Файл: 1. Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос Монолог. Особенности монологической речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, устная форма научной речи, не совпадая по языковому составу с письменной, конституируется прежде всего «сильными» элементами, обнаруживает значительное сближение с книжно-письменным типом речи современного русского языка, поэтому письменные тексты, заимствованные из учебников и учебных пособий по специальности обучаемых, вполне могут быть формой презентации учебного языкового материала при обучении не только письменной, но и устной монологической речи на научные темы.
2. Дайте определение понятиям: Речевой этикет, морфология, языкознание.

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Морфология – раздел грамматики, который изучает слова как части речи.

Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, о классификации конкретных языков.

3. Расставьте ударения в следующих словах:

Импичмент, христианин, узаконение, толика, фарфор, ракурс, премирование.
Импи'чмент, христиани’н, узаконе’ние, толи’ка, фарфо’р, ракурс (ра'курс – Точка зрения, угол зрения; раку’рс – необычная перспектива, получаемая путем резкого наклона оси объектива), премирова’ние.
4. Составьте словосочетания:

Старый, старинный (рукопись, человек); Бархатный, бархатистый (голос, материал, воротник).

Старый человек. Старинная рукопись. Бархатный голос. Бархатный материал. Бархатистый воротник. Бархатистый материал.
5. Назовите общий компонент лексического значения синонимов. Укажите их стилистическую принадлежность (лексика книжная, нейтральная, разговорная, просторечная):
Правосудие, судилище, ареопаг, суд.

Суд, рассуждение, вывод; суждение, оценка, критика; судопроизводство, разбирательство; судилище, коллегия, ареопаг, сенат, синклит, синедрион, камера, палата, присутствие, совет, судебное (присутственное) место. Услышишь суд глупца. Суд идет! Предать в руки правосудия. Первая инстанция, высшая инстанция. Ср. Мнение, Суждение и Испытание.

лексика книжная

 ареопаг(орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя)


судилище(пристрастное разбирательство, подобное суду)

нейтральная Правосудие(форма государственной деятельности по рассмотрению судом уголовных и гражданских дел.)

разговорная суд(судопроизводство, разбирательство)
6. Найдите русские эквиваленты для иностранных слов: Декларация, менталитет, корреляция.
Декларация (от лат. declaro — заявлять) объявление, повещение, оглашение

Менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) склад ума, ментальность, мировосприятие, умонастроение

Корреляция (От лат.Correlatio – взаимозависимость)


7. Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки:
Изучая личность актера, гример первый проникает в его духовный мир. Для этой книги автор собрал благодатный материал. Можно было подумать, что он уже нашел какой-то выход.
8. Укажите значение фразеологических оборотов, составьте с ними предложения:

Держать слово, ахиллесова пята, в ус не дуть.

Держать слово (быть верным данному слову, Выполнять обещание ) Ты мужик и должен держать слово

Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место) Овладение навыками устной речи — ахиллесова пята изу­чающих иностранный язык

В ус не дуть (не заботиться ни о чём, вести себя беспечно) Гостей   ждут,   а   вы,   старушка,   и   в   ус   не   дуете.


9. С помощью словарей антонимов подберите по три пары антонимов-существительных,антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов, антонимов-наречий.

Баба – мужик, благо – зло, богач – бедняк (существительные)

Коллективный – личный, красивый – уродливый, уважительный – презрительный (прилагательные)

Жениться – разводиться, аплодировать – свистать, двигаться – останавливаться (глаголы)

Интересно – скучно, позитивно – негативно, светло – темно (наречия)


10. К сочетаниям двух существительных подберите синонимичные сочетания с прилагательным-определением:

Степи за Волгойзаволжские степи, власти на местахместные, носки из шерстишерстяные, шкаф для книгкнижный шкаф.
11. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений:

А) Наступила мертвая тишина, казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома.

Наступила мертвая тишина и казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома.

Наступила мертвая тишина, поэтому казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома.



Наступила мертвая тишина, из-за этого казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома.
Б) Леса окружали плотным кольцом деревушку, малины и грибов всегда было вдоволь.

Леса окружали плотным кольцом деревушку, и малины и грибов всегда было вдоволь.

Леса окружали плотным кольцом деревушку, поэтому малины и грибов всегда было вдоволь.

Леса окружали плотным кольцом деревушку, из-за этого малины и грибов всегда было вдоволь.
12. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов, расставьте знаки препинания:
Поднявшись вверх по Волге, баржа выгружается на причалах Нижнего Новгорода.
Употребление этих выражений может быть показано на наглядных примерах, когда в качестве иллюстраций взяты образцы художественной литературы.
Действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
13.Вставьте пропущенные буквы:

Ум...лять о дожде, ум...лять достоинство, ман...фест, в...трина, ст...пендия, б.. .нзин.
Умолять о дожде, умалять достоинство, манифест, витрина, стипендия, бензин.

Список литературы


  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001

  2. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. Отношения, 1993

  4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-Петербург, 2002.

  5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.

  6. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974

  7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. 5-е испр. и доп. изд. М.: Русский язык, 1989.

  8. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - /Под ред. Л.А.Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.