Файл: Контрольная работа по дисциплине Правовое государство и современность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
получение льготного кредита; завышение гонораров за лекции, статьи и книги; преднамеренный проигрыш в карты; «случайный» выигрыш в казино; прощение долга; уменьшение арендной платы; увеличение процентных ставок по кредиту и т.д10.

Близкой к взятке формой коррупции является откат. Откат – подкуп, представляющий собой незаконную тайную выплату, сделанную в ответ на предоставленную услугу; термин используется для описания выгод, полученных в результате предоставления определенных услуг.

Другая форма коррупции – растрата. Растрата – это хищение (государственных/общественных) ресурсов уполномоченным должностным лицом. В отличие от других форм коррупции, в растрате участвует только одна сторона – сам расхититель/расхитительница. Обладатель полномочий может совершать хищение путем систематического использования своей государственной должности в личных интересах11.

Так же к формам коррупции относят злоупотребление полномочиями. Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества. Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция». Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего. Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.
12

В зависимости от того, какое место занимают коррумпированные чиновники в иерархии, коррупцию принято делить на коррупцию в высших эшелонах власти (вершинная) и низовую коррупцию. В первом случае речь идет о федеральных политиках и политиках уровня субъекта федерации, высшем и среднем чиновничестве. Во втором случае – низовая коррупция. Она имеет место на низшем уровне государственного аппарата, она непосредственно связана с взаимодействием чиновников и граждан (например, наложение и взыскание штрафов, выдача лицензий, оформление регистраций и т. п.).

Среди различных форм коррупции выделяют так называемую вертикальную коррупцию. Речь идет о ситуациях, когда чиновник дает взятку своему непосредственному начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия подчиненного ему взяткодателя. «Вертикальная» коррупция свидетельствует о том, что коррупция из стадии разрозненных актов перешла в стадию укореняющихся организованных форм.

Заметное место среди разновидностей коррупции занимает экономическая коррупция, суть которой в том, что власть неправомерно распространяет свои потенциальные возможности приобретения собственности на граждан, коммерческие и иные организации и на сами государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные учреждения, силовые структуры.

Особое место среди коррупционных проявлений в органах государственной власти и управления занимает так называемая кадровая коррупция. Она базируется на взаимоотношении двух субъектов – лица, обладающего правом принятия решения о назначении на определенную должность либо возможностью оказать влияние на кадровую политику, и лица, выразившего заинтересованность в получении этой должности. Последствиями кадровой коррупции являются рост уровня некомпетентности чиновников, снижение эффективности профессиональной деятельности, падение авторитета государственной власти. По степени общественной опасности (социальная вредность и социальные последствия) коррупционные проявления принято подразделять на коррупционные проступки и коррупционные преступления.

В литературе встречается деление коррупции на «жесткую» (проявления коррупции, так или иначе связанные с подкупом должностных лиц) и «мягкую» (неявные, неочевидные проявления коррупции). Одной из форм так называемой «мягкой» коррупции считается фаворитизм. Под фаворитизмом обычно понимается оказание услуг или предоставление подконтрольных ресурсов родственникам, друзьям, хорошим знакомым в соответствии с принадлежностью к определенному сообществу (партия, религиозная организация, секта и др.). Еще одним проявлением «мягкой» коррупции является клановость и землячество. В основе этой разновидности «мягкой» коррупции лежит осознание принадлежности того или иного лица к отдельной от общества группе, у которой имеются ярко

выраженные специфические корпоративные интересы, разительно отличающиеся от интересов остального общества13.

Непотизм (протекция родным) – особая форма фаворитизма, охватывающая родных и членов семьи. Сербия, Черногория и Албания, а также африканские государства часто приводятся в качестве примера широко распространенного непотизма, возникающего вследствие важного значения, придаваемого в этих обществах факту принадлежности к определенной семье или клану, и вытекающих из этого лояльности и ожиданий.

Фаворитизм и непотизм отрицательно влияют на демократические системы: предоставление преимуществ неквалифицированным лицам ведет к структурным проблемам работы системы и негативно сказывается на её эффективности; это подрывает веру в справедливость и беспристрастность процедур и нормативно-правовых актов. Непотизм и фаворитизм имеют место на высоких и на низких уровнях влияния и власти. В качестве примера можно привести некоторые страны Западных Балкан, где государственный сектор один из немногих, предоставляющих рабочие места. Работа на государственной службе не является хорошо оплачиваемой, но она попрежнему предлагает гарантированный заработок и льготы. К примеру, директора школ, имеющие право принимать на работу учителей по своему усмотрению, обвиняются в практике найма не на основании заслуг и достоинств, а на основании близких связей с семьями соискателей. Школьный директор часто не имеет очевидной финансовой выгоды. Мотивацией может быть то, что он воспринимается как человек, обладающий реальными возможностями и властью. Вымогательство, подобно хищению, форма коррупции, где выгоду получает лишь одна сторона. Существуют разногласия по поводу того, когда определенные действия следует считать вымогательством. Обычно так именуют ситуацию, в которой существует серьезная угроза жизни и физическому состоянию человека или его семьи. Рэкет – типичный пример вымогательства с использованием или угрозой использования насилия со стороны военных или полувоенных сил в целях изъятия денег и в виде непременного предварительного условия ведения бизнеса компанией или частным лицом. Термины «шантаж» и «вымогательство» часто используются как взаимозаменяемые из-за применения в уголовном законодательстве смягчающих обстоятельств в случае вымогательства. Вымогательство – крайняя форма шантажа, но не всякий шантаж представляет собой вымогательство. Вымогательство – ситуация, из которой потерпевший не может выйти, не согласившись на условия вымогателя, тогда как многие случаи шантажа оставляют такую возможность.


Под торговлей влиянием понимается обмен ненадлежащими преимуществами между государственным должностным лицом или лицом, облеченным доверием, – таким как судья, – и рядовым членом общества. Данное государственное должностное лицо или лицо, занимающее ответственный пост, может обещать использовать его реальное или предполагаемое влияние на пользу другому лицу в обмен на деньги или другие одолжения.14

Приведенные выше варианты классификации коррупционных проявлений нельзя назвать исчерпывающими. При постоянно меняющихся социально-политических, экономических, духовно-идеологических, морально-психологических условиях жизнедеятельности современного общества неизбежно будут появляться новые виды коррупции. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного мониторинга состояния и эволюции коррупционных проявлений. Проведение такого рода мониторинга позволит своевременно корректировать деятельность по противодействию коррупции сообразно вновь появляющимся вызовам.15

Глава 2. Методы борьбы с коррупцией

В обществе преобладает мнение, что «коррупцию в принципе невозможно победить» (53,8%)16 . Но стоит помнить, что борьба с коррупцией в первую очередь начинается с нежелания участвовать граждан в коррупционных сделках.

Поэтому, чтобы не стать участником и жертвой коррупционных действий, а так же самому не переступить закон, так важно четко понимать методы борьбы с коррупцией.

В современном обществе практически каждая страна ведет активную борьбу с коррупцией, а страны которые победили ее, проводят регулярные профилактики для удержания под контролем. Войну данной проблеме также объявили такие крупные международные организации как - ООН и Transparency International. К числу стран в которых борьба с коррупцией проходит с наибольшим успехом относятся Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

С проявлениями коррупции сталкиваются все страны - как развивающиеся, так и развитые страны Запада и азиатского региона. Согласно рейтингу «Индекс восприятия коррупции – 2017», который подготовлен компанией Transparency International, именно государства с развитой экономической и политической системой достигли наивысших результатов в противодействии коррупции, частично легализуя её в виде лоббизм . И, несмотря на субъективность рейтинга (он основывается на экспертных оценках и комментариях), он дает общее представление о том, кто является мировыми лидерами антикоррупционной деятельности.


При изучении опыта лидирующих в этом рейтинге государств становится очевидным, что их правительства при разработке антикоррупционных мер смогли провести многофакторный анализ ситуации, и в итоге основывались как на социальных, так и на институциональных факторах.

США, как государство с одной из самых развитых правовых систем, в борьбе с коррупцией сделали упор на законодательство. В уголовном кодексе США понятие уголовно наказуемой коррупции имеет более широкое толкование, чем в странах Европы. Например, согласно законам США, госслужащие в разных ведомствах не могут получать подарки, которые стоят дороже определенной цены. Этот опыт применяется и в других странах, например, в Великобритании и Сингапуре.

Последний считается одним из положительных примеров оперативной борьбы с коррупцией. Помимо стандартных механизмов, из интересных мер можно выделить то, что в стране была использована «коллективная ответственность» за взятку. Если кто-то один из чиновников был обвинен в коррупции, под удар попадали также и его коллеги, которых ждало увольнение.

Из других примечательных мер, принятых в Азии, можно отметить «презумпцию коррумпированности» в Гонконге, которая заключается в том, что чиновник должен доказать легитимное возникновение своего имущества. Кроме этого, в Гонконге была создана «Независимая комиссия против коррупции», которая состояла из независимых наблюдателей, в том числе общественных деятелей и бизнесменов. Сотрудники созданного ведомства имели высокие заработные платы.

Отметим, что высокий уровень вознаграждений и поощрений также стал важным инструментом в борьбе с коррупцией. По этому пути пошла, например, Швеция, резко поднявшая зарплаты госслужащим. Со временем заработные платы снижались, однако снижение коррупционных смогло сохраниться. В Нидерландах за отсутствие коррупционных связей или помощь в расследовании таковых чиновники могли получить материальное поощрение.

Самым жестким законодательством в отношении коррупционеров можно назвать китайское – там, согласно закону, коррупционер может быть приговорен к смертной казни.

Несмотря на широкий спектр антикоррупционных мер в разных регионах мира, лидеры рейтинга Transparency International все равно придерживаются единой стратегии в методах борьбы с коррупцией, используя общепринятые механизмы. В их числе можно упомянуть следующие: