Файл: ответы на билеты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2021

Просмотров: 1272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Наряду с указанной выше административной ответственностью субъекты валютных правоотношений за нарушение в этой сфере деятельности несут также уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

48. Ответственность за нарушение
налогового законодательства

Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговой кодекс признает налоговым правонарушением виновное, противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.

Существуют обстоятельства, исключающие ответственность за налоговые правонарушения, которые установлены в Налоговом кодексе, если: а) отсутствует событие налогового правонарушения; б) отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; в) налоговое правонарушение совершено физическим лицом ,не достигшим 16-летнего возраста; г) истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности установлен в 3 года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее 3 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Виды налоговых правонарушений: сокрытие доходов, занижение прибыли, сокрытие или неучет объекта налогообложения, отсутствие учета объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка, задержка уплаты налога, неудержание налога у источника выплаты, непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов для налогового производства.

Уголовным кодексом РФ (ст. 198) за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, за уклонение гражданина от уплаты путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 200 от до 700 МРОТ или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 199 настоящего Кодекса, – наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет .


При уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, – ст. 199 УК РФ устанавливает следующие наказания: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Те же деяния, но совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 настоящего Кодекса; в) неоднократно; г) в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие виды административной ответственности за налоговые правонарушения:

1. При нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ, то же действия, сопряженные с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, - влечет штраф на должностных лиц в размере от20 до 30 МРОТ (ст. 15.3).

2. За нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4).

3. В случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5).

4. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, – наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ ,а на должностных лиц – от 3 до 5 МРОТ; также за непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ (ст. 15.6).


5. При открытии банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; а также в случае приостановления операций по счетам этого лица – штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.7 КоАП).

49. Ответственность за нарушение
банковского законодательства

За нарушения банковского законодательства применяются различные виды юридической ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Административная ответственность установлена КоАП РФ:

1. за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций – влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.2);

2. осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности, которая нарушает законодательство о банках и банковской деятельности и влечет наложение административного штрафа в размере от 400 до 500 МРОТ; а также нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ, при этом если указанные выше действия создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), – наложение административного штрафа в размере от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.26.);

На основании ст. 19 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры.

Согласно ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года;


5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Кроме этого, Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Срок привлечения к ответственности кредитной организации за эти нарушения в течение 5 лет со дня совершения. Банк России может также обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. На основании ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение 1 года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение 1 года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

7) неоднократного в течение 1 года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;


9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Кроме того, установлена обязанность Банка Росси отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %;

2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 1 месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ.

Особенности оснований признания кредитных организаций банкротами и их ликвидации установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99.

Гражданско-правовая ответственность за разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена ст. 857 Гражданского кодекса РФ, где установлено, что клиент, права которого нарушены, имеет право требовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме этого, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрено за разглашение банковской тайны Банком России, кредитными, аудиторскими и иными организациями, уполномоченными органами, осуществляющими меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

В случае разглашения банковской тайны служащие кредитной организации несут дисциплинарную ответственность.

50. Правовые основы защиты государственной тайны

Одним из основных14 законов, регулирующих отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5484-115 «О государственной тайне» (в дальнейшем - закон о гостайне).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.