Файл: 1. Генетика как наука (определение). Предмет, задачи и методы генетики. Генетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.   Генетика как наука (определение). Предмет, задачи и методы генетики.

Генетика  – это наука, которая изучает наследственность и изменчивость.

Наследственность – это свойство живых организмов передавать наследственную информацию о своих признаках и особенностях развития последующим поколениям

Изменчивость – это свойство живых организмов, заключающееся в изменении наследственных задатков или в изменении их проявления в процессе развития организма

Предмет генетики - изучение материальных основ наследственности (генов) на молекулярно-генетическом, субклеточном, клеточном, организменном и популяционно-видовом уровнях организации живого.

Задачи:

  • Изучение материальных основ наследственности

  • Исследование потока генетической информации в клетках

  • Изучение закономерностей генетической детерминации признаков

  • Анализ характера взаимодействия между генами в процессе формирования признаков

  • Изучение закономерностей и механизмов изменчивости и ее роль в приспособительных реакциях организма в ходе эволюционного процесса

  • Исследование влияния факторов внешней среды на наследственность

Методы:

Гибридологический выявляет закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении организмов.

Генеалогический - изучение родословных. Позволяет устанавливать тип наследования признака (доминантный или рецессивный, сцепленный с полом или аутосомный), зиготность организмов и вероятность проявления признаков в будущих поколениях.

Популяционно-статистический - позволяет рассчитать частоту встречаемости генов и генотипов в популяциях.

Цитологический - изучает материальные основы наследственности: хромосомы и ДНК.

Биохимический - изучает нарушение обмена веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ) по причине генных мутаций.

Молекулярно-генетический - изучает геном, а также его структуры и функций ДНК.

Генетико-математический - производит количественный учёт наследования признаков.

2.   Сущность наследственности и изменчивости. В чем состоит их диалектическое единство?


Наследственность это свойство живых организмов передавать наследственную информацию о своих признаках и особенностях развития последующим поколениям

Изменчивость – это свойство живых организмов, заключающееся в изменении наследственных задатков или в изменении их проявления в процессе развития организма

Наследственность и изменчивость находятся в неразрывном диалектическом единстве. Новые свойства организма появляются только благодаря изменчивости, но она лишь тогда может играть роль в эволюции, когда появившиеся изменения сохраняются в последующих поколениях, то есть наследуются. 

3.   Понятие о наследовании.

Наследование – процесс реализации наследственности.

Наследственность это свойство живых организмов передавать наследственную информацию о своих признаках и особенностях развития последующим поколениям

4.   Этапы развития генетики и их характеристика. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии генетики.

Первый этап 1900 – 1910

1900г - Ланштайнер открыл группы крови человека в системе АВО

1901-1903г – Де Фриз ввел термин «мутация»

1903г – Иогансен ввел понятие «чистая линия»

1902-1906г – Бовери и Сэттон – основные положение хромосомной теории наследств

1906г – Бэтсон предложил термин «генетика», ввел термины «гомозиготность» и «гетерозиготность»

1908г – Харди и Вайнберг – закон генной стабильности популяций

1908г – Нильсон – Эле – термин «полимерия»

1909г – Гаррорд установил, что алкаптонурия – наследственное заболевание

Второй этап 1910 – 1920

1911-1914г – Т.Морган экспериментально доказал положения хромосомной теории

Третий этап 1920 – 1940 (Развитие популяционной генетики)

1920г – Вавилов – закон гомологичных рядов наследственной изменчивости

1927г – Карпеченко – стерильность гибридов

Четвертый этап 1940-1953

1944г – Эйвери выделил ДНК

1953г – Уотон и Крик - модель ДНК

Пятый этап с 1953г до наших дней

1961г – Жакоб и Моно «оперон» (тесно связанная последовательность структурных генов, определяющих синтез группы белков, которые участвуют в одной цепи биохимических преобразований.)

Нирренберг расшифровал генетический код

1985г – Мюллес разработал метод ПЦР (полимерно-цепной реакции)



5.   Сформулируйте определения основных понятий генетики: ген, аллельные и неаллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, гемизиготность.

Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот в полипептиде.

Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом и контролирующие развитие вариаций одного признака.

Неаллельные гены – гены, расположенные в разных участках хромосом и контролирующие развитие разных признаков.

Генотип – совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность всех признаков организма, которые формируются в результате реализации генотипа в определенных условиях внешней среды.

Гомозиготность – организм, имеющий два одинаковых аллельных гена и продуцирующих один тип гамет.

Гетерозиготность – организм имеет два различных аллельных гена и продуцирует разный тип гамет.

Гемизиготность – организм, в диплоидном наборе которого только 1 ген из аллельной пары, проявляется всегда, в независимости – доминантен он или рецессивен.

6.   Рассмотрите типы наследования признаков.

Аутосомно-доминантный - это наследование доминантных признаков, сцепленных (локализованных) с аутосомами.

Аутосомно-рецессивный - это наследование рецессивных признаков, сцепленных с аутосомами.

Х-сцепленный доминантный - это наследование доминантных признаков, детерминированных генами, сцепленными с Х-хромосомой.

Х-сцепленный рецессивный - это наследование рецессивных признаков, детерминированных генами, сцепленными с Х-хромосомой. 

У-сцепленное наследование 

Митохондриальная или цитоплазматическая наследственность.

7.   Моно-, ди-, полигибридное скрещивание. Законы наследования Менделя, их цитологическое и цитогенетическое доказательство. Примеры.

Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).


Полигибридное скрещивание – скрещивание форм, отличаю щихся друг от друга, по нескольким парам альтернативных признаков.

Законы Менделя:

1. Закон единообразия

при скрещивании гомозиготных особей, все гибриды первого поколения едино­образны. Например, при скрещивании растений с желтыми семенами АА и растений с зелеными семенами аа, гибриды первого поколения оказываются все с желтыми семенами Аа.

2. Закон расщепления

при моногибридном скрещивании гетерозиготных особей во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1 и по генотипу 1:2:1.

3. Закон независимого наследования

гены разных аллельных пар и соответствующие им признаки наследуются независимо. Взаимодействие аллельных генов осуществляется в трех формах: полное доминирование, неполное доминирование и независимое проявление (кодоминирование – пример формирование групп крови человека).
8.   Понятие о доминантности и рецессивности.

Домина́нтность  — форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.

Рецессивность - форма взаимоотношений двух аллельных генов, при которой один из них - рецессивный - оказывает менее сильное влияние на соответствующий признак особи, чем другой - доминантный.

9.   Условия менделирования признаков. Статистический характер менделевских закономерностей. Менделирующие признаки человека.

Условия менделирования: 

- в наборе хромосом есть парные гомологичные хромосомы

- расхождение гомологичных хромосом в анафазу мейоза I идет независимо

- при оплодотворении сочетание гамет происходит случайно

- разные гены находятся в разных хромосомах

- 1 ген контролирует 1 признак(моногенность) - признаки качественные, не количественные 

Статистические закономерности (1:2:1, 9:3:3:1, и тд) 

чем больше проведено опытов, тем точнее статистические закономерности – статистические закономерности получают на большом числе опытов, статистические закономерности применяют для большого числа опытов.


Менделирующие признаки человека.

Признаки, наследование которых подчиняется перечисленным закономерностям, принято называть менделирующими

Доминантные признаки                   Рецессивные признаки

Волосы: темные вьющиеся не рыжие

Волосы: светлые прямые рыжие

Глаза: карие большие

Глаза: голубые маленькие

Близорукость

Нормальное зрение

Ресницы длинные

Ресницы короткие

Нос с горбинкой

Прямой нос

Свободная мочка уха

Приросшая мочка уха

Широкая щель между резцами

Узкая щель между резцами или ее отсутствие

Полные губы

Тонкие губы

Наличие веснушек

Отсутствие веснушек

Шестипалость

Нормальное строение конечностей

Лучшее владение правой рукой

Лучшее владение левой рукой

Наличие пигмента

Альбинизм

Положительный резус-фактор

Отрицательный резус-фактор

10.      Сущность анализирующего скрещивания.

Анализирующее скрещивание — скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма. Для этого подопытный организм скрещивают с организмом, являющимся рецессивной гомозиготой по изучаемому признаку.

Допустим, надо выяснить генотип растения гороха, имеющего желтые семена. Возможны два варианта генотипа по­допытного растения: он может являться либо гетерозиготой (Аа), либо доминантной гомозиготой (АА). Для установления его генотипа проведем анализирующее скрещивание с рецессивной гомозиготой (аа)   -   растением с зелеными семенами. Таким образом, если в результате анализирующего скрещивания в F1, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, то подопытный организм был гетерозиготен; если расщепления не наблюдается и все организмы в F1 проявляют до­минантные признаки, то подопытный организм был гомозиготен.