Файл: Контрольная работа по дисциплине Правовое государство и современность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • упрощение бюрократических механизмов и прочих административных процедур;

  • усовершенствование антикоррупционного законодательства;

  • повышение наказания за коррупцию как на законодательном уровне, так и на уровне общественного осуждения (например, публикация списков коррупционеров);

  • транспарентнось работы государственных ведомств и их служащих;

  • повышение независимости судебной системы при проведении судов над коррупционерами;

  • изменение кадровой политики на государственной службе;

  • разграничение полномочий государственных служащих;

  • усиление ревизионных и регуляторных мер для противодействия коррупции.

При этом правительства лидеров антикоррупционного рейтинга, формируя соответствующие меры для разрушения коррупционных механизмов, ориентировались как на мировой опыт, так и на индивидуальные социальные, экономические и политические особенности страны.17

Правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляют Конституция, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и другие подзаконные акты.

В новейшей истории России было три попытки, инициированные федеральными органами государственной власти, активизировать борьбу с коррупцией с помощью специальных законов в данной сфере.

Первая – в период 1994-1997 гг. Сложившаяся в стране криминогенная ситуация диктовала необходимость принятия жестких антикоррупционных мер: в 1993 г. было выявлено более 52 тыс. преступлений, в той или иной мере связанных с коррупционными проявлениями. Из числа выявленных организованных формирований имели коррупционные связи: в 1993 г. – 801, в 1994 г. – 1037, в 1995 – 857. В течение этого периода Государственной Думой и Советом Федерации дважды принимались специальные нормативные правовые акты – федеральные законы «О борьбе с коррупцией» – и они дважды отклонялись Президентом РФ.

Вторая – в период 2000-2002 гг. В мае 2000 г. проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» рассматривался в первом чтении в Государственной Думе, но не набрал большинства голосов. В сентябре 2002 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «О противодействии коррупции», однако дальнейшего движения он не получил. А принятие в этот период нового УПК РФ и, в частности, гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц», обусловило резкое снижение в 2002-2003 гг. выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления.


Третий этап – современный, когда Президентом России Д.А. Медведевым было инициировано внесение пакета проектов антикоррупционных законов в Государственную Думу, тем самым была четко выражена политическая воля поставить законодательный барьер на пути коррупции.

В 2008 году Президент РФ Д. А. Медведев высказал позицию, что для того чтобы борьба с коррупцией в России шла успешно, необходимо:
1. Создать специализированный орган по борьбе с коррупцией в России, законодательно определить его компетенцию и место в системе органов государственной власти.
2. Разработка кодексов поведения государственных и муниципальных служащих.
3. Следует пропагандировать и поощрять бдительность, ответственное отношение к исполнению служебного долга не только при выполнении должностных обязанностей, но и вне службы.
4. Законодательное закрепление и активное использование ограничительных санкций для борьбы с коррупцией в Российской Федерации, связанных с частичной или полной утратой социальных льгот и привилегий (запрет на премирование, выплату пособий, лишение процентных надбавок к зарплате за выслугу лет или классный чин, ограничения в пользовании служебным транспортом и т.п.), возложением дополнительных обязанностей (чаще декларировать доходы, проходить внеочередное тестирование, внеплановую аттестацию, испытание на полиграфе).
5. Антикоррупционная экспертиза российского законодательства.
6. Жесткое правовое регулирование и организация кадровой политики, с использованием при подборе кандидатов на должности чиновников эффективных способов объективной оценки претендентов.
7. Внедрение системы действенного контроля и надзора в области борьбы с коррупцией.
9. Разработка и принятие федеральных законов по противодействию лоббированию и о профилактике правонарушений.

Для решения проблемы противодействия коррупции необходимы комплексный, системный подход, мобилизация всех здоровых сил российского общества на противодействие данному социально-негативному явлению, включая совершенствование юридической ответственности18.

Системная антикоррупционная кампания в России стартовала с принятием Федерального закона №273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», который вступил в силу 10 января 2009 года)61. В нем были прописаны основные принципы, описывались примеры незаконного использования своего должностного положения, однако отсутствовало определение коррупции. Вслед за этим было принято несколько нормативных актов, уточняющих модели антикоррупционной борьбы и стимулирующих её:



1. 2009 год – принятие Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов»63 от 17.07.2009;

2. 2011 год – принятие Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Цель – обеспечение прозрачности закупок для госкомпаний и их дочерних предприятий;

3. 2012 год – президент РФ подписал Закон о расширении применения конфискации не только средств, но и личного имущества осужденных коррупционеров от 12.07.2012; а также Закон о соответствии доходов и расходов государственных должностных лиц от 3.12.201265;

4. 2013 год – Указ президента РФ о внесении изменений в закон «О противодействии коррупции» от 02.04.2013; утверждение президентом РФ Концепции общественной безопасности, в которой подчеркивается, что «уровень распространенности коррупции продолжает оставаться высоким»66 . В том же году был запущен процесс т.н. деоффшоризации российской экономики (куратором проекта стал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов).

5. 2014 год – Указ президента РФ от 23.06.2014, в котором вводятся общие стандарты справок о доходах, расходах, имуществе чиновников19 .

Также с 2010 года президентом РФ подписывалась Национальная стратегия противодействия коррупции. В ней, как и в ФЗ, прописывались методы и особенности антикоррупционной борьбы в РФ.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции в РФ названо искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется в соответствии с основными принципами:

1. Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.

2. Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции.

3. Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. Конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.


Национальная стратегия противодействия коррупции осуществляется по следующим направлениям:

1) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

2) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; 20

3) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

4) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

5) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

6) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

7) расширение системы правового просвещения населения;

8) модернизация гражданского законодательства;

9) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции; 10) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

11) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

13) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;


14) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

15) повышение эффективности исполнения судебных решений;

16) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

17) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

18) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; 21

19) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

20) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

21) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;

22) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции. Субъектами реализации Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) федеральные органы государственной власти и иные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в) органы местного самоуправления;