Файл: Решение социальных вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность менеджмента и его основных функций.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Основные функции менеджмента:

  • планирование,

  • организация,

  • мотивация,

  • коммуникация,

  • управление,

  • процессы разработки и принятия решений,

  • контроль.

Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

Цели менеджмента:

  • получение (увеличение) прибыли;

  • повышение эффективности хозяйствования;

  • удовлетворение потребностей рынка;

  • решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

  • организация производства конкурентоспособных товаров;

  • совершенствование производственного процесса;

  • внедрение новейших наукоемких технологий;

  • повышение качества продукции;

  • снижение затрат на производство.

2. Современные подходы к управлению: системный подход к управлению; смысл ситуационной концепции.

Системный подход

Представители: А. Слоан, П. Дюпон, Р. Скотт. Разработан в США в конце 60-х гг. 20 в.

Подразумевает рассмотрение организации как некоторой целостной, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.

Зародился в конце 1950-х гг. В качестве взаимосвязанных элементов выступают люди, структура, задачи и технология.

К особенностям системного подхода относят:

  • четкое определение целей и установление их иерархии;

  • достижение наилучших результатов при наименьших затратах;

  • все возможные результаты деятельности широко и всесторонне оцениваются.

Между всеми элементами системы существуют связи двусторонние и многосторонние. Связи в системе осуществляются через такие процессы как:

  • коммуникации

  • равновесие

  • принятие управленческих решений

Системы подразделяются на два крупных вида: открытые (влияние только он внешней среды) и закрытые (независимо от среды).

Ситуационный подход

Представители: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон.

Сущность состоит в увязке конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами.


Подход включает в себя четыре макроэтапа:

  • руководитель должен сформировать управленческую компетентность;

  • предвидение возможных последствий;

  • на основе требований максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов необходимо согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями;

  • ситуацию необходимо интерпретировать адекватно.

Большое число переменных влияет на эффективную работу организации. К внутренним относят ситуационные факторы, которые действуют внутри организации (цели, задачи, люди, структура, техника и технология), а внешние переменные формируются под воздействием решений, принятых управляющими организацией.

3. Внутренняя среда организации, определение переменных внутренней среды.

Каждая переменная - это важный фактор, влияющий на компанию в целом и требующий отдельного рассмотрения.

Понятие внутренней среды организации можно определить следующим образом — это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

Изменение одной из них в определенной степени влияет на нее другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства:

  • Цели

  • Структура

  • Задачи

  • Технология

  • Люди


Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

4. Внешняя среда организации, её характеристики. Методы оценки внешней среды.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на её функционирование.

Основные характеристики внешней среды:

  • Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

  • Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.

  • Подвижность: относительная скорость изменения среды.

  • Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Методы анализа и оценки

РЕSТ-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на стратегию компании.

Матрица анализа внешних стратегических факторов необходима для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на окружение компании. Для составления данной матрицы, в первую очередь, необходимо определить три или четыре наиболее явных фактора в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении организации, в этом может помочь РЕSТ - анализ.

Профильная матрица конкурентов определяет основных конкурентов, анализируемой компании, а также их сильные и слабые стороны по отношению к ней.

Карта стратегических групп применяется при анализе конкурентной среды, для выявления конкурентов со схожими стратегиями. Она помогает значительно лучше понять конкурентное окружение компании, и группировать конкурентов по признаку.


Анализ сценария прогнозируемого развития используется для определения возможных тенденций развития организации и её конкурентов исходя из исторического развития.

Анализ макросреды позволяет определить степень влияния технологических, экономических, социокультурных и политико-правовых тенденций на деятельность компании и найти ответы на них. Всё это делается с помощью матрицы анализа внешних стратегических факторов, матрицы определения приоритетных внешних факторов и листа анализа конкуренции.

Метод SWOT. Методология SWOT- анализа, предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды, а далее установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для разработки стратегий предприятия.

Метод составления профиля среды состоит из этапов: сначала в таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды, потом каждый из этих факторов оценивается по важности его в отрасли по шкале, далее рассчитывается интегральная оценка, которая показывает, на сколько важен тот или иной фактор для предприятия.

5. Контроль в управлении. Виды контроля, используемые в гостинице.

Контроль является широко распространенным явлением в жизни общества. Он переплетается с другими процессами, поэтому его важная роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью не всегда заметна. Для понимания роли контроля в системе деятельности предприятия необходим анализ этой функции управления.

Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. Следует контролировать все: предметы, людей, действия

Контроль, ориентированный на процесс, необходим для соблюдения формальных правил, в том числе обеспечивающих исправность технических устройств. Сотрудники должны, к примеру:

  • соблюдать последовательность и точность технологических процессов;

  • выдерживать рецептуру;

  • выполнять требования стандартов в обслуживании гостей;

  • способствовать охране окружающей среды;

  • действовать в соответствии с инструкциями по безопасности труда;

  • выполнять правила санитарии и гигиены.


Контроль, ориентированный на процесс, должен защищать предприятие от человеческих ошибок, возможных при нарушении соответствующих инструкций. В частности, регулярно проверяется ведение автоматизированного управления при предоставлении услуг, что позволяет исключить управления (например, при учетных системах или системах безналичных расчетов).

Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. В области человеческих ресурсов он подразумевает анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач организации.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он в основном прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль имеет целью предотвращение ошибок в будущем. Он осуществляется достаточно поздно, чтобы реагировать на проблемы в момент их возникновения, но, во-первых, дает руководству информацию, полезную для последующего планирования аналогичных работ, а во-вторых, способствует мотивации.

6. Миссия и цели организации. Метод построения дерева целей. Технология SMART постановки целей.

Миссия - это причина, смысл существования предприятия.

Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала.

Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Дерево целей– это структурированная, построенная по иерархическому принципу, совокупность целей системы, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а