Файл: Роль педагога в становлении личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль педагога в становлении личности
На Земле большое количество специальностей, однако наиболее значительной (по моему мнению) считается специальность - педагог. Только лишь она разрешает почти все беспокоящие вопросы в жизни ребёнка. Это в том числе и не специальность, а образ жизни. Это понимание большой ответственности перед страной, окружением, родителями и прежде всего перед учащимися.

Нет наиболее разумной, созидательной, сильной, необходимой специальности, как специальность – педагог. Непосредственно она считается фундаментом абсолютно всех специальностей в обществе. Только лишь педагог остаётся в сердцах каждого учащегося и сопровождает их целую жизнь. Данная специальность по состоянию души, по зову сердца!

Только педагог «ведёт ребят по жизни»: учит, развивает, направляет духовное и физическое развитие. Только лишь преподаватель формирует ребёнка, как личность.


Что же такое личность?

Личность - это единство социальных качеств человека, продукт социального формирования и введения индивида в концепцию общественных отношений с помощью интенсивной деятельности и общения.

Ведь формирование личности — это процедура вхождения в новую общественную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такого рода средой считается учебный класс, в котором они заняты коллективной работой, что ведет к становлению новых общественных отношений, появлению социальной ориентированности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне основной в этом возрасте работы — учебы.

Одно из обстоятельств эффективной учебной деятельности – это интерес к исследованию объекта. Формированию познавательного интереса, как общеизвестно, способствует многообразие конфигураций и способов работы на занятии, рациональное применение концепции технических средств и наглядных пособий.

Даже в случае если ребенок обучается слабо, он не должен терять веру в собственные возможности. И здесь основная человеческая цель педагога – это добиться, чтобы самый беспомощный ученик пережил радость успеха в собственной работе по предмету. Необходимо и обучать ребенка, и развивать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь педагога к современному учащемуся в наше время не очень простой. И вставая на данный нелёгкий путь, педагог должен принимать во внимание в своей работе личный богатый опыт преподавательской и воспитательской работы, собственные технологии перевоплощения детей в хороших учеников. Основная задача педагога – это сформировать настоящие
условия для развития творческой личности, здоровой и духовно, и на физическом уровне, способной благополучно приспособиться к активным общественным условиям и найти возможность реализовать себя в осознанной человеческой области деятельности, соответствующей общечеловеческим эталонам и государственным идеалам. Осуществление личностно-ориентированного образования в школе выдвигает несколько условий к педагогу. Помимо высокого мастерства, компетентности, он обязан обладать свободой от стандартов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, большим уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, понимать и принимать во внимание его возрастные и персональные характерные черты в осуществлении преподавательского процесса, учить, основываясь на сильные стороны каждого учащегося. Одной из основных характерных черт педагога, реализующего личностно-ориентированный аспект, считается наличие стремления осознавать и осуществлять ребенка таким, какой он есть, понимать и принимать во внимание его возрастные и персональные характерные черты в осуществлении педагогического процесса. Немаловажно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему интерес, чем-то помог, установил отношения с ним через общую деятельность. В ходе общения младшие школьники усваивают не только лишь содержание материала, однако, и отношение к ним учителя. Это в особенности важно для учащихся младшего школьного возраста, когда совершается развитие способностей межличностного общения.

Результативность подобного общения педагога с учащимся находится в зависимости от готовности учащегося осуществить обращенное к нему замечание и правильно среагировать на него, однако педагог не постоянно беспокоится о такого рода готовности. Он зачастую спешит проявить волевое воздействие на учащегося, а в результате приобретает то, чего не ждет: учащиеся не понимают педагога, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ждут от учителя умных операций, возможности решить конфликт тихо и объективно. При верном, справедливом разрешении учителем ситуации дети полагают данное естественным. Но в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по собственному содержанию и силе влияния друг на друга не равноценны: основной и более интенсивной их стороной считается педагог. Непосредственно высоконравственные убеждения и взгляды педагога, эмоции и потребности, а главное — его действия оказывают главное влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. В случае если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом обучающихся формируются неверно, то первопричину этого учитель, прежде всего, обязан находить в себе, так как он выступает основным субъектом отношений в педагогическом процессе.



1. Нравственные отношения системы «учитель — ученик» считаются одним из основных обстоятельств педагогического процесса. В зависимости от содержания данные отношения могут, как помогать педагогическому процессу, таким образом, и отягощать его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и придерживаясь его рекомендации, обязаны верить, что предъявляемые им условия объективны. Внутренняя неприязнь ученика к учителю просто выносится на все идущие от него мысли и способен спровоцировать у учащегося до такой степени сильное внутреннее противодействие, то, что испытанные преподавательские средства не дают надлежащего результата, а в некоторых случаях даже могут предоставить результат, противоположный ожидаемому.

Педагогический труд ориентирован на изменение человека. Дети, будучи предметом влияния, в ходе педагогического воздействия оказывают конкретное сопротивление, что хотя и подобно сопротивлению любого иного материала, однако существенно превосходит его богатством конфигураций и сложностью проявлений. «Почему в технических высших учебных заведениях, — писал А.С. Макаренко, — мы исследуем противодействие материалов, а в педагогических не исследуем сопротивление личности, если ее начинают развивать?!»

Мозг ребенка, подростка — не постоянно «воск», из которого можно «лепить» необходимую нам личность. Он способен быть и твёрдым сплавом, с трудом, поддающимся нужной обработке. Более пластичным он может быть в случае превосходных отношений между педагогом и учеником. Благожелательные взаимоотношения, базирующиеся на уважении к личности детей, делают процесс обучения и обучения человечнее, в окончательном результате — успешнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в преподавательском деле сопряжен непосредственно с сокращением доли принуждения учащихся в ходе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём других средств (увеличения мотивации к учебе, желание постичь что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником считаются важным инструментом обучения. Данные отношения с раннего школьного возраста практически включают обучающихся в конкретный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности либо же опыту неуважения, ненависти и вражды.

Сложившиеся нравственные отношения ценны и для педагога, так как они влияют на его отношения к педагогическому труду, который в одних вариантах способен приносить удовольствие и наслаждение, а в иных — становится для него отталкивающей и угрюмой обязанностью. Главным компонентом, пронизывающим целую систему отношений между преподавателем и ребенком, считается уважение к личности каждого ученика. Педагогическая особенность данного условия состоит в том, что уважение направлено не уже сформировавшейся, сложившейся личности, а только пребывающей в процессе собственного развития. Отношение педагога к учащемуся как бы предвосхищает процесс развития его как личности. Оно базируется на знании
направленностей формирования подрастающего поколения, предоставляющих основание планировать социально-значимые особенности личности ребёнка. Почти ни у кого из учителей нравственное условие — уважение к личности ученика — открыто не порождает противоречий.

Однако на практике зачастую попадается несоблюдение данной нормы, что говорит о сложностях, какие учителю приходится преодолевать и с какими он не всегда может благополучно совладать. К тому же подход к ученику как личности требует расходов нервной энергии и дополнительного времени, так как оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. По этой причине ценить каждого ученика и видеть в нём личность — это непростая работа ума и сердца учителя.

Истинный учитель считается примером для ребенка и их родителей, а отношения между учителем и учеником выступают как основа процесса преподавания и обучения. Один из видных философов и педагогов минувшего Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не обязано расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, безусловно, действуют больше хороших законов и по этой причине он обязан постоянно основательно защищать своего ученика от воздействия дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский кроме того огромное внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, какие чуждаются учащихся, презрительно и непочтительно относятся к ним. Особенное значение великий педагог придавал благорасположенному отношению учителя к детям и рекомендовал обучать ребенка просто и весело, «для того чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, одним словом, приветливо и приятно» Тогда как всякое несправедливое решение порождает детское возмущение действием учителя, они обсудят его в группах сверстников, поведают отцу с матерью. Данная оценка может на долгое время установить неустойчивый характер отношений с учениками и недостаток воспитательной силы педагогического влияния. Психолого-педагогическое воздействие будет наиболее эффективным, в случае если учитель пользуется почтением и доверием со стороны учеников как человек; может понимать по реакции ребенка, как принимают и оценивают его личность те учащиеся, на которых он планирует влиять, в данном случае изменяется не только лишь поведение учащегося
, однако и личность самого педагога.

Кроме этого, от педагога требуется всесторонние знания, душевная безграничная щедрость, мудрой любви к детям. Принимая во внимание усилившийся уровень знаний современных учащихся, их различные интересы, педагог и сам обязан многосторонне совершенствоваться: не только лишь в сфере своей профессии, однако и в сфере политики, искусства, культуры, обязан быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в огромной степени находится в зависимости от личных качеств преподавателя. Кто с этим может не согласиться? Считаю, ни один человек. Находится в зависимости также от его умений и знаний. Личность педагога, ее воздействие на ученика велико, её никогда не заменит педагогическая техника. Личность характеризуется критерием ответственности перед иными людьми, ответственностью за исполняемую деятельность. А это означает, то, что учитель обязан регулярно формировать у ребенка серьезное отношение к исполняемой ими деятельности. Однако серьезное осуществление деятельности подразумевает не только лишь позитивную мотивацию у ребенка – стремление что – то сделать, однако и способность осуществить имеющиеся намерения Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из основных принципов, которому должен следовать учитель. Почти все особенности личности вскрываются напрямую на уроке, прочие – в работе, третьи - дома.

Индивидуализация учения подразумевает, то, что для каждого ученика есть своя мера трудности, низший ее предел, который каждый ученик должен в силу собственных повышающихся способностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах заключается в том, чтобы заметить не только лишь минусы в ребёнке, однако и характерные черты его психофизиологического формирования и строить учебный процесс, отталкиваясь из данных возможностей.

Общая политика воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее общество. Необходимо сравниться, в какой степени это, вероятно, воздействовать на отца с матерью, мотивировать их преобразовать характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать отцу с матерью несколько определенных граней в отношении его, сообща установить линию поведения. Следует, чтобы и школа поменяла собственное отношение к трудному ученику, прекратила считать его безнадежным нашла пути индивидуального подхода к нему, втянула его в единые дела коллектива. Более того, в случае если разлад в семье зашёл так далеко, то значительные изменения там неосуществимы, школа должна возместить недостатки семейного воспитания. В конечном итоге, необходимо влиять и на ближайшее окружение трудного ученика попытаться преобразовать нацеленность его компании, заинтересовать её к социально полезным делам, а в случае если этого не получится, то отвлечь ученика от компании, оградить его всего плохого.