Файл: санктпетербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения кафедра философии и истории.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая часть души — волевая («странное начало»).Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.
Низшая часть души — чувственная («вожделение»). Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы привязаны к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.
Объединение всех начал делает душу человека цельной. Нарушение этой гармонии заставляет человека страдать, ее восстановление — испытывать удовольствие. В своём «Федре» Платон уподобляет душу колеснице, в которую впряжены два коня. Первый конь благородный, ему соответствует страстная душа. Второй конь неблагородный, ему соответствует вожделеющая душа. Он необуздан, тёмен и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу. Управляет этими двумя конями возница - разум, благоразумная часть души. Именно он направляет колесницу души по правильному пути [7, с. 155]. Благородный конь подробнее описывается в диалоге «Пир», в котором снова повторяется образ души как колесницы. Этот конь бел и прекрасен, а также рассудителен и совестлив. Им тоже нужно управлять, но уже не кнутом, а словом, поскольку он «друг истинного мнения». [7, с. 162]
«Следовательно, Платон впервые в истории философии изобразил душу как как сложную структуру, включающую противодействующие тенденции, мотивы и движения, которые можно примирить при помощи разума.» [8, с.69].
Души, которые постоянны в своем видении истины, быстро освобождаются от бытия в мире.
V.Место души в теле.
Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.
Как философ Платон имел свои особые причины относиться к телесному с брезгливостью. Что может больше мешать познанию, как не чувственная природа человека? Душа, говорит Платон, «лучше всего мыслит... конечно, когда ее не тревожит ничто... ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, когда, распростившись с телом, она останется одна, или почти одна, и устремится к Бытию, прекратив или пресекши, насколько это возможно, общение с телом» [6, Федон, 65 с].
Душа на земле — изгнанница, тело для нее только обуза. От него происходят все мыслимые виды зла. «Тело не только доставляет нам тысячи хлопот — ведь ему необходимо пропитание! — но вдобавок подвержено недугам, любой из которых мешает нам улавливать Бытие. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? Ведь все войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по-рабски служим». [6, Федон, 66с]
VI.Переселение душ и бессмертие.
Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ. При этом он ссылался не на личный опыт, как Будда или Пифагор, а на слова прорицателей, поэтов и мистиков. «Они утверждают,— говорит Платон,— что душа человека бессмертна, и, хотя она то перестает существовать — это называется смертью,— то снова рождается, она никогда не гибнет» [6, Менон, 81с]
Как же происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.
Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. И если обычный человек перерождается один раз в 10 тысяч лет, то философ – один раз в 3 тысячи лет. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений. После же разлуки с телом «душа уходит в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает блаженство, отныне избавленная от блужданий, безрассудства, страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол, и — как говорят о посвященных в таинства — впредь навеки поселяется среди богов».[6, Федон, 80с] Те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных.
Новые воплощения происходят, согласно Платону, по той же причине, на какую указывали буддисты,— стремление к жизни. «У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу». И поэтому душа «вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. Так она лишается своей доли в общении с божественным». [6, Федон, 83с]
Подобно Пифагору и индийцам, Платон полагал, что есть возможность избежать «круга рождений». Для этого надо понять, что одна философия способна «освободить» душу. Она сделает жизнь мудреца возвышенной и научит его не бояться смерти, ибо, «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива, а после смерти отойти к тому, что ей сродни, и навсегда избавиться от человеческих бедствий». [6, Федон, 84с]
Согласно Платону есть две формы бессмертия.
1.Простая форма - переселение души из одного тела в другое. 2. Высшая форма - переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.
В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни. Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти. Ведь не зря он принёс в жертву богу Асклепию петуха. Так греки благодарили Асклепия за выздоровление. То есть Сократ показал, что он станет здоровым, когда смерть освободит его душу от бренного отягощающего тела. Он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Есть что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.
Платон считал что, истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе нельзя постичь. Душа - чиста, тело - порочно, так что, не расставшись с телом, нельзя познать истину.
Внутри тела душу тревожат слух, зрение, боль и удовольствие. Все эти чувства исчезают в момент смерти вместе с телом, душа остается одна и устремится к подлинному бытию, возможному в Царстве Идей. Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души.
Заключение.
Сегодня мы живём в мире материалистов. Материалисты считают, что каждая жизнь самоценна без меры, потому что не воспроизводима нигде и никогда. Большинство людей гонится за богатством, славой, получением сиюминутных удовольствий. Европейцы, привыкшие к комфортной жизни, хотят быть здоровыми и активными до глубокой старости, вкладывают огромные деньги в геронтологические исследования. Государство и общественное мнение отрицательно относятся к смерти, пропагандируя здоровый образ жизни и улучшая медицинскую помощь населению. Однако, есть противоречие – те же государство и общественное мнение считают положительной смерть при исполнении долга. В этом случае нравственная оценка смерти из разряда абсолютных переходит в разряд относительных. Это доказывает, по-моему, «странность» цивилизации. Радостно соглашаясь с философами, писателями, величайшими умами человечества насчет абсолютной ценности человеческой жизни, почти все страны мира посылают своих граждан на убой. С одной стороны, (в чём я согласен с Платоном), душа бессмертна, и в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни. Я согласен умереть за Родину, когда враг напал на мою землю и непосредственно угрожает людям, которых я люблю. С другой стороны, я не согласен погибнуть, если государство ставит ложные цели.
Лишь когда с нами или нашими близкими людьми случается беда, возникает угроза жизни, мы задумываемся о смерти, о теле и душе. Смерть, с моей точки зрения, и добро и зло. Зло – поскольку является напоминанием о первородном грехе, о несовершенстве плоти, источнике нечистого. Добро – поскольку даёт возможность загробного, нетленного существования с надеждой на обретение вечного блаженства. Я согласен с Платоном, что тело разложимо и смертно, а душа – вечна. Порок и нечестие наносят вред душе, но не приводят душу к смерти, а лишь извращают её и делают её «тёмной». Из бесед со священником, который меня крестил и из книги Эдварда Шюре я узнал, что в момент смерти тела уже определилось всё развитие души в направлении к добру или злу. В загробном мире перед душой две дороги – к Свету или от него. Дорога предопределена жизнью человека на земле. При жизни мы можем меняться, а за гробом покаяния нет. В диалоге «Тимей» Платон говорит, что «естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием».
Я полагаю, что не напрасно христианское учение взяло очень многое из идеалистических философско-религиозных взглядов великого философа Платона. Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), в своём труде «Дух, душа и тело», говоря о жизни и смерти, отмечал, что жизнь человека состоит из двух частей – душевно-материальной и духовно - душевной. Смерть тела знаменует собой переход души из первой её части жизни во вторую. В эзотерическом христианстве (для посвященных) ясно показано, что после Страшного суда праведники возродятся к новой жизни в Раю. Как православный христианин, я считаю, что праведная душа после Рая вернется на землю вместе с рожденным ребенком.
Список литературы:
1. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. М.: Издательство политической литературы.1991-334с.
2.Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Ленинград: Книга Принтшоп. 1990 - 419с. (перевод с французского, репринтное воспроизведение издания 1914 года)
3.Медведев А.П. История античного мира: учебник для бакалавров: в 2ч./ А.П. Медведев; Воронежский государственный университет.- Воронеж: Издательский дом ВГУ,2016 ISBN 978-5-9273-2391-3 Часть 1 :Древняя Греция.-324с. ISBN 978-5-9273-2392-0
4.Александр Мень. История религии. Том 4. Часть 5. Платон. http://avatargroup.ru/Biblioteka/Aleksandr_Menj_-_Istoriya_religii_(tom_4).aspx
5. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Часть1.Учебное пособие для старших классов средней школы. СПб: «Специальная Литература»,1997.-320с. ISBN 5-87685-108-6
6.Платон Собрание сочинений в 4 т. — М.: Мысль, 1993. https://vk.com/doc2577724_595560543?hash=y182LMlylNbGAp8YCC70OAuK8aBpr7Ge3myD3x3tZzw&dl=vswJ7zz9wuKzg9L5tpURpWv8XfF9QInZRaACdjsdwLo
7. Платон. Сочинения в 3-х томах. М., «Философские науки», 1991. (Диалоги «Тимей», «Государство», «Федр», «Федон» и др.).
8. О.А. Бойко. Учение Платона о душе. Журнал «Философские науки». 2021 –с.67-72 DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-67-72
http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2021/11/Bojko.pdf