Файл: Контрольная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 1249

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации
по выполнению контрольных работ


Данные учебно-методические рекомендации составлены для студентов заочного факультета и включают следующие разделы:

1) введение, где даны методические указания для выполнения контрольной работы;

2) контрольные вопросы по темам курса;

3) тесты;

4) задачи;

5) список рекомендованной литературы.

Программа курса рассчитана на 100 академических часов, из них 20 часов аудиторных занятий, в том числе 16 часов – лекции и 4 часа – семинарские занятия. 80 часов предусмотрено на самостоятельную работу, обеспеченную прилагаемыми методическими материалами. В основу курса положены Государственные общеобразовательные стандарты высшего профессионального образования, принятые в марте 2000 года.

Контрольная работа для студентов заочного факультета включает в себя: два контрольных вопроса, два теста и одну задачу. Для выполнения контрольной работы необходимо выполнять нижеуказанные рекомендации:

1. Ответ на каждый контрольный вопрос (всего два для каждого студента) должен быть полным, раскрывающим поставленную проблему, логично изложен, объемом не менее 5 страниц рукописного текста каждый (формат страницы – школьная тетрадь);

2. Работа над текстами имеет своей целью определение уровня общей подготовки и знаний основных положений и закономерностей изучаемого предмета, поэтому выбор ответа при тестировании должен быть аргументирован. В каждом тесте может быть только один правильный ответ и анализ теста надо начинать с разбора именно этого ответа. Затем следует пояснить, почему все остальные ответы теста неверны. Каждый студент анализирует два теста.

3. Задачи используются для закрепления изучаемого материала, так как для их правильного решения необходимо изучить экономические законы, категории, взаимосвязи между ними. Все задачи носят логический характер, в них используются в основном четыре арифметических действия, простейшие графики. В то же время их невозможно решить, если студент не знает основ экономической теории. Решая задачи при подготовке контрольной работы, студенты должны обосновать ход решения и полученные в итоге ответы.

4. В контрольной работе надо указывать те номера контрольных вопросов, тестов и задач, которые указаны в задании. Сами контрольные вопросы, тесты и задачи надо формулировать так, как они написаны в задании.

5. После того как проработаны два контрольных вопроса, проанализированы два теста и решена задача, необходимо дать список использованной литературы (не менее 3-х источников) с указанием страниц.

Список оформляется следующим образом: в алфавитном порядке по фамилиям авторов; далее название работы; город, где издана работа; издательство – без кавычек; год издания. Если монография написана несколькими авторами, то указывают первые три фамилии и далее пишут – «и др.» Если книга подготовлена коллективом авторов, то в алфавитном порядке указывается название книги, а затем – под чьей редакцией она выпущена; например:


Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 1999.

При написании контрольной работы следует также использовать нормативные материалы, справочники и периодическую литературу (журнальные статьи) с указанием автора (ф.и.о.), названия статьи, года и номера журнала.

6. Объем контрольной работы – не менее 24 страниц ученической тетради. Страницы должны быть пронумерованы, на обложке тетради указываются фамилия, имя, отчество студента, шифр группы, фамилия, имя, отчество рецензента, дата сдачи работы.

На последней странице обязательна подпись студента.

Работа считается выполненной, если соблюдены все перечисленные пункты. Оценка осуществляется в соответствии с пятибалльной системой. За правильные полные ответы на контрольные вопросы – по 1 баллу за каждый, за правильные решения тестов и объяснения по всем пунктам – по 1 баллу за каждый; за правильное решение задачи и объяснение хода решения – 1 балл. Всего – 5 баллов.

Студенты всех форм заочного отделения пишут:

  • контрольную работу № 1 в первом семестре по следующим разделам экономической теории:

I раздел – Общие основы экономического развития;

II раздел – Микроэкономика;

  • контрольную работу № 2 (курсовую для ускоренного заочного отделения) во втором семестре по следующим разделам экономической теории:

III раздел – Макроэкономика;

IV раздел – Теоретические проблемы переходной экономики.



Контрольная работа № 1


I. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Экономические ресурсы и их виды, ограниченность ресурсов.

  2. Основные факторы производства, проблема выбора в экономике.

  3. Линия производственных возможностей, ее анализ. Альтернативные издержки.

  4. Основные типы экономических систем. Их характеристика.

  5. Сущность и функции денег.

  6. Виды денег и их эволюция, современные кредитно-бумажные деньги.

  7. Рынок и условия его формирования, основные функции рынка.

  8. Инфраструктура и виды рынков.

  9. Спрос, закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. График спроса.

  10. Предложение, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. График предложения.

  11. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

  12. Налоги и рыночное равновесие.

  13. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.

  14. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

  15. Эластичность предложения. Кривые эластичного и неэластичного предложения.

  16. Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цель.

  17. Правило потребительского поведения и условие равновесия.

  18. Моделирование потребительского поведения. Кривые безразличия.

  19. Бюджетные ограничения и покупательская способность.

  20. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя.

  21. Понятие производства. Производство и обмен.

  22. Роль технологий в процессе производства. Производственная функция.

  23. Понятие изокванты. Карта изоквант.

  24. Замещаемость факторов производства.

  25. Понятие изокосты и равновесие производителя.

  26. Предпринимательская деятельность, ее сущность и виды.

  27. Фирма в рыночной экономике. Цели деятельности, показатели эффективности.

  28. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Виды предприятий.

  29. Значение маркетинга и менеджмента в деятельности фирмы.

  30. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

  31. Концепция издержек в экономической теории.

  32. Классификация издержек фирмы, постоянные переменные, валовые.

  33. Понятие издержек производства. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

  34. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.

  35. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

  36. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

  37. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей производительности факторов производства.

  38. Прибыль предприятия. Общий, средний и предельный доход.

  39. Основной капитал (фонды). Сущность, структура. Понятие амортизации.

  40. Оборотный капитал (фонды). Структура. Оборотные средства, кругооборот.

  41. Типы рыночных структур, их классификация.

  42. Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки и преимущества.

  43. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

  44. Несовершенная конкуренция и ее формы.

  45. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

  46. Определение цены и объема производства в условиях олигополии.

  47. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция.

  48. Правила поведения фирмы на рынке.

  49. Инвестиции. Сущность, структура, проблемы рисков.

  50. Рынки факторов производства. Понятие и структура факторов производства.

  51. Равновесие фирмы на рынках факторов производства.

  52. Особенности формирования спроса на ресурсы.

  53. Рынок труда и его специфика. Спрос и предложение.

  54. Заработная плата как цена труда. Виды, дифференциация.

  55. Рынок капитала и процент. Дисконтированная стоимость капитального товара.

  56. Рынок земли и земельная рента.

  57. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения. Виды земельной ренты.

  58. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.

  59. «Эффект дохода» и «эффект досуга».

  60. Проблемы формирования рыночной экономики в России.


II. ТЕСТЫ

1. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество. Оно выражается:

а) В предоставлении личной свободы всем агентам рынка.

б) В эффективном распределении ресурсов.

в) В уравнительном распределении дохода.

г) В стабильном развитии экономики.

2. Проблема «как производить» в рыночной экономике решается:

а) На основе динамики и объема потребительского спроса, которые определяются через цены на конечные продукты.

б) Через стремление производителей к получению прибыли и, следовательно, к минимизации издержек производства.

в) На основе широкого использования в экономике средств производства.

г) На основе специализации, которая используется при применении разных технологических способов производства.

3. Решение проблемы «что производить» в рыночной экономике связано с:

а) Определением уровня специализации экономики.

б) Выбором между производством средств производства и производством предметов потребителя.

в) Формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства.

г) Развитием рынка совершенной конкуренции.

4. В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:

а) Потребители предлагают цены на товары, которые больше всего хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести по низким ценам) менее привлекательные для них товары.

б) Производители устанавливают цены на производственные ресурсы (в соответствии с их полезностью), определяя таким образом денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем может быть использован для покупки товаров и услуг.

в) На основе распределения доходов в соответствии с потребностями потребителей.

г) На основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.

5. Если справедливо, что большая часть потребляемых обществом товаров создана в прошлые годы, а производимые в настоящее время товары предназначены для будущего, то следует ли из этого, что общество в широких масштабах использует:

а) Специализацию и разделение труда.

б) Деньги.

в) Капитал.

г) Рекламу.

6. Земля, капитал, труд – базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

а) Деньги, акции, облигации.

б) Только акции и облигации.

в) Деньги и акции, но не облигации.

г) Ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.

7. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?

а) Распределением денежных доходов в обществе.

б) Оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования.

в) Определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов.

г) Определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.


8. Роль государства в решении проблемы «для кого производить» значительна, если она:

а) Способствует усилению равенства в обществе.

б) Стимулирует рост эффективности экономики.

в) Содействует экономической стабилизации.

г) а, б, в.

9. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) Конкуренция.

б) Централизованное планирование.

в) Частная собственность.

г) Свобода предпринимательского выбора.

10. Чьим интересам соответствует максимизация прибыли?

а) Частных фирм.

б) Земельных собственников.

в) Рабочих.

г) Потребителей.

11. В смешанной экономике роль государства:

а) Никак не проявляется.

б) Ограничена.

в) Значительна.

г) Проявляется во многих секторах хозяйства.

12. Какие два типа рынка включены в модель кругооборота?

а) Реальный и денежный.

б) Реальный и рынок продуктов и услуг.

в) Денежный рынок и рынок ресурсов.

г) Рынок продуктов и услуг и рынок ресурсов.

13. Ценовая эластичность спроса будет выше:

а) На товары первой необходимости, чем на предметы роскоши.

б) В тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя.

в) Чем больше альтернативные издержки производства товаров.

г) Чем менее необходим товар потребителю.

д) Ни в одном из перечисленных случаев.

14. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:

а) Спроса на взаимодополняемые товары.

б) Общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене.

в) Общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу.

г) Спроса на этот товар.

д) Спроса на взаимозаменяемые товары.

15. По мере того как цена товара снижается, а величина спроса растет при линейной функции спроса:

а) Общая выручка увеличивается до точки, в которой эластичность равна единице, после чего выручка уменьшается.

б) Эластичность спроса по доходу сокращается.

в) Происходит нарушение закона спроса.

г) Стимулируется потребление товаров-заменителей.

д) Коэффициент эластичности не изменяется.

16. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) Неэластичный.

б) Эластичный.

в) Единичной эластичности.

г) Абсолютно неэластичный.

д) Абсолютно эластичный.

17. Если цена товара выросла с 1,5 долл. до 2 долл., а объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00. б) 2,71. в) 0,37. г) 0,33. д) 1,5.

18. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар:

а) Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы.

б) Общая выручка продавца сокращается, если цена растет.

в) Покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены.

г) Относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены.

д) Общая выручка продавца растет, если цена уменьшается.

19. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар: