Файл: Виды мировоззрений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ








Практичнеская работа 1.

по дисциплине «Философия»

по теме «Виды мировоззрений»








Выполнил:

Студент 1 курса, ЗФО.

Смородин Р.О.

группа: АТПбз 20-4

Проверил: к.п.н., доцент,

доцент кафедры ГНТ Узлова Н.В.




Тюмень 2021г.

Практическая работа 1.



1. Что такое мировоззрение и какова его структура?

 Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности.


2. Чем характеризуется философское мировоззрение?

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека.

3. Каковы признаки философии как области знания и типа мировоззрения?


Философия как область знания - это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы.

Обобщая изложенное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:
         - знания всеобщего и общего характера;
         - универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;
         - знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;
         - знание о сущностях - закономерностях бытия;
         - знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;
         - знание, которое часто обосновано логически;
         - ценностное, аксиологическое знание;
         - этическое и эстетическое знание;
         - многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это "вечные истины".

4. Как соотносится философия как тип мировоззрения с картиной мира?


Мировоззрение и картина мира соотносятся как убеждения и знания. Основой любого мировоззрения являются те или иные знания, составляющие ту или иную картину мира. Теоретические, а также и обыденные знания картины мира в мировоззрении всегда эмоционально «окрашены», переосмыслены, классифицированы.

5. Назовите основные вопросы философии. В чем суть основного вопроса философии?


Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

1. что первично, что вторично

2. познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании).

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм.

Материализм считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)



Идеалисты считают наоборот.


6. Определите объект и предмет философии.

Объектом философского исследования является вся объективная действительность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

Функции философии:

1. Функция мировоззрения, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

8. Как следует понимать известное высказывание Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»?


В данном случае, Декарт заранее уверен, что существует достоверное познание, и он ищет к нему правильный путь. Точка зрения Декарта заключается не в том, что мышление порождает бытие моего тела, а в том, что бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы и т.д. Исходя из акта мышления, он пытается доказать необходимость правильного познания бытия, а мышление порождает бытие моего тела.


б. Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. – верный ответ


в. Мышление и чувственно воспринимаемый нами мир реальны и достоверны.



Заполните таблицу 1, проработав основные философские учения, определите представителей каждого из философских учений.

Философское учение

Представители философского учения

Дуализм

Аристотель, Декарт, Спиноза, Кьеркегор, Гегелб

Плюрализм

 Г. Лейбниц,  X. Вольф

Монизм



 Ван Чун, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Платон, Юм, Владимир Соловьев




Заполните таблицу 2, изучив историю античной философии, определите, как философские школы античности обосновывают различный образ жизни.




Философская школа

Наиболее яркие представители

Характерные идеи, принципы и нормы поведения



Идеал личности

Кинизм

Антисфен Афинский,  

Аристипп, Менипп Гадарский

Кратет Фиванский

Диоген

Гиппархия

Керкид

Бион Борисфенит

Цель учения —философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

• восхваление физической и духовной бедности;

• крайний аскетизм;

• замкнутость;

• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

• непризнание авторитетов;

• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

-Идеалом им представлялась первобытная дикость, когда свободный от ложных и сковывающих установлений человек противостоял природе и был в то же время её неотделимой частью.

Этический рационализм

Сократ,

Б. Спиноза

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

По Сократу:

  • нравственный образ жизни

  • благодушные поступки

  • признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро».

Спиноза же утверждал, что в основе мира лежит единая субстанция, или Бог. который:

  • вечен и бесконечен;

  • безличен;

  • является сам причиной себя;

  • слит с природой.




-Бог

Эпикуреизм

Эпикур,

Вергилий,

Варий

Луций Кальпурний Пизон,

Гай Кассий Лонгин, Гай Требаций Теста,

Тит Помпоний Аттик.

Высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

-Эпикур

-Самодовлеющий индивид



Стоицизм

Зенон Китайский 

Сенека

Марк Аврелий

Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом:

  • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

  • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

  • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

  • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

  • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

  • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

  • высокий эстетизм в мыслях и поступках;

  • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

  • признание стремления к счастью высшей целью человека.




-Идеалом отношения к жизни для стоиков был Сократ, который превыше всего ставил свои убеждения, и для которого жизнь сама по себе была чем-то неизмеримо более низким в сравнении с ее нравственным содержанием.

-Мудрец






Заполните таблицу 3, изучив основные направления философии средневековья, номинализм и реализм, впишите в таблицу имена их представителей.

Реалисты

Номиналисты



Крайний реализм



Умеренный реализм



Крайний номинализм



Умеренный номинализм



Ансельм Кентерберийский

Фома Аквинский

Росцеллин

Пьер Абеляр

члены Шартрской и Сен-Викторской школ







Дунс Скотт

Уильям Оккам