Файл: Структурная антропология Клода ЛевиСтросса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структурная антропология Клода Леви-Стросса
Структурализм в его варианте современного философствования берет начало от работы французского антрополога, философа и социолога Клода Леви-Стросса «Структурная антропология». Вместе с другими, более ранними и более поздними произведениями этого автора она вводит читателя в причудливый мир первобытнообщинных отношений и мифического мышления. Леви-Стросс выступает в них как этнограф, антрополог, историк культуры. С другой стороны, в «Структурной антропологии» также заложен фундамент новой философской концепции, связанной с пониманием языка, речи, текстов и их структур, а также с социально-философским исследованием человеческих отношений, форм и типов общественного сознания.
Эта концепция, на что обращают внимание исследователи, впитала в себя целый ряд достижений и открытий как в естественных, математических, так и в гуманитарных науках - открытий, совершенных к середине нашего столетия. Среди них надо, прежде всего, назвать исследования структур первобытного мифологического мышления и символических форм (Э. Дюркгейм, Леви-Брюль, М. Мосс, Э. Кассирер и др.) и кибернетику вместе с соответствующим развитием математики. Леви-Стросс особое значение придал возможностям (математического) моделирования в их тогда еще необычном применении к этнографическому, антропологическому материалу. Совместно с математиками Леви-Стросс разработал и содержательно интерпретировал модели, позволяющие понять сложные системы родства в первобытном обществе. Важнейшим источником концепции Леви-Стросса стало накопление новых знаний в разделе лингвистики, которая как раз и получила название «структурной».
Леви-Стросс четко и определенно построил свою структуралистскую концепцию на фундаменте психоанализа - особенно в том его варианте, который был разработан К.Г. Юнгом, именно с обращением к мифологическому мышлению.
«Если, как мы полагаем, - писал Леви-Стросс, - бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного, то необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования, действительный и для других установлении и обычаев».

При этом Леви-Стросс опирался на фрейдовское различение подсознательного и бессознательного, а также на юнговское понятие «коллективного бессознательного». «Можно сказать, что подсознание - это индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в коей он организован по законам бессознательного)». Тяготение этнографа и философа Леви-Стросса к исследованию языковосимволических форм и даже, если можно так выразиться, «оязыковление» всей жизни (не столь и разговорчивых, часто не имеющих письменности) первобытнообщинных народов и поселений вовсе не случайно. Выдвижение на первый план языка и своего рода «языковая редукция» (сведение таких, например, социальных феноменов как социальные отношения, культурное творчество, искусство, к языковосимволическим формам их выражения) есть своего рода знамение времени.
Язык, согласно раннему Леви-Строссу, именно в XX в. становится объектом усиленных исследований, которые заканчиваются впечатляющими и неожиданно точными результатами.
«Из всех общественных явлений, видимо, только язык может подвергаться истинному научному исследованию, объясняющему способ его формирования и рассматривающему некоторые направления его последующего развития».
Нельзя не обратить внимание также и на гуманистическую, антирасистскую устремленность исследований Леви-Стросса: он отыскивал общие корни в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов, стоящих на разных ступенях исторического развития. Леви-Стросс исходил из того предположения, что различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее: все они - системы поведения, каждая из которых является некоторой проекцией не плоскость сознательного и общественного мышления всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа.
Более конкретная «рабочая гипотеза», которая позволяла Леви-Строссу широко и масштабно осмыслить этнографический материал, состояла в следующем. Главное внимание должно быть привлечено к тем способам, с помощью которых система кровного родства биологического происхождения заменяется системой социального характера. Тогда

брачные правила и системы родства предстают, согласно Леви-Строссу, как системы обмена и как особый язык, т.е. «как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов». В той системе предельно и широко понятого языка, которая выделена для анализа, Леви-Стросс решающее значение придал не словам, а структуре.
«Структура остается неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию»
Существенно, согласно Леви-Строссу, что структуры едины для всех «языков», т.е. безразличны к материалу. Дело обстоит здесь примерно так же, как в случае мифов и сказок. Чтобы напечатать даже известные мифы, сказания, сказки разных народов, потребовалось бы много томов. Однако их можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции.
В «Структурной антропологии», четырех томах «Мифологического», а также в других работах Леви-Стросс весьма скрупулезно воспроизводит глубинные структуры мифов, их кодирования, «располагая» коды на географической, космологической, социологической, техноэкономической «плоскостях». Отличительные особенности мифологической логики, по Леви-Строссу: логика обобщений, классификаций, анализа природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке. Вместе с тем она конкретна и образна, является логикой ощущений. Мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека; логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях (высокий - низкий, день - ночь, правый - левый, мир - война, муж - жена, небо - земля и т.д.).
Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов Леви-Стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания. Для французского врача-психоаналитика Жана Лакана то были психология и психиатрия. Его концепция рождается в середине 60-х годов на пересечении структурализма и возрожденного, хотя и существенно преобразованного, фрейдизма. Лакан в исследовании бессознательного выдвигает на первый план язык, речь, дискурс. И хотя «язык» трактуется расширительно и скорее символически-метафорично, Лакан как врач-психоаналитик упорно продвигается по пути сложного и глубокого анализа речи пациента, которая в данном случае служит главным средством коммуникации врача и больного.

А. Б. Островский, известный исследователь творчества К. Леви-Стросса, выделяет принципы, в совокупности составляющие суть метода структурной антропологии:


  • Явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве его внутренних и внешних связей

  • Явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе;

  • Исследование явления производится с учетом его вариативности — в рамках конкретной культуры. Конечный результат исследования — моделирование «структуры», которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и переходам от одного варианта к другому.


По мнению Леви-Строса, для понимания сути культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к различным культурам; человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов. По Леви-Строссу, первоначальная связь между «самими вещами» и символами сознания, которая существовала еще в эпоху неолита, в процессе исторического развития человечества вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому прямой путь к окружающему человека миру в процессе истории все больше загромождается различного рода символическими структурами. 
К счастью, по его мнению, еще сохранились традиционные общества, которым удастся ускользать от принципа изменения, — «холодные» общества. Их Леви-Стросс противопоставляет «горячим» обществам, которые с эпохи неолита находятся в процессе постоянных изменений. В «холодных» обществах первоначальная связь между окружающим человека миром и символами его сознания еще не нарушена и не вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому перед исследователем открываются уникальные возможности: первобытный человек выступает в качестве особого зеркала, позволяющего современному человеку увидеть свою сферу бессознательного и перебросить мост от природы к культуре. 
В четырехтомном труде «Мифологики» (1964) Леви-Стросс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. В «Мифологиках» воссоздастся канва мышления коллективного субъекта — творца мифов. Она реконструируется применительно не к отдельному мифу, а к «метагруппе» мифов. Коды, скрепляющие собой большие семантические подразделы в мифологическом поле, играют роль категорий мифологического мышления. Так, в большой группе южноамериканских мифов о происхождении кухни (огня кухни), мяса диких свиней, культурных растений, а также меда и табака (как «окрестностей кухни») сообщения передаются посредством четырех кодов: кулинарного и сопряженного с ним техно-экономического, акустического, социологического и космологического. 

По мнению Леви-Строса, люди всегда думали одинаково, различны лишь объекты их мышления. Конкретные исследовательские модели, при помощи которых исследуется менталитет людей первобытного общества, Леви-Стросс описывает в работе «Неприрученная мысль». 
Исследования К. Леви-Строса опровергли концепцию Л. Леви-Брюля (сформулированную в 1910—1920-х гг.), согласно которой людям традиционных обществ якобы присуще дологическое мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и управляемое мистическими переживаниями. В работах Леви-Строса впервые в истории социокультурной антропологии на материалах тотемизма и мифов была продемонстрирована логическая рациональность мышления туземцев, их способность к совершению логических операций, аналогичных мышлению человека технически продвинутой цивилизации. 
Главные идеи структурализма: 


  • Культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.)

  • Существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем

  • Существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности

  • В процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы

  • Функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами