Файл: Урок Школа кгу средняя Школа 1 имени Бигайши Кундакбаевой А. П. Чехов Хамелеон. Обличение хамелеонства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока
Раздел: Сатира и юмор Урок: | Школа: КГУ Средняя Школа №1 имени Бигайши Кундакбаевой А.П. Чехов «Хамелеон». Обличение хамелеонства. | |||||||||||||||||||
Дата: 23.02.2022 | Ф.И.О. учителя: Цой Н.Д. | |||||||||||||||||||
КЛАСС: 8 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||||||||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 8.1.6.1. -давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты; 8.2.5.1. – характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения, значение имен и фамилий | |||||||||||||||||||
Цели урока | - Формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нём проблем; -развивать умение видеть за ситуацией и поступками персонажа, черты его характера, развивать навыки продуктивного поиска деталей в подтверждение своей мысли; - воспитывать чувство пренебрежения к понятию «хамелеонство» | |||||||||||||||||||
Ожидаемый результат |
| |||||||||||||||||||
Критерии оценивания | - даёт аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты; – характеризует героев произведения, их поступки и мотивы поведения, значение имен и фамилий | |||||||||||||||||||
Предыдущее обучение | Урок построен на основе знаний учащихся по рассказам А.П. Чехова из предыдущих уроков. Учащиеся знакомы с понятиями: «порок», «чинопоклонство», высмеивание человеческих недостатков. | |||||||||||||||||||
План | ||||||||||||||||||||
Планируемое время | Запланированные задания (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) | Деят-сть учеников | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||||||||
Начало 3 мин | -Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Я рада приветствовать вас на уроке, и хотела бы начать урок словами: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (на доске) Кто же написал эти слова? (Антон Павлович Чехов) (слайд 1) Эти слова сталисмыслом его жизни и творчества. Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов «Хамелеон». Обличение человеческих пороков». Сегодня на уроке мы будем работать в роли ассистентов– помощника врача. А почему, как вы думаете? (Чехов по профессии был врачом). И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №3) 1. Что нес городовой в решете? (конфискованные крыжовники) 2. Какова фамилия полицейского надзирателя? (Очумелов) 3. Какова фамилия городового? (Елдырин) 4. Какого цвета пятно было на спине у собаки? (жёлтого) 5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? (палец) 6. Какие в основном собаки были у генерала? (легавые) 7. Кто такой Прохор? (генеральский повар) 8. Как звали брата генерала? (Владимир Иванович) 9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? (шинель) 10. Зачем приехал брат генерала? (в гости) Поставьте себе оценки в листе самоконтроля. | Приветствуют друг друга, настраиваются на работу. Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют алгоритм. Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу. Заполняют лист самооценки | Листы самоконтроля Фо Оценка учителя | Слайд № 1 Слайд 2 Слайд 3 | ||||||||||||||||
Середина 10 мин 5 мин 10 мин | Парная работа Стратегия «Звёздный пересказ» по рассказу « Хамелеон» (слайд 4) Учитель Попробуйте составить пересказ, используя только несколько слов. 1слово для названия – Хамелеон, Очумелов, Беспорядок….. 2слова о том, что ты чувствовал- чувство отчаяния, волнения, тревоги, ненависти, удивления 3 слова про обстоятельства- что нарушает тишину, собака укусила Хрюкина. вокруг собирается толпа. 4 слова о проблеме- как поступить с собакой, мнение Очумелова постоянно меняется. 5 слов для выхода : Надо навести порядок в обществе Учитель: Из вашего пересказа видно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя. (Слайд 5) Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (Кардиограмма,которая отражает состояние героев). Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии). Почему оно постоянно меняется. С чем это связано? Заполните справки о симптомах, какие вы увидели у больных и запишите. Итак, какие симптомы болезни мы увидели (слайд6)
Поставьте себе оценки в листе самоконтроля. Определим диагноз. По мнению Чехова, заглавие –это смысловой стержень произведения. Автор даёт подсказку. Просмотрите видеоролик. -Кто такой хамелеон? Таким образом,автор не случайно назвал свой рассказ «хамелеон».Как ящерица-хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и очумелов меняет своё мнение в угоду обстоятельствам. Итак, диагноз «Хамелеонство». Скажите,чем страшна болезнь хамелеонства? (человек теряет своё лицо, теряет своё человеческое «Я», он подстраивается под обстоятельства. ( найдите строки, которые показывают сущность Очумелова и зачитайте) Хамелеонство- это душевная или физическая болезнь? (душевная, нравственная) Какие ещё болезни души вы знаете? А какие еще нравственные болезни есть у героев, выясним это через групповую работу. Команда готовит спикера, который пойдёт рассказывать другим группам. 1 ГРУППА 1.Объясните значение «говорящей фамилии» полицейского надзирателя Очумелова. 2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание «художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Карточка-помощник:: Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелова(от слова очуметь-потерять способность соображать,ясно воспринимать окружающее;одуреть. Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень). Художественная деталь- Шинель. В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто". Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти. Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, с ней он чувствует себя всемогущим. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод. 2 ГРУППА 1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии городового Елдырина. 2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Елдырина? Карточка-помощник: Городовой Елдырин. Его фамилия ассоциируется со словом «лодырь», т.е.бездельник, лентяй. В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки». Скорее всего в этом узелке что-то, как взятку.Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”. Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! Городовой, который тоже должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон как и полицейский Очумелов. 3 ГРУППА 1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии золотых рук мастера Хрюкина?. 2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Хрюкина? Карточка-помощник: Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. Хрюкало - свиное рыло, возможно, прозвище человека с похожим лицом. Хрюня - это и замарашка, и нюня, плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Он корыстолюбив:мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «пущай мне заплатят,потому-я этим пальцем,может,неделю не пошевельну.Сначала он пытается добиться своего грубой лестью ,а затем демонстрирует скрытыю угрозу «У меня у самого брат в жандармах…».Хрюкин то уверенно отстаивает свои права,то заискивает перед Очумеловым,но в конце рассказа,убедившись в том,что сила на его стороне,рабски присмирев,умолкает. Очень важна деталь- окровавленный палец Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости в начале рассказа и опущен- повержен в конце. Поставьте себе оценки в листе самоконтроля. Прошло 138 лет (был написан в 1884 году) со дня написания рассказа «»Хамелеон», но он не потерял своей актуальности: хамелеонство, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество- обычные явления нашей современной жизни А вот теперь осталось нам выписать рецепт. Быстро пройдитесь глазами по тексту,какие знаки препинания преобладают в этом рассказе? Восклица́тельный знак для выражения изумления, , сильного чувства, волнения и тому подобного. Также восклицательный знак может ставиться при обращении, призыве! Значит, лекарством является то, что не надо быть подхалимом, угодником, льстецом, уважать в себе личность! | Работают с текстом. Пересказывают художественное произведение. Просматривают видео, дают ответ на вопрос. Высказывают свои мнения. Подбирают цитаты из текста с зачитыванием реплик Очумелова Заполняют таблицу, распределяют черты характера,свойственные героям. Делают выводы https://www.youtube.com/watch?v=71zxaWk0WAw Заполняют лист самооценки Рассуждают,анализируют.делают выводы | | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 https://www.youtube.com/watch?v=71zxaWk0WAw | ||||||||||||||||
Конец 8 мин Дом. Задание 2 мин | Дом. задание: Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другую концовку рассказа «Хамелеон»). Рефлексия Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались. Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция. На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качества, которые должны быть с вами всегда. Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». | Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности | | |
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.
Симптомы болезни Очумелова Диагноз Рецепт | |
Симптомы болезни толпы Диагноз Рецепт | |
Симптомы болезни Хрюкина Диагноз Рецепт |
1 ГРУППА
1.Объясните значение «говорящей фамилии» полицейского надзирателя Очумелова.
2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание
«художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
Карточка-помощник::
Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелова(от слова очуметь-потерять способность соображать,ясно воспринимать окружающее;одуреть. Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень).
Художественная деталь- Шинель. В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".
Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, с ней он чувствует себя всемогущим.
Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
2 ГРУППА
1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии городового Елдырина.
2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание
« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Елдырина?
Карточка-помощник:
Городовой Елдырин. Его фамилия ассоциируется со словом «лодырь», т.е.бездельник, лентяй.
В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки». Скорее всего в этом узелке что-то, как взятку.Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”.
Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
Городовой, который тоже должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон как и полицейский Очумелов.
3 ГРУППА
1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии золотых рук мастера Хрюкина?.
2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание
« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Хрюкина?
Карточка-помощник:
Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. Хрюкало - свиное рыло, возможно, прозвище человека с похожим лицом. Хрюня - это и замарашка, и нюня, плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Он корыстолюбив:мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «пущай мне заплатят,потому-я этим пальцем,может,неделю не пошевельну.Сначала он пытается добиться своего грубой лестью ,а затем демонстрирует скрытыю угрозу «У меня у самого брат в жандармах…».Хрюкин то уверенно отстаивает свои права,то заискивает перед Очумеловым,но в конце рассказа,убедившись в том,что сила на его стороне,рабски присмирев,умолкает.
Очень важна деталь- окровавленный палец Хрюкина.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости в начале рассказа и опущен- повержен в конце.
Лист самооценивания
Отметить | + | - | Не знаю |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист самооценивания
Отметить | + | - | Не знаю |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист самооценивания
Отметить | + | - | Не знаю |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |