Файл: санктпетербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения кафедра философии и истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ.


ОЦЕНКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

доцент, кандидат философских наук, доцент










С.Ю.Коломийцев

должность, уч. степень, звание




подпись, дата




инициалы, фамилия



РЕФЕРАТ

«Проблемы души и тела в философии Платона» (тема №10)


по дисциплине: Философия






РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР. №

2112кз










И.В.Иванников










подпись, дата




инициалы, фамилия

Санкт-Петербург 2023

Оглавление

Введение……………………………………………………………... 3-5

Основная часть……………………………………………………… 6-13

I. Мир духовный и мир материальный. ………………………… 6-7

II. Два начала в человеке. ……………………………………….... 7

III. Цель жизни человека. ……………………………………….... 7-8

IV.Три части души по Платону .………………………………….... 8-9

V.Место души в теле. …………………………………………………9-10

VI.Переселение душ и бессмертие………………………………….10-13


Заключение………………………………………………………….. 13

Список литературы………………………………………………… 14

Введение.

Платон (427-347 до н.э.) – величайший философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

«Мысли мудрецов предназначены в конечном счёте для всех и распространяются гораздо шире, чем обычно представляют себе…Каждый философ - сын своего времени, в котором ему пришлось жить и действовать, воспитанный не только общим уровнем культуры, накопленным миром ко времени его появления на свет, но и конкретными обстоятельствами собственной биографии… [1, с.6]

Настоящее имя философа – Аристокл. «Платон» означает по-гречески «широкоплечий» или просто «широкий». Действительно, его учение, очень широкое и всеохватывающее, стало основой идеализма. Выходец из аристократической семьи, представитель афинской золотой молодёжи, он занимался живописью, музыкой и поэзией. Незадолго до участия в конкурсе поэтов, Платон увлёкся речами Сократа. Сократ оторвал юношу от роскоши, неги и поэзии. Устроив последний пир для своих друзей, Платон объявил им, что теперь у него другие цели в жизни. Когда-то Сократ бросил свой резец и сказал, что «хочет работать не над мрамором, а над своей душой». Своими беседами Сократ работал не только над своей душой, но и над душами афинской молодёжи. Так Платон стал учеником Сократа. Но Сократ ничего не записывал, считая, что это притупляет остроту ума философа. Поэтому весь культурный мир знает идеи Сократа в изложении его ученика – Платона.

Не вдаваясь в политические взгляды Платона, нужно сказать, что он видел гнусности олигархии и разочаровался в демократии, приговорившей его учителя Сократа к смерти. Всю жизнь он считал своего учителя идеалом философа, оставшегося верным своим взглядам. После смерти Сократа Платон жил у философа Эвклида в Мегаре, но вскоре вернулся в Афины. По словам некоторых биографов Платон путешествовал и посетил Кирену (где изучил геометрию у знаменитого математика Феодора), Южную Италию (где познакомился с пифагорейцами, купил свиток Пифагора и приобщился к его учению) и Египет (где причастился тайн у египетских жрецов и прошёл посвящение Изиде).

В книге Эдуарда Шюре «Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий» (перевод с французского, репринтное воспроизведение издания 1914 года) рассказывается о Раме, Кришне, Гермесе, Моисее, Орфее, Пифагоре, Платоне и Иисусе. К части седьмой книги, посвященной Платону (с.307-337), эпиграфами стоят слова Платона из «Пира»: «Люди

назвали любовь Эросом, ибо она обладает крыльями. Боги назвали её Птеросом, так как она имеет силу окрылять других» и слова лирического поэта Пиндара «На небе знать - то же, что видеть, На земле - то же, что вспоминать. Счастлив тот, кто проник в Мистерии; Он познал источник и конец жизни». [2,с.307]

Используя первый эпиграф можно перейти к раскрытию темы №11 «Учение Платона об Эросе». Но я, «отталкиваясь» от эпиграфа Пиндара, хочу рассмотреть проблемы души и тела в философии Платона (тема №10).

Вернувшись в Афины, Платон основал Академию (388-387 до н. э). Целью Академии было воспитание правителей, хотя в ней преподавались многие дисциплины, не имеющие отношения к политике. Академию, эту философско-религиозную школу, можно с полным правом назвать первым европейским университетом, ибо здесь преподавалась не только философия, но и математика, астрономия и физические науки. «Задачей становится воспитание интеллектуальной элиты. Не менее важно, что софисты и ораторы формировали личность молодого человека с помощью светского знания. В результате взамен старой аристократической элитарности «по рождению» в Грецию пришла элитарность образования и знания». [3,с.209 ]

Платон видел разложение греческого полиса, в чем винил такие типы политического строя, как диктатура, олигархия и демократия, так как они потакают низменным, "телесным" качествам души, которые Платон обобщенно называл "вожделением", "непослушным конем в упряжке разума". Его мечтой было сделать правителем философа. Только таким образом, по его мнению, можно было спасти греческий полис. Проверить идею Платона об идеальном государстве на практике не удалось. Сначала македонское, а затем римское завоевания навсегда лишили Грецию самостоятельности, сделав ее обычной провинцией. Культура эллинизма, объединившая в себе греческие образцы и восточные идеалы, вернула интерес к философии Платона.

Прежде чем перейти к рассмотрению взглядов Платона на взаимоотношение души и тела, стоит сказать о влиянии на философа элевзинских мистерий и о вопросе принадлежности Платона к числу Великих Посвящённых. Сократ, «…чтобы не выходить из своей роли общественного проповедника, отказался от посвящения в элевзинские мистерии. Тем не менее, он не был чужд целостной истины, которая преподавалась в великих мистериях». [2,с.315] «Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смертный час с учениками о безсмертии души, запечатлился в уме Платона, как самое прекрасное из зрелищ и как самая святая из всех мистерий. Это было его первым великим посвящением. Позднее он изучал физику и метафизику и много других наук; но он навсегда остался учеником Сократа. Он передал нам его живой образ, влагая в уста своего учителя сокровища своей собственной мысли». [2, с.319] Эдуард Шюре пишет о Платоне: «Он не достиг – подобно Пифагору – высшей ступени, на которой человек становится адептом и приобретает действенное и прямое видение божественной истины вместе с сверхъестественным – с земной точки зрения – могуществом. Он остановился на третьей ступени, которая даёт человеку полную ясность разума и совершенное господство над душой и телом». [2,с.319]


Основная часть

I. Мир духовный и мир материальный.

«В  книге Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» есть глава «Два мира». Основой философии Платона было понимание двух измерений бытия, двух миров: мир духовный, мир невидимый, и мир видимый, материальный. По существу, в истории мысли Платон был первым философом на Западе, говорившим о невидимой основе видимого бытия. Павел Флоренский был глубоко преданным Платону философом, христианским платоником. Платон первым сумел развить аргументацию, доказывающую подлинную реальность духовного. В частности, он первый дал развернутое доказательство бессмертия души, исходя из того факта, что разлагаться может только составное, состоящее из каких-то элементов вещество. Он показал, что не может разлететься в прах то, что нематериально. Мир, который человек видит, это внешняя оболочка сокровенного. Как можно познать сокровенное, невидимое, духовное, подлинную реальность? Для Платона это путь разума; не мистики, — хотя она и присутствует в его мировоззрении, — но разума». [4,с.319]

«Согласно учению Платона, лишь мир идей (эйдосов) представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образцы – образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, душа «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования». [5,с.186]

Пылкий рассказ Сократа о будущей жизни душ в "Федоне" представлен Платоном как гипотеза о существовании Царства Идей, не подвергаемого метаморфозам телесного мира, что, в свою очередь, послужило начальной установкой к развитию теории о взаимодействии души и тела.

II. Два начала в человеке.

Прежде всего: что такое человек? Не принадлежит ли он, такое слабое и эфемерное существо, вечно бегущей реке преходящего мира? Это несомненно, но в то же время ясно, что человек не исчерпывается телом; в его душе есть некая точка — дух, или, как его называет Платон, «ум», который является пересечением двух миров
. 

По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом. Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, оно хрупко. Как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться. Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.

Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь жизнь, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.

III. Цель жизни человека.

Цель жизни человека - вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботиться. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. Человек должен достичь гармонии души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.

IV.Три части души по Платону. ([6] «Государство», 435 с, 441 с)

Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.

Высшая, главная часть души — разумная. Это и есть «душа», «ум». Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин. Как тело испытывает наслаждение, в жаркий день погружаясь в морские волны, так и душа испытывает радость, погружаясь в прозрачный мир мысли. Ибо это ее родная стихия. Следовательно, человек в своей земной жизни принадлежит одновременно двум измерениям. Его «душа» лишь на определенный срок связана с тленным телом, а сама она, в отличие от тела, подобна «божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому». Она есть главенствующее начало в человеке и призвана управлять телом. В диалоге "Федон" отношение души к телу мыслится также как ткачество: душа ткёт тело [6, 80с-е, 87а-88b].