Файл: Понятие мировозрения, основные мировозренческие проблемы. Сущность нравственных понятий добра и зла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие мировозрения, основные мировозренческие проблемы. Сущность нравственных понятий добра и зла.

Мировоззрение - представление об окружающем мире и своём месте в нем. Оно является важным элементом духовного мира человека.

Типы мировоззрения:

Обыденное - формируется под влиянием личного опыта.

Религиозное - основанное на религиозных взглядах человека.

Научное - отражает научную картину мира.

Гуманистическая - основанная на общественных ценностях.

На мировоззрение человека значительное влияние оказывает его нравственный облик (то, как человек следует моральным принципам).

Мораль - правила поведения людей, включающая в себя нормы, обычаи, ценности, которые регулируют отношения в обществе.

Категории морали носят биполярный характер:

Добро и зло, совесть и цинизм, добродетель-порок.

В категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу. В понятии Зла выражаются представления о том, что противоречит нравственному идеалу.

Немецкий философ Эммануил Кант сформировал категорический императив (золотое правило морали) - поступай по отношению к другим людям так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.


  1. Нравственные принципы службы в ОВД.

Нравственные принципы - это совокупность писанных и неписанных норм, основанных на обычаях и традициях, которые направлены на оптимизацию взаимоотношений между людьми в процессе их совместной деятельности.

-гуманизм, провозглашает человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности;

-законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;

-объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;

-справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;

-коллективизма и товарищества
, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;

-лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;

-нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;

-толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.


  1. Профессионально- этические правила поведения сотрудника ОВД.

Эрика сотрудника правоохранительных органов относится к виду профессиональной этики, в основе которой стоят профессиональный долг, честь и совесть.

Долг является этической категорией, которая означает совокупность нравственных обязанностей конкретного лица перед обществом. Особенностью морального долга является то, что человек сам осознаёт его объективное содержание и руководствуется им, выполняет его требования не принуждению, а по велению совести.

Честь - совокупность нравственных личностных качеств сотрудника правоохранительных органов, проявляющихся в его повседневной деятельности и признанных общественным мнением значимыми, а также а также осознание сотрудниками высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга.

Совесть - это осознание моральной ответственности сотрудника за своё поведение на службе и в быту, за содеянное или предполагаемое действие перед другими. Это этическая категория, существо которой сводится к способности человека осуществлять правовой самоконтроль.


  1. Органы правопорядка и борьбы с преступностью в Древнерусском государстве.

Полиция появилась в 16 веке.

Первые были дружинники

Затем появился разбойный приказ, он заведовал делами о разбоях, грабежах, убийствах, палачами, тюрьмами. Полицейских служителей называли «прикащики» или «земские ярыжки»

В 17 веке появились сыщики. Термин полиция впервые в России был введён Петром Великим. 6 мая 1718 он утвердил в Санкт-Петербурге Главную полицию.



Первым генералом полицмейстером был Девиер.

Первым начальником канцелярии МВД был Михаил Сперанский. Первым начальником МВД был назначен граф Виктор Кочубей.

17 апреля 1917 года была учреждена «Народная милиция»

10 ноября - День милиции.

ФЗ «О Полиции» - 07.02.2011

«Милиция» - ополчение, войско

«Полиция» - город.


  1. Первые государственные учреждения российского государства, выполняющие полицейские функции.

В IX–X вв. в Древней Руси правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял суд и общее управление – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, приставы, проводившие розыск и суд, взимавшие судебные пошлины в пользу князя. На селе они опирались на поддержку сельской общины, в которой существовала круговая порука, при которой все жители несли общую ответственность за преступление одного из них.

С образованием единого централизованного государства в XV – XVI вв. был создан Разбойный приказ, из которого на места посылались сыщики (или обыщики) для поимки опасных преступников – лихих людей. Сыщики не полу-чали государственного жалованья и кормились за счет подношений и поборов с населения, чем вызывали большое недовольство. С 30-х годов XVI в. посылка обыщиков из центра была заменена губным самоуправлением на местах. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали(целовали крест),что будут правдиво записывать.

Лишь в XVIII веке появилась регулярная полиция, что стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I.

Рождение регулярной полиции связано с изданным в 1718 году Указом Петра I о введении в Санкт-Петербурге должности генерал-полицмейстера и учреждении инструкции (регламента) о полицмейстерской канцелярии (так вначале именовалась полиция).

Согласно этой прогрессивной для своего времени идее просвещенные абсолютные монархи осуществляли государственное управление исключительно ради всеобщего блага подданных, а единственным инструментом управления являлась полиция, которая регулировала все сферы жизни общества.

В 1722 г. была учреждена должность обер-полицмейстера и полицмейстер-ская канцелярия в Москве, а в 1733 г. – еще в 24 городах. При Екатерине II была создана сельская полиция – нижний земский суд во главе с капитаном-исправником,последний выбирался уездными дворянами.



  1. Создание Министерства внутренних дел Российской империи и основные направления его деятельности.

Министерство внутренних дел Российской империи

В XIX–начале XX вв.

8 сентября 1802 г. в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи как многоотраслевой орган управления с четырьмя экспедициями, переименованными позднее в департаменты. В структуре министерства нашла свое развитие идея полицейского государства как государства социального, которую разделяли авторы проекта реформ – представители просвещенного дворянства и служилой бюрократии В. П Кочубей (первый министр внутренних дел России), П. А. Строганов, М. М. Сперанский.

Министр имел право докладывать дела лично царю, советовать о назначении кандидатур губернаторов.

После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. для охраны государственной безопасности было создано III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, который одновременно являлся и шефом жандармского корпуса, на который опиралось III Отделение.

После первой русской революции 1905–1907 гг., в ходе которой были провозглашены: свобода слова, печати, собраний и союзов. Реализовать эти свободы в рамках закона должны были Министерство внутренних дел Российской империи, а также губернаторы. В 1906 г. министром внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства.

При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

  1. Создание НКВД СССР и его деятельность накануне и в годы Великой Отечественной Войны.

Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии переименован в МВД СССР.


За период своего существования НКВД СССР выполнял важные государственные функции, как связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности.

28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР принимает постановление «О рабочей милиции», который становится юридической основой для создания милиции.


  1. Советская милиция: формирование и развитие.

Правовым основанием организации новой советской милиции стало изданное 28 октября (10 ноября) 1917 года по уполномочию Совета Народных Комиссаров постановление НКВД "О рабочей милиции". В постановлении говорилось: “1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. 2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. 3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием. 4. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу”.

Одна из особенностей рабочей милиции заключалась в том, что она сочетала в себе как государственные, так и негосударственные черты. Поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В то же время в силу того, что формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата кадров, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.

Рабочая милиция в течение первых месяцев Советской власти выступала и как вооруженная сила, выполнявшая военные функции, и как инструмент охраны общественного порядка. Однако реальная действительность довольно скоро показала нежизненность, утопичность такого подхода к делу организации вооруженных сил и органа охраны общественного порядка. Вооруженные формирования трудящихся, построенные не на профессиональной основе, не могли в должной мере ни выполнять военные функции, ни эффективно обеспечивать общественный порядок, ни тем более вести эффективную борьбу с преступностью.

Со всей очевидностью встал вопрос о необходимости создания регулярной постоянной армии, штатных государственных органов охраны общественного порядка, построенных на профессиональных началах.

В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юридического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 года Совет Народных Комиссаров рассмотрел проект Положения о советской милиции СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ “ переработать проект Положения... в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов,