Файл: Стратегическое развитие коммерческого банка в современных условиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегическое развитие коммерческого банка в современных условиях
Планирование и реализации стратегии коммерческого банка – это комплекс взаимосвязанных систем и подсистем, которые позволяют организации эффективно развиваться и достигать максимального синергетического эффекта. Наличие у банка стратегического плана значительно влияет на его конкурентоспособность и устойчивость. Построение системы стратегического планирования в банке – это прохождение определенных этапов, каждый из которых направлен на достижение конкретных количественных показателей. Ключевые слова: стратегическое развитие, стратегическое планирование, банк, банковский сектор, стратегия развития банка, формирование стратегии
Стратегическое планирование для банка в настоящее время – это один из факторов повышения его конкурентоспособности и устойчивости. Без грамотно составленной стратегии банк из бизнеса превращается в набор активов, отягощенных обязательствами. Главная задача стратегического менеджмента в банковской сфере – это согласование тактического и оперативного менеджмента с процессами стратегического планирования и управления.
Стратегия развития банка формируется высшим руководством и должна быть понятна, и принята всеми его членам, а также руководителями среднего и низшего звена. Эффективность стратегического плана зависит от полноты и глубины экономических и управленческих исследований, проводимых не только на этапе разработки стратегии, но также на всем протяжении еѐ реализации. Стратегический план развития коммерческого банка лежит в основе формирования его корпоративной и организационной культуры, позволяет выстроить правила к построению и работе эффективной команды организации, формирует требования к работникам и их роли в деятельности банка.
Стратегическое планирование в банках лежит в области решения проблем и достижения целей трех типов:
- глобальные цели банка;
- цели, ориентированные на будущее развитие банка;
- проблемы, связанные с внешними факторами, которые оказывают воздействие на деятельность банка.
При этом существует определенная взаимосвязь, когда факторы внешней среды и цели, ориентированные на его будущее развитие напрямую влияют на формирование глобальных целей банка. Для планирования и управления стратегией развития необходимо создать определенную подсистему внутри банка, обладающую необходимой степенью формализации, вовлекающую и мотивирующую сотрудников участвовать в процессе инициации и реализации стратегических управленческих решений. Важным аспектом данной подсистемы выступает еѐ мотивационная часть, которая должна подталкивать сотрудников к выработке предложений по совершенствованию работы банка для достижения его глобальных целей и нивелирования воздействий внешней среды воздействия. При формировании стратегии развития банка различают понятия общей корпоративной стратегии банка и функциональных стратегий его развития.
По сути, общая корпоративная стратегия развития банка включает в себе следующие функциональные компоненты:
- финансовая стратегия;
- маркетинговая стратегия;
- стратегия управления персоналом;
- информационно-технологическая стратегия.
Функциональные стратегии преследуют цель достижения определенных ключевых показателей по своему направлению деятельности, которые в совокупности позволяют достичь глобальных целей организации.
Наличие у банка стратегии может характеризоваться следующими показателями:
1. Банк является лидером в своем сегменте.
2. Банк инициирует новые продукты или внедряет инновации.
3. У банка есть стратегический план, на основе которого выстраивается текущая деятельность, а также принимаются решения инвестиционного и долгосрочного характера.
4. У банка есть определенная корпоративная культура, в которой каждый работник четко понимает и разделяет стратегические цели компании, а также осознает свой вклад в достижение этих целей. Стратегическое планирование в банке представляет собой взаимосвязь системы планов, процессов планирования, а также подсистемы управления планированием. Помимо этого, в структуру планирования и реализации стратегии также входят подсистемы обеспечения данного процесса: организационное обеспечение, информационное обеспечение, а также подсистема принятия решений. Схематично взаимосвязь элементов системы стратегического планирования представлена на рисунке.
Опишем каждый из представленных элементов. Система планов – основной результат стратегического планирования, представленный в форме плановой документации. В представленных документах содержатся основные показатели результативности, которые планирует достичь банк, с указанием контрольных сроков. В данном блоке говорится именно о системе планов, объединяющих и структурирующих взаимодействие различных направлений стратегического управления: технических, финансовых, маркетинговых и т.д. Комплексный подход к планированию позволяет связать все эти блоки вместе и достичь определенного синергизма при их взаимодействии.
В системе планов, как правило, выделяют следующие четыре типа [3]:
- основные направления развития и стратегия на обозримое будущее;
- перспективный план, выходящий за пределы одного года и обычно включающий перспективы совершенствования продукции и услуг, а также перехода к выпуску нового поколения услуг, выполняемых банком;
- производственный (краткосрочный) план, разрабатываемый обычно на один–два года и охватывающий в основном текущую деятельность банка;
- специальные планы (проекты), конкретизирующие такие особые цели, как разработка новых видов услуг, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельных подразделений банка, слияний с другими банками и так далее.
Данные типы планов предназначены для системного урегулирования задач, целей и стратегий банка. Планирование стратегии – организованный процесс разработки и использования системы планов. Эффективный процесс планирования решает проблемы, связанные с координацией всех элементов системы и получения синергетического эффекта.
Основными элементами процесса планирования выступают:
- первоначальная постановка и описание целей;
- анализ внешнего окружения банка, построение прогнозов;
- выбор перспективных целей банка;
- оценка альтернативных вариантов развития деятельности банка;
- разработка плана и стратегии.
Прохождение всех этапов процесса планирования является залогом успешного стратегического планирования коммерческого банка. На практике, многие банки пропускают часть из блоков, что приводит к некачественным планам, а соответственно и дальнейшим неэффективным управленческим решениям. Подсистема принятия решений – упорядоченный подход к принятию решений о целях и стратегиях. Говоря о подсистеме принятия решений, в первую очередь, имеется в виду, что необходимо создание инструмента анализа и объективного принятия решений на основе формального анализа данных. При этом на практике банк может использовать различные модели решений, которые формулируют связи между эффективностью функционирования банка (например, его прибыльностью) и контролируемыми и неконтролируемыми параметрами, определяющими уровень этой эффективности.
Применение моделей принятия решений способствуют повышению их качества и эффективности, т.к. в их основе лежит не только интуиция и опыт плановика, но также систематический сбор и анализ данных. Подсистема информационного обеспечения – сбор, хранение и обработка информации, необходимой для принятия решений.
Данная подсистема должна сосредотачиваться не только на внутренней информации банка, но также рассматривать источники о его внешнем окружении, тенденциях в отрасли и действиях конкурентов. Актуальность информации и еѐ правильное ранжирование по целям – значительно ускоряет и упрощает процесс принятия решений. Подводя итоги, хочется отметить, что стратегическое развитие коммерческого банка – это непрерывный процесс планирования и реализации определенных алгоритмов, направленных на достижение стратегических задач. Стратегия является основным связующим звеном всей деятельности банка, лежит в основе построения корпоративной культуры и мотивационной политики организации.
Система построения стратегического планирования в коммерческом банке, основывается на четкой схеме взаимодействия еѐ основных систем и подсистем, взаимодействие которых позволяет достигать максимального синергетического эффекта и принимать эффективные управленческие решения, основанные на актуальной и достоверной информации и анализе данных. Стратегическое развитие коммерческого банка в современных условиях – это бизнес-подход к банковской сфере, показывающий, что банк, как и любая другая организация должна постоянно совершенствоваться и ставить четкие цели для повышения своей конкурентоспособности.
Анализ статьи
Эта статья взята из Журнала «У». Экономика. Управление. Финансы. 1/2017 Journal.portal-u.ru 78. В данном докладе будут определены актуальность, новизна, цель и задачи данной статьи. Также будет затронут вопрос критического осмысления, и, конечно, высказано свое личное мнение по данной теме. Актуальность статьи. Финансово-кредитная глобализация, увеличение скорости движения финансовых потоков, потребность экономических субъектов в качественных современных финансовых продуктах, привели к существенным трансформациям в деятельности коммерческих банков. Основные изменения выразились в расширении сфер и масштабов деятельности коммерческих банков, универсализации их деятельности, обострении конкурентной борьбы. В условиях конкуренции насущной необходимостью становится повышение эффективности работы коммерческих банков, как основных субъектов финансово-кредитных отношений, от эффективной и стабильной работы которых в значительной степени зависят успех деятельности всех субъектов экономических отношений. Современная экономическая ситуация объективно требует разработки коммерческими банками комплексных программ развития, предусматривающих перестройку организационных структур, управленческих схем, внедрение современных способов обслуживания клиентов, отвечающих международным стандартам банковской деятельности. Модернизация деятельности коммерческого банка по обозначенным направлениям должна носить централизованный характер и происходить в рамках общей стратегии развития всего коммерческого банка, а не его отдельных функциональных подразделений. Четкость поставленных целей, программ, их соответствие требованиям экономической ситуации, отражение их в стратегии развития коммерческого банка, становятся основой успешной и прибыльной работы коммерческого банка. Наличие у банка стратегического плана значительно влияет на его конкурентоспособность и устойчивость Цель проведенного исследования. Данной статьей автор хотел показать важность и значимость стратегического плана. Что главным двигателем развития и улучшения показателей любого коммерческого банка будет правильный и тщательно обдуманный стратегический план развития. Задачи: - раскрыть содержание термина «стратегия развития» и адаптировать его применительно к деятельности коммерческих банков с учетом современных тенденций развития финансово-кредитного рынка; - дать характеристику обеспечивающим факторам реализации стратегии коммерческих банков, исследовав структуру и тенденции развития современных банковских технологий, информационного обеспечения банковской деятельности, инновационной банковской деятельности; - выявить основы формирования стратегии коммерческого банка в целях обеспечения его надежности и устойчивости, определить возможные приоритетные направления банковской деятельности, включаемые в стратегию развития коммерческого банка. Научная новизна статьи заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса задач, связанных с процессом формирования стратегии развития российского коммерческого банка. Указанные исследования затрагивают общие вопросы деятельности коммерческих банков в условиях рыночной экономики и финансово-кредитной глобализации, но не рассматривают вопросы перспективного развития и совершенствования банковской деятельности в рамках стратегии, вырабатываемой коммерческими банками. В работе выявлены и систематизированы специфические условия разработки стратегии развития коммерческого банка, которые детерминируют новые возможности интеграции различных направлений банковской деятельности. Полученные выводы вносят вклад в развитие научных представлений о стратегии развития коммерческого банка в условиях обостряющейся конкуренции на финансово-кредитных рынках и усиления процессов финансово-кредитной глобализации. Зачастую коммерческий банк не имеет стратегии развития вовсе, или же имеет ее суррогат, представляющий собой эклектический набор перспективных мер, возможность реализации которых, не соответствуют реалиям развития, как самого банка, так и среды, в которой он функционирует. Сложившаяся ситуация в российской банковской практике делает вопросы, касающиеся разработки и внедрения стратегии развития коммерческими банками, ориентированных па достижение единой для всех функциональных подразделений цели, особенно актуальными и обуславливает необходимость теоретической и методологической разработки данного направления. Рассмотрев теоретические вопросы можно отметить, то что стратегия считается основным инструментом корпоративного управления. Она создает банк прозрачным и ясным не только лишь для собственников бизнеса и членов правления, однако и для клиентов. Наличие у банка точной стратегии, а у клиентов - уверенности, что он её твердо придерживается, со временем будет основным условием выбора банка клиентами. Достижение целей и разрешение проблем, определенных стратегией развития коммерческого банка, дадут возможность ему выделить значимость роли конкурентной стратегии в его миссии, укрепить и сформировать российскую банковскую систему в целях защиты интересов участников финансового рынка, всемерно способствовать процессу финансового развития государства в целом. В нынешних обстоятельствах политика банка обязана быть сформулирована так, чтобы любой работник без труда осознал, каким способом она касается его работы. В случае если работник верно понимает, что именно хочет донести до него управление банка, то он сам попробует дать ответ на вопрос, какие воздействия со своей стороны он способен реализовать для исполнения банком намеченной стратегии. Рассмотрев один из этапов исследования стратегии банка, подчеркнем, то что цель компании - это значение её существования кроме зарабатывания денег. Она создает ценности, верования и основы бизнеса, отображает назначение компании, её размещение (отличие от иных участников рынка), устанавливает ту значимость, какую фирма хочет исполнять в обществе. Цель кроме того обязана определять, что компания не будет делать. Миссия ничего не говорит о направленности развития компании, предстоящей работы, целях и бизнес-планах. Она вносит хитрый смысл в деятельность компании, порождает стремление к совершенству и становится платформой мотивации персонала. | |