Файл: Урок Школа кгу средняя Школа 1 имени Бигайши Кундакбаевой А. П. Чехов Хамелеон. Обличение хамелеонства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план урока

Раздел:

Сатира и юмор

Урок:


Школа: КГУ Средняя Школа №1 имени Бигайши Кундакбаевой

А.П. Чехов «Хамелеон». Обличение хамелеонства.

Дата: 23.02.2022

Ф.И.О. учителя: Цой Н.Д.

КЛАСС: 8

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

8.1.6.1. -давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;

8.2.5.1. – характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения, значение имен и фамилий


Цели урока


- Формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нём проблем;

-развивать умение видеть за ситуацией и поступками персонажа, черты его характера, развивать навыки продуктивного поиска деталей в подтверждение своей мысли;

- воспитывать чувство пренебрежения к понятию «хамелеонство»

Ожидаемый результат




-Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.

-Характеризовать героя произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий.
















Критерии оценивания

- даёт аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;

– характеризует героев произведения, их поступки и мотивы поведения, значение имен и фамилий

Предыдущее обучение

Урок построен на основе знаний учащихся по рассказам А.П. Чехова из предыдущих уроков. Учащиеся знакомы с понятиями: «порок», «чинопоклонство», высмеивание человеческих недостатков.

План

Планируемое время

Запланированные задания (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Деят-сть учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало

3 мин


-Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Я рада  приветствовать вас на уроке, и хотела бы начать урок словами:

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (на доске)

Кто же написал эти слова? (Антон Павлович Чехов) (слайд 1)

Эти слова сталисмыслом его жизни и творчества.
Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов «Хамелеон». Обличение человеческих пороков».

Сегодня на уроке мы будем работать в роли ассистентов– помощника врача. А почему, как вы думаете? (Чехов по профессии был врачом). И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. А как лечить болезнь?

Давайте составим алгоритм:

  1. Определить симптомы.

  2. Поставить диагноз.

  3. Выписать рецепт. (Слайд 2)


Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ
Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №3)

1. Что нес городовой в решете? (конфискованные крыжовники)

2. Какова фамилия полицейского надзирателя? (Очумелов)

3. Какова фамилия городового? (Елдырин)

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки? (жёлтого)

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? (палец)

6. Какие в основном собаки были у генерала? (легавые)

7. Кто такой Прохор? (генеральский повар)

8. Как звали брата генерала? (Владимир Иванович)

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? (шинель)

10. Зачем приехал брат генерала? (в гости)

Поставьте себе оценки в листе самоконтроля.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют алгоритм.

Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу.


Заполняют лист самооценки

Листы самоконтроля

Фо Оценка учителя

Слайд № 1

Слайд 2

Слайд 3

Середина
10 мин

5 мин

10 мин

Парная работа Стратегия «Звёздный пересказ» по рассказу

« Хамелеон» (слайд 4)

Учитель Попробуйте составить пересказ, используя только несколько слов.

 1слово для названия – Хамелеон, Очумелов, Беспорядок…..

2слова о том, что ты чувствовал- чувство отчаяния, волнения, тревоги, ненависти, удивления

3 слова про обстоятельства- что нарушает тишину, собака укусила Хрюкина. вокруг собирается толпа.

4 слова о проблеме- как поступить с собакой, мнение Очумелова постоянно меняется.

5 слов для выхода : Надо навести порядок в обществе
Учитель: Из вашего пересказа видно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя. (Слайд 5)

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (Кардиограмма,которая отражает состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии). Почему оно постоянно меняется. С чем это связано?

Заполните справки о симптомах, какие вы увидели у больных и запишите.

Итак, какие симптомы болезни мы увидели (слайд6)


Фамиия

профессия

Симптомы болезни

Очумелов

полицейский надзиратель

Очумелов часто меняет мнение.

Тревога

Резкая смена взглядов на справедливость (всё зависит от того,кому принадлежит собака)

Резкая смена выражения лица Очумелова при упоминании генерала и его брата

Резкая смена интонации голоса

Лицемерие- несоответствие слов,поступков человека истинным намерениям

  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.

  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.

  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.




Хрюкин

Золотых дел мастер

То он требует равенства, вспоминая, что унего брат в жандармах, то он по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него




толпа

Толпа сочувствует мастеревому в начале рассказа, а в конце смеётся и злорадствует

Поставьте себе оценки в листе самоконтроля.
Определим диагноз.

По мнению Чехова, заглавие –это смысловой стержень произведения. Автор даёт подсказку. Просмотрите видеоролик.

-Кто такой хамелеон?

Таким образом,автор не случайно назвал свой рассказ «хамелеон».Как ящерица-хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и очумелов меняет своё мнение в угоду обстоятельствам.
Итак, диагноз «Хамелеонство».

Скажите,чем страшна болезнь хамелеонства? (человек теряет своё лицо, теряет своё человеческое «Я», он подстраивается под обстоятельства. ( найдите строки, которые показывают сущность Очумелова и зачитайте)

Хамелеонство- это душевная или физическая болезнь? (душевная, нравственная)

Какие ещё болезни души вы знаете?
А какие еще нравственные болезни есть у героев, выясним это через групповую работу. Команда готовит спикера, который пойдёт рассказывать другим группам.

1 ГРУППА

1.Объясните значение «говорящей фамилии» полицейского надзирателя Очумелова.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание

 «художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

Карточка-помощник:: Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелова(от слова очуметь-потерять способность соображать,ясно воспринимать окружающее;одуреть. Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень).

Художественная деталь- Шинель.  В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, с ней он чувствует себя всемогущим.

Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

2 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии городового Елдырина.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание 

« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Елдырина?

Карточка-помощник: Городовой Елдырин. Его фамилия ассоциируется со словом «лодырь», т.е.бездельник, лентяй.

В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки». Скорее всего в этом узелке что-то, как взятку.Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Городовой, который тоже должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон как и полицейский Очумелов.

3 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии золотых рук мастера Хрюкина?.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание 

« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Хрюкина?

Карточка-помощник: Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. Хрюкало - свиное рыло, возможно, прозвище человека с похожим лицом. Хрюня - это и замарашка, и нюня, плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Он корыстолюбив:мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «пущай мне заплатят,потому-я этим пальцем,может,неделю не пошевельну.Сначала он пытается добиться своего грубой лестью ,а затем демонстрирует скрытыю угрозу «У меня у самого брат в жандармах…».Хрюкин то уверенно отстаивает свои права,то заискивает перед Очумеловым,но в конце рассказа,убедившись в том,что сила на его стороне,рабски присмирев,умолкает.

Очень важна деталь- окровавленный палец Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости в начале рассказа и опущен- повержен в конце.

Поставьте себе оценки в листе самоконтроля.
Прошло 138 лет (был написан в 1884 году) со дня написания рассказа «»Хамелеон», но он не потерял своей актуальности: хамелеонство, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество- обычные явления нашей современной жизни
А вот теперь осталось нам выписать рецепт. Быстро пройдитесь глазами по тексту,какие знаки препинания преобладают в этом рассказе? Восклица́тельный знак для выражения изумления, , сильного чувства, волнения и тому подобного. Также восклицательный знак может ставиться при обращении, призыве!

Значит, лекарством является то, что не надо быть

подхалимом, угодником, льстецом, уважать в себе личность!


Работают с текстом. Пересказывают художественное произведение.

Просматривают видео, дают ответ на вопрос.

Высказывают свои мнения.

Подбирают цитаты из текста

с зачитыванием реплик Очумелова


Заполняют таблицу, распределяют черты характера,свойственные героям. Делают выводы

https://www.youtube.com/watch?v=71zxaWk0WAw

Заполняют лист самооценки

Рассуждают,анализируют.делают выводы




Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

https://www.youtube.com/watch?v=71zxaWk0WAw

Конец

8 мин

Дом. Задание

2 мин


Дом. задание: Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другую концовку рассказа «Хамелеон»).
Рефлексия

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.
На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности








Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.


Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.


Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.


Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. 

Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. 

Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. 

Симптомы болезни Очумелова

Диагноз

Рецепт




Симптомы болезни толпы

Диагноз

Рецепт

Симптомы болезни Хрюкина

Диагноз


Рецепт


1 ГРУППА

1.Объясните значение «говорящей фамилии» полицейского надзирателя Очумелова.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание

 «художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

Карточка-помощник::
Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелова(от слова очуметь-потерять способность соображать,ясно воспринимать окружающее;одуреть. Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень).

Художественная деталь- Шинель.  В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, с ней он чувствует себя всемогущим.

Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.


2 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии городового Елдырина.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание 

« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Елдырина?



Карточка-помощник:
Городовой Елдырин. Его фамилия ассоциируется со словом «лодырь», т.е.бездельник, лентяй.

В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки». Скорее всего в этом узелке что-то, как взятку.Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Городовой, который тоже должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон как и полицейский Очумелов.

3 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии золотых рук мастера Хрюкина?.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание 

« художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Хрюкина?

Карточка-помощник:
Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. Хрюкало - свиное рыло, возможно, прозвище человека с похожим лицом. Хрюня - это и замарашка, и нюня, плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Он корыстолюбив:мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «пущай мне заплатят,потому-я этим пальцем,может,неделю не пошевельну.Сначала он пытается добиться своего грубой лестью ,а затем демонстрирует скрытыю угрозу «У меня у самого брат в жандармах…».Хрюкин то уверенно отстаивает свои права,то заискивает перед Очумеловым,но в конце рассказа,убедившись в том,что сила на его стороне,рабски присмирев,умолкает.

Очень важна деталь- окровавленный палец Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости в начале рассказа и опущен- повержен в конце.

Лист самооценивания

Отметить

+

-

Не знаю

  1. Ответил на блиц -опрос










  1. Стратегия «Звездный пересказ»










  1. Симптомы болезни героев










  1. Определение диагноза










  1. Нравственная болезнь героев










  1. Рецепт






















Лист самооценивания

Отметить

+

-

Не знаю

  1. Ответил на блиц -опрос










  1. Стратегия «Звездный пересказ»










  1. Симптомы болезни героев










  1. Определение диагноза










  1. Нравственная болезнь героев










  1. Рецепт





















Лист самооценивания

Отметить

+

-

Не знаю

  1. Ответил на блиц -опрос










  1. Стратегия «Звездный пересказ»










  1. Симптомы болезни героев










  1. Определение диагноза










  1. Нравственная болезнь героев










  1. Рецепт