло по безвозмездной сделке, это имущество можно истребовать у любого лица; если же оно перешло по возмездной сделке - у лиц, которые, приобретая имущество, знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
В соответствии со ст. 26 Семейного кодекса в случае явки супруга, объявленного судом умершим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, кроме случая, если другой супруг вступил в новый брак.


12. Определение предпринимательской деяиельности

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом, например: деятельность по производству оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, наркотических и лекарственных препаратов (кроме заготовки лекарственных трав), алкогольных напитков, отдельные виды лечебной деятельности и некоторые другие. Правовой статус предпринимателя приобретается путем государственной рёгистрации

С 1 января 2004 г. регистрация предпринимательской деятельности граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (в ред. 2003 г.).

Отказ в регистрации допускается только в случаях, предусмотренных ст. 23 ФЗ, а именно несоответствии установленным требованиям состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Для регистрации должно быть представлено заявление, составленное по установленной форме, документ об уплате регистрационного сбора. Регистрирующий орган обязан произвести регистрацию при личной явке в день представления документов, при направлении документов по почте — в трехдневный срок со дня получения документов. В тот же срок гражданину выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании его банкротом либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации. Предпринимательская деятельность без регистрации не допускается, и доходы, полученные от этой деятельности, могут быть изъяты по решению суда. Для осуществления деятельности, требующей лицензирования, должна быть получена лицензия.

Предприниматель наделен такими же правами и обязанностями, как и юридические лица, с учетом специфики индивидуальной деятельности (п. 3. ст. 23 ГК РФ). Он вправе: заключать гражданско-правовые договоры, заключать трудовые договоры с гражданами, т. е. использовать наемный труд, соблюдая при этом все нормы трудового законодательства, регулирующего труд наемных работников, совершать сделки; устанавливать цены и тарифы на свою продукцию, товары и услуги и т. д. Вместе с тем предприниматель несет множество обязанностей. Он должен соблюдать Конституцию и российское законодательство; осуществлять свою деятельность в рамках закона, не нарушая прав и законных интересов других лиц, соблюдая требования морали и нравственности, правила общежития. Он отвечает за результаты своей деятельности, за качество товаров, работ и услуг. Предприниматель обязан платить установленные налоги и выполнять многие другие обязанности, вытекающие из законодательства.