Файл: В сценарии инновационного развития страны сфере образования отведена особая роль движущей силы системных изменений в экономике и обществе.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты системы управления экспериментальной работой в образовательном учреждении
1.1 Понятие и содержание экспериментальной работы в образовательном учреждении
1.2 Структура эксперимента
2. Организация работы в области управления экспериментальной деятельностью в МБДОУ №5 «Радуга»
2.1 Общая характеристика МБДОУ №5 «Радуга»
2.2 Организация экспериментальной работой в МБДОУ №5 «Радуга»
3. Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс
Заключение
Список литературы
Введение
В сценарии инновационного развития страны сфере образования отведена особая роль - движущей силы системных изменений в экономике и обществе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства.
Государство и общество ожидают от системы образования формирования интеллектуальной и технологической платформы для быстрого переориентирования самой системы образования на всех ее уровнях и перехода в принципиально новое качественное состояние, способное обеспечить воспроизводство носителей ценностей, моделей и технологий инновационного стратегического развития России. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась экспериментальная деятельность образовательных учреждений.
Целью работы является изучение системы управления экспериментальной работой в образовательном учреждении.
В курсовой работе поставлены следующие задачи, определившие структуру работы:
-
изучить теоретические аспекты системы управления экспериментальной работой в образовательном учреждении; -
исследовать особенности организации работы в области управления экспериментальной деятельностью в МБДОУ №5 «Радуга»; -
внедрить проектную деятельность воспитанников ДОУ в учебно-воспитательный процесс.
Объектом исследования является общая характеристика деятельности МБДОУ №5 «Радуга».
Предметом исследования является организация работы в области управления экспериментальной деятельностью в МБДОУ №5 «Радуга».
1. Теоретические аспекты системы управления экспериментальной работой в образовательном учреждении
1.1 Понятие и содержание экспериментальной работы в образовательном учреждении
Так М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, А.В. Лоренсов, А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова, И.Д. Чечель отмечают, что смена образовательной парадигмы происходит постоянно: введение развивающего образования; организация предпрофильной и профильной подготовки. Эти смены происходят обычно на фоне бурных экономических и политических перемен. По их определению, при смене образовательной парадигмы, (вызванной сменой экономического и политического строя) может выжить только то учреждение, которое находится в режиме развития. Режим развития предполагает новые формы взаимодействия с другими учреждениями и структурами, поиск нового, что в свою очередь привлекает к себе внимание и представителей органов образовании и «потребителей» образовательных услуг. Как только учреждение считает, что достигло определенного результата и развитие можно прекращать и переходить на режим функционирования - оно перестает интересовать окружающих и может не выдержать конкуренции с другими учреждениями. В современных условиях каждое образовательное учреждение должно находиться в режиме развития. Развитие подразумевает поиск своего нового уникального содержания образования, инновационную работу, эксперимент.
Эксперимент - в строгом понимании - научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом.
В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу», «исследовательскую работу» и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность.
Эксперимент - воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент - исследовательская работа в образовательном учреждении по той или иной проблеме.
Эксперимент - строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой (новое содержание образования или обучения).
Экспериментальная площадка - подразумевает особую форму организации поисковой деятельности без жестко разработанного проекта (имеется только его идея, общие контуры), когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности.
Результатом деятельности «экспериментальной площадки» может быть создание новой практики образования, которая не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться школа в будущем. Экспериментальная работа образовательного учреждения - это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач и подразумевающий следующие уровни творческой деятельности:
-
модификационный - предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию, видоизменение какой-то известной методики, приема. Сюда можно отнести и воссоздание известной методики в новых условиях образовательной среды другого образовательного учреждения, либо утраченного массовой практикой знания, забытого; -
комбинаторный - предполагает новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не использовались (нужно иметь в виду, что интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, иначе говоря, новую технологию); -
радикальный (инновационный) - предполагает появление принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих ни аналогов, ни прототипов.
Если образовательное учреждение желает внести какие-либо изменения в собственную деятельность, изменить содержание образования учащихся, внедрить новые предметы или новые формы получения образования, то этот процесс проводится, постепенно вовлекая все боле широкие массы участников образовательного процесса. Для такого постепенного введения нового содержания необходимо разработать программу эксперимента и заявить экспериментальную площадку по данной теме.
Наличие программы эксперимента и официально присвоенный статус экспериментальной площадки дает право образовательному учреждению вносить изменения в типовой регламент деятельности образовательного учреждения, изменять содержание, формы, методы образования в соответствии с темой экспериментальной работы; проводить учебную деятельность по результатам эксперимента для работников образования и распространять учебно-методическую литературу, обобщающую итоги эксперимента.
Уровень эксперимента определяется значимостью его результатов для развития образования и уровнем официального заказа на проведение исследовательской работы. Одновременно в одном образовательном учреждении могут проводиться эксперименты на различных уровнях. Например, актуальная на сегодняшний момент ситуация по введению предпрофильной подготовки и профильного образования в школах России может быть представлена на нескольких уровнях:
-
федеральный, краевой - управление введением предпрофильной подготовки и профильного образования на уровне субъекта Федерации; -
областной, окружной, городской - разработка и апробация модели взаимодействии образовательных учреждений, организующих предпрофильную подготовку учащихся; -
городской, районный - разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по предпрофильной подготовке; -
школьный - разработка, апробация индивидуального учебного плана ОУ, ученика по реализации предпрофильной подготовки; разработка модели, содержания, форм, методов обучения, программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся.
1.2 Структура эксперимента
В структуру эксперимента входят:
-
объект и предмет преобразования; -
средство преобразования объекта и предмета экспериментирования; -
технология использования средств; -
диагностико-аналитические методы.
Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из компонентов.
Объект и предмет преобразования, как важнейшие составляющие эксперимента, заключается в определении того круга людей (обучающихся, преподавателей или родителей), которые будут подвергаться экспериментальному воздействию, которым будет оказываться специальная педагогическая помощь в развитии у них тех или иных качеств. Конкретный контингент, с которым работает экспериментатор, есть объект экспериментирования.
Эффективность экспериментальной работы во многом обусловлена правильностью экспериментальной выборки. Выборка в эксперименте - это определение количественного и качественного состава его участников. Выборка как процедураисследования хорошо разработана всоциологии. Из социологических работ можно узнать, какие существуют типы выборки, критерии количественного состава участников. Так, для социологических исследований пределы выборочной совокупности колеблются от 350 до 3000 единиц наблюдения. По мнению Ю.К. Бабанского, если при педагогических исследованиях выделять типичные по определенным показателям контрольные и экспериментальные объекты, то можно свести их число до минимума (250-350) единиц.
Как отмечают многие исследователи, ситуация в педагогике и образовании часто не требует никакой выборки. Эксперименты, как правило, проводятся в нескольких образовательных учреждениях или учебных группах. Тем не менее, при проведении констатирующего или широкомасштабного экспериментов нужно определять выборку. При этом необходимо учитывать следующее:
-
участники эксперимента должны быть объединены в группы (коллективы) или способны переформироваться в новые группы, нужные для эксперимента; -
участники эксперимента должны по своим основным характеристикам соответствовать идее, гипотезе и достаточно ярко выражать качества, составляющие зависимые переменные; -
участники эксперимента - это добровольцы, психологически готовые помочь провести важную работу; -
общим принципом выборки участников эксперимента должна быть репрезентативность - представительство участников, достаточное для получения выводов, способных распространиться на всю генеральную совокупность подобных явлений.
Объектом эксперимента являются люди. Однако сегодня не существует такого педагогического средства, которое охватывало бы всю личность со всеми ее структурами, проявлениями и качествами одновременно. Любое воздействие всегда частично, как и изменения в человеке. Ту часть, сторону или качество личности, на которую воздействует экспериментатор в целях ее изменения, называют предметом эксперимента. Предмет экспериментального преобразования затем входит в конечную цель экспериментирования и может выглядеть так:
-
уровень мотивации учения студентов группы, курса, специальности; -
уровень обученности студентов группы, курса, специальности.
Средство преобразования объекта и предмета экспериментирования - это те компоненты педагогического процесса или педагогической деятельности, с помощью которых исследователь намерен преобразовать объект и предмет. В их числе методы, содержание, средства, формы воспитания и обучения. Любой традиционный компонент может изменяться, подбираться, заменяться другим, иновационным, и тем обеспечивать изменения в объекте и предмете исследования. Например, введением методов обучения проблемно-поискового характера в образовательный процесс вуза можно изменить некоторые характеристики мышления студентов. Работая в поисковом, исследовательском режимах, студент развивает свое мышление, оно становится более гибким, проблемным, критичным, системным и т.д.