Файл: Специфика последствий повреждения мозга Специфика последствий повреждения мозга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. В чём заключается специфика последствий повреждения мозга? Каковы принципы нейропсихологического подхода?
Специфика последствий повреждения мозга
Специфика последствий повреждения мозга у ребенка приводит к недоразвитию высших психических функций, а у взрослого — к нарушению иерархически более низких, элементарных уровней психических функций. В свою очередь, нарушение работы нервной системы у ребенка приводит либо к невозможности формирования новообразований, связанных с очередным этапом возрастного развития (остановка развития), либо к формированию патологических новообразований, не соответствующих нормальному развитию (аномальное развитие).
У взрослого структура ВПФ сформирована, и повреждение мозга приводит к нарушению только отдельных ее составляющих. Приведём пример, зрительная пространственная агнозия у взрослого не приводит к распаду общих представлений о времени, но создает дефицит возможностей правильно определить время с помощью стрелок на предъявляемом циферблате. А нарушение зрительно-пространственного восприятия у ребенка влечет за собой несформированность пространственных представлений, зрительно-пространственного праксиса (копирование, конструирование). Следствием этого будет являться несформированность наглядно-образного мышления, нарушения чтения, счета и письма.
Также, повреждение мозговых структур ребенка, принимающих участие в реализации зрительно-пространственного восприятия, повлечет за собой обширное недоразвитие практически всех высших форм деятельности, которые находились в момент повреждения в стадии формирования.
Принципы нейропсихологического подхода
Принципы нейропсихологического подхода:
Принцип социального генеза ВПФ. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой. Любая ВПФ появляется дважды, сначала как социальная функция и лишь затем, как внутренняя психическая. Важнейшим условием развития ВПФ является общение и совместная деятельность ребенка со взрослыми, опосредованные речью. Таким образом, взрослый является источником дальнейшего благополучного развития ребенка.
Принцип системного строения ВПФ заключается в том, что ПФ развиваются не отдельно друг от друга, а системно. Психические функции выступают как сложнейшие функциональные системы, сформированные в истории и меняющиеся в процессе прижизненного развития.Специфическая функция никогда не осуществляется каким-либо одним участком мозга, а является результатом его интеграции с другими областями мозга. Следствие из принципа системного строения ВПФ - 3 компонента симптомокомплекса:
1. Первичный дефект - нарушение функции, напрямую связанной с нарушенным участком мозга.
2. Вторичные дефекты - нарушения, причиной которых стали системные следствия первичного дефекта.
3. Третичные симптомы - компенсаторные перестройки.
Принцип динамической организации и локализации ВПФ. Этот принцип описывает «динамические системы». Эти системы меняются и переструктурируются в процессе онтогенеза
2. Дайте характеристику структурно-функциональной модели мозга.
Характеристика структурно-функциональной модели мозга.
НАЗВАНИЕ | СОСТОИТ ИЗ | ФУНКЦИИ |
Первый блок мозга-энергетический | стволовыми, • подкорковыми структурами, • ретикулярной формацией, • мозжечком, • лимбическая система, • диэнцифальные отделы и т.д., которые обеспечивают энергетический заряд бодрости. |
Т.о., энерг блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. |
Второй блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации Эти блоки мозга расположены на уровне задней коры мозга. Они отделены друг от друга поперечной, или центральной бороздой мозга, которая носит название Ролландовой борозды. В основном представлены задней корой ГМ | Затылочная область Височная область Ц ентральная борозда | В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.обеспечение модально-специфических процессов,
|
Третий блок мозга - блок программирования и контроля. |
|
|
Функционально все три вида полей коры соотносятся между собой ВЕРТИКАЛЬНО: функции первичных, над ними надстраиваются функции вторичных, а над вторичными — третичных. Несмотря на деление мозга на блоки, функционирование происходит системно, каждая ВПФ задействует весь мозг. |
3. Охарактеризуйте левшевство как явление.
Левшество — проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество — истинное, генетически заданное.
Левое полушарие более специализированно на обработку стимулов определенной модальности. Оно менее синтетично, чем правое полушарие. В левом полушарии больше как бы хранилищ для хорошо знакомой нам информации. Левое полушарие
обрабатывает информацию более детально, структурно.
Психологические особенности левшей:
• Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
• Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
• Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
• Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
• Склонность к фантазиям, богатое воображение;
• Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
• Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов. Среди левшей велика доля ребят, у которых фиксируются задержки в речевом развитии (как письменном, так и устном).
•Типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши
допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов, как в
горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей является особой специфической системой, основу которой составляют следующие базисные параметры: недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений,
функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга.
4. Используя лекцию «Мозговая организация гностико-праксических и символических функций» заполните таблицу.
МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГНОЗИСА | ХАРАКТЕРИСТИКА ГНОЗИСА |
ЗРИТЕЛЬНОГО | Способность узнать увиденный объект, т.е. понять смысл ранее уже знакомого визуального стимула при восприятии его в целом или отдельных частей . Предметный зрительный гнозис имеет локализацию преимущественно в височно-зиылочных, теменно-затылочных и затылочных зонах обоих полушарий мозга или одного из них (поля 18 и 19). Зрительное узнавание стилизованных предметов (перечеркнутых, наложенных изображений) имеет локализацию в задневисочных отделах левого полушария. Симультанный зрительный гнозис имеет мозговое представительство в правои затылочной области или двусторонних затылочных системах мозга. Оптико-пространственной гнозис осуществляется за счет комплексного взаимодействия нескольких анализаторных систем зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической. Эта функция синтетическая, составленная информацией, идущей от различных модальностей. Буквенный гнозис имеет височно-затылочную локализацию в левом, доминантном по речи полушарии. Лицевой гнозис локализован в височно-теменно-затылочных отделах правого, субдоминантного, полушария. Цветовой гнозис осуществляется за счет височно-итылочных отделов правого, субдоминантного полушария (при отсутствии дальтонизма физического дефекта неразличения цвета). Доминантное полушарие обеспечивает абстрактность, обобщенность при восприятии цвета. Благодаря этому возможна классификация цвета подбор цветовых гамм. Субдоминантное правое полушарие обеспечивает элементарное узнавание цвета, возможность идентификации цвета. |
СЛУХОВОГО | Узнавание предмета по характерному для него звуку. Акустические звучания идут друг за другом, то есть последовательно. Один фрагмент слуховой информации не обеспечивает ее понимания. Слуховой гнозис делится на речевой (вербальный) и неречевой невербальный). Корковыми концами слухового анализатора является различные по иерархии области височных долей мозга: 42 поля первичные проекционные зоны. Зонами слухового гнозиса являются 22-е поля обоих полушарий. Левая височная доля, являясь речевой, осуществляет сложные операции восприятия речи за счет способности к декодированию фонематического состава слова. Правая височная доля отвечает за неречевые звуки, включая музыкальные. |
ТАКТИЛЬНОГО | Способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы. Функция, осуществляемая постцентральными (теменными) зонами коры обоих полушарий мозга. При этом тактильная способность левой руки связана преимущественно с правым полушарием, а правой руки — с обоими полушариями (билатерально). Ядерной зоной тактильного анализатора является область задней центральной извилины. Первичное поле (З) обеспечивает кожнокинестетическую чувствительность на физическом уровне. Вторичные же поля специализированы в отношении сложной дифференциации тактильных сигналов. Благодаря им возможно распознавание предметов на ощупь. Затылочно-теменные отделы (поля 39, 40) являются третичными и составляют значительную часть зоны ТРО - имеет мощные связи с собственно кинестетическим, вестибулярным, зрительным аппаратами, в следствии чего возможна реализация наиболее сложных форм пространственного синтеза поступающих в них раздражений, что и составляет содержание ориентировочно-пространственной и конструктивно пространственной деятельности. |
5. Используя лекцию «Нейропсихология развития: развитие движения, мышления, речи» заполните таблицу.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Для того чтобы появились первые речевые действия, необходим определенный когнитивный (познавательный) багаж, приобретаемый при включении коры мозга. На 2—3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен начать гулить. На 9—10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова. Условно говоря, этот этап можно назвать этапом синтетического (синкретического) познания человеческой речи. Репертуар ребенка качественно меняется: гуление уступает место лепету. Если гуление носит чисто рефлекторный характер, то лепет — это первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры мозга. Далее ее роль становится все больше. Кроме того, лепет результат активности слуховой коры мозга и, по-видимому, двуполушарной, поскольку функциональная асимметрия между полушариями в этот период жизни ребенка еще отсутствует. В 1,5—2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. 1 — 1,5 года. В 1 1,5 года дети оттачивают умение мычать, рычать, мяукать, шипеть и жужжать близко к тому, как это делают животные. Появляются первые слова — слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Наиболее активную роль в интеграции разноанализаторных ощущений играют лобные доли мозга, регулируя сложную деятельность мозговых зон и связывающих их проводящих путей. 1,5-2 года. К 1 1,5 годам ребенок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова. Ближе к 2-м годам (приблизительно в 1 г. 8 м — 1 г 9 м.) у него появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: «шея, ляпа, тетя» и т.п. В 2 года ребенок пытается говорить З-сложные слова, пропуская, как правило, один из них «синя» (машина). 2—3 года. Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово, а не звук речи, который, как можно было бы думать, проще, чем слово, и поэтому должен осваиваться первым. И пусть слова, произносимые еще неправильны с точки зрения звукового состава, они выполняют свою главную — смысловую роль. Фразовая речь требует функциональной активизации преимущественно заднелобных структур мозга, предназначенных для программирования высказывания, извлечения из языка взрослых типовых синтаксических моделей и использования их для оречевления собственной мысли. 3—5 лет. Наиболее ярким речевым достижением ребенка 3-х лет является активизация речевого механизма, в том числе и того который отвечает за фразовую речь. Ребенок сам строит собственные предложения, еще не осознанно, но самостоятельно распределяет роли между членами предложения. За каждым из таких речевых актов стоит сложная работа мысли. Некоторые дети способны конструировать даже сложноподчиненные предложения, запоминают большое число стихов. Словарь к З годам становится достаточно объемным. Этот возраст принято характеризовать как возраст речевого взрыва. Речь 5-летнего ребенка должна стать развернутой, причем не только диалогической (ответы на- вопросы), но и монологической Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. В данный период речевого развития функционально активны все речевые зоны мозга, а также те, которые обеспечивают предметно-образно логическое содержание высказываний, т.е. височно-затылочные доли обоих полушарий. Кроме того, координирующая, регулирующая и мыслительная роль принадлежит здесь лобным долям мозга. |
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ | 0—2,5 мес. Многие взрослые уже в этот период замечают печать мышления на лице новорожденного, однако доказательных знаков его проявления нет. 3—6 мес. Появляются первые зачатки мышления, состоящие в признаках мотивированного поведения. 6—12 мес. Ребенок начинает понимать слова, проявляет явные знаки того, что запоминает предметы и события. Такое поведение свидетельствует о развитии предметного мышления, а, следовательно, о том, что лобные доли мозга начинают приобретать связи со зрительной (затылочной) областью, а не с сенсомоторной (теменнопремоторной и височной). 1—1,5 года. У ребёнка укрепляется память, появляется потребность целенаправленной деятельности: ребенок строит башенки из кубиков, воспроизводит бытовые предметные действия, начинает осваивать «Доску Сегена» и пытается, есть ложкой. Данный факт свидетельствует о том, что у него развивается тот механизм мышления. Это означает приобретение множественных ассоциативных связей лобных долеи с «внелобным мозгом», а также активацию вертикальных связей с эпицентрами функции памяти и аффективной сферы. 1,5—3 года. Все навыки, заметно увеличиваются в объеме. Накапливается база для развития практически всех видов мышления. Впоследствии он их только совершенствует. К 5 годам, при условии, что приобретен базисный уровень мышления, и развитие речи идет нормально, ребенок овладевает значительным числом образов, в том числе и сложных понятий, способностью делать умозаключения. При этом даже в 5 лет преобладает наглядно-образное, чувственное, правополушарное мышление. |
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ | 0-1,5 мес. В функциональном отношении преобладает безусловнорефлекторная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденнои. 2 мес. На этот возраст приходится начало ориентировочной деятельности ребенка и соответственно включения в работу элементарных уровней коры мозга, ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук. З -4,5 мес. В этот период включаются в работу различные двигательные системы мозга пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок, лежа на животе, высоко -поднимает головку (почти на 90 0), опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их. 4,5-5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу — сидит и держит головку прямо. Начало предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга. 5—5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. 5,5-6,5 мес. Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Происходит подготовка к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности. 6,5-7,5 мес. Еще более активизируется теменная доля мозга. Это период интенсивного освоения схемы тела. Имеется продвижение и в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка. 7,5-8,5 мес. Кинестетический (афферентный) и кинетический (афферентный) праксис и, соответственно, теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. 8,5-9,5 мес. К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а именно хлопки в ладоши. Это первые ростки жестовой коммуникации, которой позже ребенок будет активно пользоваться. 9,5-11 мес. Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами 11-12 мес. Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его оптимальное положение. Ребенок настойчив в попытках встать, к 11 месяцам встает, если за что-то держится. 1- 1,5 года. Совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга, а соответственно корпоральный и другие виды праксиса. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Большие успехи отмечаются в координации движений, а, следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать. Элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1—2 кубика. Разворачивает завернутый предмет. 1,5-2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а, следовательно, выработкой ассоциативных связей между теменнопремоторными зонами и затылочными (зрение). Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за - перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Это свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стриальной системы мозга. 2—3 года. Этот возраст характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной) дт мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой З года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами. |