Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран на тему Кодекс царя Хаммурапи Общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «История Отечества, государства и права»
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
на тему «Кодекс царя Хаммурапи: Общая характеристика”
Выполнил студент: Брагин Р.М.
Группа: 22ЗЮС61
Проверила: доцент кафедры истории к.и.н. Шевнина О.Е.
Пенза, 2023
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика Кодекса Хаммурапи 4
2. Имущественные отношения 10
3. Уголовное право 18
4. Судебный процесс 21
Заключение 25
Список используемой литературы 26
хаммурапи уголовный судебный имущественный
Введение
Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Под управлением Хаммупари страна быстро крепла и богатела. Хаммупари упорядочил сбор налогов, запретил продажу семьи. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. Очень много сил отдал Хаммупари совершенствованию законодательства. Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. Законы Хаммурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. В уголовном праве господствует принцип талиона. Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей.
1. Общая характеристика Кодекса Хаммурапи
Кодекс был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок. Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты. Хаммурапи назывался "богом царей, знающим мудрость", "сердцем Вавилона", "возлюбленным богини Иштар", но не был самим божеством и даже верховным жрецом.
Написан прозой на аккадском языке (этот язык уже тогда был мертвым, на нем говорили только знать и жрецы). В кодексе нет норм религиозного содержания. Он показывает очень высокое экономическое развитие Древнего Вавилона в то время. Это первый правовой документ, где отражено сословно – классовое деление общества и охраняется частная собственность. Кодекс отличается очень высокой юридической техникой. Основные положения направлены на правовое регулирование отношений, связанных с царско – храмовым хозяйством. Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. В законах Хаммурапи утверждалось, что царская власть исходит от верховных божеств, которые сделали Вавилон "могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили царскую власть, чье основание прочно, подобно небесам и земле", а земля и люди страны отданы царю в управление верховными богами. Царь был верховным руководителем религиозного культа. Его власть переходила по наследству.
Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также земли храмов.
Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый нубанда (старший чиновник в Древнем Вавилоне, управитель дворца, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати.) Под его руководством находился огромный штат чиновников. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки". Ему подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др.
Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава – рабианум (староста земельной общины, глава общинного совета, назначаемый царем; царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине. К ведению общинного совета относились вопросы управления общинной землей, водой, сбор налогов, а также исполнение полицейских функций. В отдельных случаях община на основе круговой поруки несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории) - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.
Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.
Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.
Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.
Вместе с тем Законы Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутри - общинных отношений, отношений общин с царской властью и др. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Законы Хаммурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Закон Хаммурапи охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали. Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законы Хаммурапи особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба. Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили.
Даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В Законах Хаммурапи нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
Не затрагиваются вопросы внутриобщинных отношений, отношения общин с царской властью в вопросах создания и использования ирригационных сооружений. Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями.
Почти все нормы носят материальный характер. Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления не ее территории, самосуд и др. Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой – по методу свободных ассоциаций.
В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов).
В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя.
Смертная казнь применяется редко, например, за воровство государственного имущества, религиозные преступления и в случае талиона.
Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступления – тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения.
В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды.
Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли – продажи и договор поклажи.
Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство государственного аппарата в хозяйственную жизнь.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны, пусть не отвергнет моих указов, пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. Истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех обездоленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.