Файл: 1. Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос Монолог. Особенности монологической речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 3
1.Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос: Монолог. Особенности монологической речи.
2. Дайте определение понятиям: Речевой этикет, морфология, языкознание.
3. Расставьте ударения в следующих словах:
Импичмент, христианин, узаконение, толика, фарфор, ракурс, премирование.
4. Составьте словосочетания:
Старый, старинный (рукопись, человек); Бархатный, бархатистый (голос, материал, воротник).
5. Назовите общий компонент лексического значения синонимов. Укажите их стилистическую принадлежность (лексика книжная, нейтральная, разговорная, просторечная):
Правосудие, судилище, ареопаг, суд.
6. Найдите русские эквиваленты для иностранных слов: Декларация, менталитет, корреляция.
7. Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки:
Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. Для этой книги автор собрал благодарный материал. Можно было подумать, что он уже нашел какой-то исход.
8. Укажите значение фразеологических оборотов, составьте с ними предложения:
Держать слово, ахиллесова пята, в ус не дуть.
9. С помощью словарей антонимов подберите по три пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов, антонимов-наречий.
10. К сочетаниям двух существительных подберите синонимичные сочетания с прилагательным-определением:
Степи за Волгой, власти на местах, носки из шерсти, шкаф для книг.
11. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений:
А) Наступила мертвая тишина. Казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома.
Б) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было вдоволь.
12. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов, расставьте знаки препинания:
Поднявшись вверх по Волге баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.
Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
13.Вставьте пропущенные буквы:
Ум...лять о дожде, ум...лять достоинство, ман...фест, в...трина, ст...пендия, б.. .нзин.
1.Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос: Монолог. Особенности монологической речи.
Монолог - устное или письменное высказывание одного человека.
Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Конечным речевым продуктом на основном этапе обучения иностранных военнослужащих оказывается обычно монологическое высказывание. И устная, и письменная речь на научные темы в значительной мере монологична или представляет «монолог в диалоге», имеющий место, например, в ходе научной дискуссии.
Монологическая речь обладает определенными лингвистическими и психологическими характеристиками. Она является организованной системой облеченных в словесную форму мыслей, характеризуется преднамеренным воздействием на окружающих и потому существенно отличается от диалога, прежде всего особенностями логико-психологического порядка, ибо представляет собой, по определению В.В. Виноградова, продукт индивидуального построения речи . Интонация, лексика и синтаксис здесь сложнее, чем в диалогическом высказывании.
Особенности монологической и диалогической речи:
монологическая речь — это относительно развернутый вид речи; в ней сравнительно мало используется неречевая информация, полученная собеседниками из ситуации разговора. Вместо того чтобы указать на предмет, в монологической речи необходимо, как минимум, упомянуть о нем, назвать его, а если слушателям предмет неизвестен, то и описать его. Монологическая речь непрерывна, формирование мыслей здесь, хотя и происходит одновременно с процессом говорения, отличается предварительным обдумыванием.
монологическая речь в значительной степени произвольна, меньше зависит от собеседника: говорящий имеет намерение выразить какое-то содержание и должен выбрать для этого адекватную языковую форму, построить высказывание или последовательность высказываний. Для диалога же характерны «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания, компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет какой-нибудь предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки».
монолог — это весьма организованный вид речи. В типичном случае говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое. Иногда такой план монолога сохраняется в уме, а иногда облекается в языковую форму и записывается в виде плана или конспекта будущего высказывания. «В противоположность композиционной простоте диалога, монолог представляет собой определенную композиционную сложность; самый момент некоторого сложного расположения речевого материала играет громадную роль... Монолог выдвигает как нечто самостоятельное именно расположение, компонирование речевых единиц».
В монологе обычно не бывает неполных предложений, он протекает в рамках традиционных форм речи. «Нормы стилистической оценки момента сознательного выбора выражений и форм их связи, взвешивание семантических нюансов... резче заявляют о себе в монологе». Поэтому применительно к монологу возникают, например, оценки: связно — несвязно, складно — нескладно, повторяется одно и то же слово на близком расстоянии или нет, удачен или неудачен порядок слов и т. д.
В реально-бытовом обмене репликами между отдельными высказываниями и между частями одного высказывания действуют иные принципы связи, нежели в разных типах монологических текстов и тех диалогах, которые фактически представляют собой обмен монологами, т. е. «монологи в диалоге».
Для нефилологической аудитории значима монологическая речь двух видов:
а) с заранее заданным содержанием;
б) спонтанная.
Первая соотносится с письменными и устными жанрами (статья, монография, диссертация, рецензия, доклад, лекция, сообщение, выступление в дискуссии и т. п.), вторая — главным образом с устными (дискуссия, полемика и т. п.). Во всех них (даже при участии в полемике) имеет место предварительное обдумывание, формулирование «про себя», и лишь в непосредственной дискуссии употребляется спонтанная речь.
Учебно-познавательные коммуникативные потребности иностранных военнослужащих диктуют вполне определенную сменяемость по этапам обучения доминирующих видов и форм устной речи: от воспроизведения прочитанных (или прослушанных) текстов к монологической речи с заранее заданным содержанием, от нее — к неподготовленному монологу, «монологу в диалоге» и полемике. Заметим, что «монолог в диалоге» и тем более диалог характеризуются большим несовпадением членения текста в коммуникативно-смысловом и формально-синтаксическом планах, нежели собственно монолог. К пониманию этого фундаментального фактора приходится подводить обучаемых обычно после создания у них определенного навыка в продуцировании полного высказывания монологического свойства, т. е. собственно монолога. Следовательно, и движение в обучении видится как последовательность: монолог — «монолог в диалоге» — полемический диалог на научные темы.
Виды монологической речи различны в зависимости от профессионально-служебных расслоений и типов общественных взаимодействий. Из четырех условно выделенных В. В. Виноградовым типов монолога — убеждение, лирический, драматический и сообщение (повествование) — для коммуникации в сфере науки типичен монолог-сообщение, цель которого в общем виде — передача суммы знаний, относящихся к определенным областям, сообщение о новых результатах исследования или объяснение того и другого. Монолог сообщающего типа на научные темы в целом опирается в большей степени на логически-предметную структуру языка, тяготея к непосредственному установлению соотношений между динамикой логически-предметного и словесного рядов, но вместе с тем он неоднороден по своей коммуникативной направленности и характеру организации логической структуры высказывания.
Взаимодействие речевой практики обучаемого и его учебно-производственной деятельности упорядочивает тематику устной речи на специальные темы, регламентирует источники отбора учебного языкового материала, влияет на последовательность овладения разными видами устного и письменного монолога.
Общение на научные темы (монолог, «монолог в диалоге» или обмен диалогическими репликами) происходит обычно в устной форме. Это, казалось бы, предполагает использование в обучении лексико-грамматических единиц, типов речевых высказываний, заимствованных из сферы устной коммуникации. Действительно, члены любого языкового коллектива имеют в своем распоряжении две языковые нормы — одну для устных, другую для письменных высказываний. Диахронические письменные высказывания определенно восходят к устным и базируются на них. Правда, специфическая функция письменной речи, возросшая в громадных масштабах роль печатного слова привела к относительной автономности письменной формы.
Язык научной литературы в этом отношении весьма своеобразен, поскольку и в устной форме обнаруживает устойчивое стремление к реализации языковых манифестаций, свойственных книжно-письменным типам речи. Как показывает сравнительный анализ устных и письменных источников, отражающих учебно-производственную сферу общения (учебники и учебные пособия, лекции и лабораторные работы, семинары и практикумы по специальности и пр.), расхождения между этими формами профессиональной коммуникации не так уж велики, а нередко и вовсе отсутствуют.
В устной форме научного изложения, прежде всего на уровне синтаксиса, последовательно проявляются «сильные» элементы стиля, а именно:
-
тематическая цельность сообщения, обеспечиваемая, в частности, выбором топикового предложения (т.е. зачина), движением темы, иерархией способов предикации, определенной интонационной оформленностью и др.; -
наличие четких логических отношений между частями высказывания, переданных посредством разнообразных, семантически тонко дифференцируемых связующих средств; -
неопределенно-обобщенная манера изложения, создаваемая употреблением безличных, неопределенно-личных, обобщенно-личных предложений и пассивных конструкций; -
выбор прямого, «объективного» порядка слов в предложении как наиболее адекватно передающего развитие и структуру научной мысли; -
употребление предложно-падежных групп на месте соответствующих и принятых в общелитературном употреблении придаточных предложений; -
осложнение структуры предложения употреблением причастных, деепричастных, инфинитивных и других оборотов; -
использование для выражения разнообразных, тонко разграничиваемых отношений между предметами и явлениями действительности сложных предложений, организованных в более крупные синтаксические построения по принципу «блокирования», «нанизывания» его частей, и некоторые другие.
Именно эти признаки существенны для стилистически однородного и адекватного устного высказывания на научную тему; остальные, не приводя к отклонениям от языковой нормы, вызывают только нарушение узуса, принятого в данной сфере общения.
В устной форме реализации встречаются вставные и вводные конструкции, разного рода добавления и самоперебивы; смещение синтаксической перспективы предложения; вопросо-ответные построения или риторические вопросы; конструкции, необходимые для создания контактности речи; слова и словосочетания, логически и семантически избыточные и др. Являясь принадлежностью устных высказываний, попадая в поле зрения преподавателя, они тем не менее не первоочередны; их включение в речь достигается системой специальных тренировочных упражнений, построенных с учетом всей полноты ситуативных признаков и типичных для него моделей; наконец, многие из них более значимы для аудирования, а не для говорения, почему умение распознавать их на слух существеннее употребления в речи.