Файл: В чем заключается необходимость обследования моторных функций при психологопедагогическом обследовании, в частности при коррекции речевых проблем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В чем заключается необходимость обследования моторных функций при психолого-педагогическом обследовании, в частности при коррекции речевых проблем?
1.1. Обследование моторных функций как часть психолого-педагогического обследования, его научное обоснование В современной коррекционной педагогике в настоящее время при обследовании ребенка современным и актуальным является комплексный подход. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы и определения её эффективности необходимо комплексное обследование, которое предполагает согласованную работу различных специалистов. Обследование включает психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние ребенка, Учитель–логопед и педагог– психолог обследует состояние его речи, особенности личности, моторику. Прежде чем логопед приступит к обследованию, он должен тщательно изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные о состоянии интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами. Комплексное обследование обычно состоит из трех этапов:
1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики; 3) изучение личностных особенностей ребенка.
В данном пособии подробно освещен второй этап обследования, первый и второй этап обследования изучается дисциплиной «Технология обследования речи». Перейдем непосредственно к проблеме обследования моторных функций.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Объектом обследования моторных функций является состояние произвольной двигательной сферы. Предметом – различные приемы и методы обследования моторной сферы.
К задачам обследования относятся выявление состояния произвольной общей, тонкой, мимической и речевой моторики у детей с речевыми нарушениями. Необходимо рассмотреть научное обоснование обследования моторной сферы как одной из важных составляющих комплексного педагогического обследования детей с речевыми
проблемами.
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал, что всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И. П. Павлов отмечал, что речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит, одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М. М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более 7 интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Н. А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, то есть индивид сам намечает цель и содержание движения и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения. Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом. Л. В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 8 Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. М. М. Кольцовой с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено: − около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; − работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка. Высказывание И. П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата. Посмотрев «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне
навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута. Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и так далее, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурные и функциональные особенности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.
Тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, так как навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
Артикуляция звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Двигательная проекция органов речи находится в нижней части передней центральной извилины, процесс же координации движений осуществляется в двигательной речевой области Брока, расположенной в нижней части лобной извилины.
Рисование, как и письмо, – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае,
если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6–7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине более чем 1/3 площади занимает проекция кисти руки. Кроме того, проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. 10 В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические, движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активизацию в правом полушарии. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. 1 2 3 4 5 6 Этапы развития функций кисти руки ребенка (по Х. Хальверсон): 1 – положение кисти в 16 недель; 2 и 3 – в 56 недель; 4 – в 60 недель; 5 – в 3 года; 6 – взрослый. Следовательно, связь развития двигательной сферы и речи научно доказана, поэтому одним из этапов комплексного педагогического обследования является выявление состояния произвольной общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики. Учитель-логопед может воспользоваться материалами медицинской карты ребёнка, в которой представлены результаты обследования моторных функций врачом-неврологом, затем уточнить состояние произвольной общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики при обследовании и составлении логопедического заключения.
Логопедическое заключение становится отправным пунктом для планирования коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия её осуществления определяются рядом принципов. Одним из принципов является комплексный подход. Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования. Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов, означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.
Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими. Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л. С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда. Принципы