Файл: Оценочная деятельность учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценочная деятельность учителя.

 

Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям. 

Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Но эта система не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит задачу развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления.

(Развитие самоконтроля у учащихся является доминирующей проблемой в разных взглядах на оценочную деятельность учителя)

Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности, что обеспечит формирование его самооценки как универсального учебного действия.

Контроль и оценка имеют несколько функций.

  • Социальная – это проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка. В ходе контроля устанавливается соответствие знаний, умений навыков достигнутых учащимися государственным стандартам. Оценка выражает реакцию на это соответствие.

  • Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Появляется возможность установить динамику успеваемости, выявить проблемные области в работе. Ученик также может видеть, каковы результаты его работы.

  • Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед  контрольными работами, снижают уровень тревожности, ориентируют на самостоятельность.

  • Проявление эмоциональной функции заключается в том, что любой вид оценки или отметки создает определенный эмоциональный фон. Оценка может вдохновить, оказать поддержку, но может и записать в разряд «отстающих», усилить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. И задача учителя создавать ситуацию успеха и эмоционального благополучия. Это предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

  • Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования учебного процесса.

  • Функция управления помогает школьнику анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю помогает выявить проблемы и недостатки в организации педагогического процесса и осуществить его корректировку.


Контроль может быть трех видов.

Текущий контроль – наиболее оперативная, гибкая проверка. Обычно он сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель-анализ хода формирования знаний, умений. В данный период школьник имеет право на ошибку, на подробный совместный с учителем учебных действий. Поэтому здесь нецелесообразно спешить применять цифровую оценку – отметку.

Тематический контроль – это проверка усвоения материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика контроля:

  1. у ученика есть возможность пересдать, исправить полученную отметку;

  2. при выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл, а на итоговую отметку по теме;

  3. ученик имеет возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток времени. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. И оценка должна показать:

  1. качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;

  2. степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской и пр.)

  3. степень развития основных качеств умственной деятельности;

  4. уровень развития познавательной активности.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями. Требования к оцениванию вы видите в таблице. Учителя начальной школы, например, учитывают психологическую неготовность ребенка младшего школьного возраста объективно оценивать результат своей деятельности.

Не менее важно требование объективности. Необходимо помнить, что оценивается результат деятельности ученика, а не личное отношение учителя к ученику.



Учителю следует учить школьников самоконтролю. Это не только сравнение с эталоном, но и поиск ошибок, анализ их причин и определение путей их исправления. Это умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) или оценочное суждение.

В начальной школе отсутствует «1» и введена оценка за общее впечатление от письменной работы. Она позволяет не снижать отметку за работу выполненную правильно, но неряшливо. В тетрадь и дневник ставятся две отметки, а в журнал идет одна (за правильность).

Словесная оценка более содержательна, она позволяет дать анализ работы школьника, четко зафиксировать успешные результаты и раскрыть причины неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения.

 

 

Учитель начальных классов Акимова Е. Г.