ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Типы телосложения детей»
Тип телосложения | Характеристика |
Дигестивный | Дигестивный тип характеризуется обильным жироотложением, конической формой грудной клетки, тупым эпигастральным углом. Живот выпуклый округлый, с жировыми складками. Спина нормальная или уплощенная, костный компонент хорошо выражен, скелет массивный. Из-за обильного жироотложения костный компонент сглажен. |
Мышечный | Мышечный тип характеризуется массивностью скелета с четко выраженными дистальными эпифизами костей. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового размера по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина с нормально выраженными изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. |
Астеноидный | Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями. У детей этого соматотипа грудная клетка удлиненная, плоская, суженная книзу. Эпигастральный угол остры. Спина сутулая с резко выступающими лопатками, живот прямой. Из-за слабо выраженного подкожно-жирового слоя хорошо виден рельеф плечевого пояса и грудной клетки. |
Торакальный | Торакальный тип (от латинского thorax – грудная клетка) отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки. Она имеет цилиндрическую форму, слегка уплощена, эпигастральный угол прямой. Спина нормальная, иногда с выступающими лопатками. |
Основные закономерности развития детского организма
Повышение эффективности воспитания и обучения возможно лишь на основе учёта возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности предполагает строгий учёт возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определённых этапов развития детей.
В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма. Чем меньше ребёнок, тем своеобразнее его организм, тем в большей степени он отличается от взрослого, и процесс его созревания подчинён следующим общим закономерностям.
1. Неравномерность темпов роста и развития проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, и прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь требует активизации двигательной активности. Скачок роста наблюдается у детей 6-7 летнего возраста и в период полового созревания (11-14 лет), когда длина тела увеличивается на 5-10%, в то время как в остальные периоды лишь на 3%. Данная закономерность учитывается при формировании учебных групп для занятий физическими упражнениями и определения физических нагрузок в период бурного роста.
В каждой возрастной группе есть отдельные дети, которые опережают своих сверстников и свой собственный хронометрический возраст, а также дети с замедленным темпом развития (10-20%). «Опережающие», или так называемые «акселераты», встречаются реже, чем «отстающие».
Наибольшее число «опережающих» встречается среди подростков. Их работоспособность, общая выносливость ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Чаще они имеют избыточную массу тела за счёт жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения.
Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 3-5 лет.
Школьники с замедленным темпом развития характеризуются снижением большинства антропометрических показателей, отклонениями параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. У детей с отставанием биологического возраста на 3 года и более отмечается снижение работоспособности и ухудшение состояния здоровья.
Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5-2 лет считается вариантом нормы. Поздно созревающие дети на каком-то этапе развития сравниваются с обогнавшими их ранее, и к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.
Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.
2. Гетерохронность (неравномерность) роста и развития отдельных органов и систем. Данная закономерность хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260% и наиболее выражается в первые 2-3 года после пубертатного скачка роста. Девочки достигают максимума мышечной силы к 15, а мальчики только к 18 годам. В абсолютном отношении мышечная сила девочек меньше, и с возрастом эта разница увеличивается.
Особое значение имеет возрастное развитие выносливости. Так, в дошкольном возрасте при наступлении утомления дети немедленно прекращают работу. В 8-10 лет они способны продолжать работу в этих условиях, но при сниженной мощности. С 12-14 лет приобретается способность продолжать утомительную работу без снижения мощности, компенсируя нарастающее утомление за счёт вегетативных сдвигов. Выносливость продолжает расти до 20-30 лет. При бурном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии силы, и наоборот.
К началу школьного обучения достаточно развиты точность движений, ловкость и быстрота; к 13-14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и совершенствуются до 15 лет.
Мышечная сила, выносливость и ловкость движений развиваются раньше в крупных группах мышц, обеспечивающих сохранение позы, передвижение и относительно малодифференцированные движения.
Окончательное формирование различных органов и систем организма происходит неодновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13-14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам.
3. Обусловленность роста и развития половыми особенностями детей. Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности подтверждаются тем, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у их сверстниц. Поэтому необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок.
4. Биологическая надёжность функциональных систем. Природой предусмотрены большие потенциальные возможности детей любой функциональной системы. Это позволяет применять большие нагрузки уже в младшем школьном возрасте. Однако,
несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанный на самосохранение организма в критических ситуациях, следует при использовании больших нагрузок учитывать физическую подготовленность и функциональные возможности растущего организма.
5. Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами. Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надёжность. Однако эта программа допускает возможность воздействия различных факторов внешней среды. Следует отметить, что у современных школьников отмечается тенденция к снижению в режиме дня динамического компонента и заметному увеличению видов деятельности, требующих статических положений (учебная деятельность, чрезмерное пристрастие к телепередачам, компьютерные игры). Пониженная двигательная активность (гипокинезия) неблагоприятно отражается на развивающемся организме и может способствовать быстрой утомляемости при выполнении умственных и физических нагрузок, снижение возможностей вегетативных функций, отставании в развитии двигательных качеств, изменению в физическом развитии и др.
Отрицательное воздействие может оказать и чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), причиной которой является формирование спортивной подготовки. Чрезмерная мышечная деятельность может вызвать перестройку гормональной регуляции и неблагоприятные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы детей.
Следует помнить, что двигательная активность, являясь своеобразным условием жизнедеятельности, оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Физические нагрузки являются мощным биологическим регулятором правильного роста и развития детей.
6. Акселерация физического и физиологического развития. Необходимо учитывать, что современные школьники на 2-4 года опережают по темпам физического развития и полового созревания сверстников, родившихся 30-50 лет назад.
Наиболее ярко акселерация наблюдается в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций. Поэтому важно соблюдать рациональный режим жизни и подобрать оптимальные физические нагрузки для укрепления здоровья школьников.