ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02



КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины













СИЛЛАБУС




По дисциплине РА-2 3210 «Патологическая анатомия -2»

Для специальности «5B130100 - Общая медицина»

Модули:

«Дыхательная система»

«Сердечно-сосудистая система»

«Мочеполовая система»

«Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»

«Нервная система»

«Пищеварительная система»

«Эндокринная система»

«Кроветворная система»

Объем учебных часов - 108 часов

Курс III

Семестр V-VI



















Караганда 2012



Силлабус составлен на основании Рабочей программы по дисциплине РА-2 3210 «Патологическая анатомия -2» для специальности «5B130100 – Общая медицина»

Протокол № _11__ «__30__»__06___2012,



Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «__03__»__09___2012 ,

Протокол №_2_


Зав.кафедрой патологической анатомии и
судебной медицины,

профессор, д.м.н.: Тусупбекова М.М.


СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ:



1. ТУСУПБЕКОВА МАЙДА МАСХАПОВНА, заведующая кафедрой – профессор, доктор медицинских наук, врач-патологоанатом высшей квалификационной категории, обладатель Государственного гранта «Лучший преподаватель ВУЗа 2007», победитель Республиканского конкурса 2012г. «Лучший по профессии» в номинации «Лучший независимый эксперт РК».

Приоритетные научные интересы: перинатальная патология в экологических условиях Центрального Казахстана.

Защита кандидатской диссертации на тему: «Патоморфология почек плодов и новорожденных при поздних токсикозах беременных», специальность 14.00.15 – патологическая анатомия, при институте морфологии АМН СССР (Москва, 1988). Научный руководитель, доктор медицинских наук, профессор Куркин А.В.

Защита докторской диссертации на тему «Сравнительная патология почек плодов и новрожденных при осложненной беременности у женщин Центрального Казахстана», специальность 14.00.15. – патологическая анатомия, при Казахском государственном университете им. С.Д. Асфендиярова (Алматы, 1997) научный консультант доктор медицинских наук, профессор Куркин А.В.,

2. ИМАНБАЕВА ГУЛЬНАЗИРА НАЗЫМХИКМАТОВНА, ассистент

3. КАМЫШАНСКИЙ ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, ассистент

4. КИМ НЕЛЛИ БОРИСОВНА, ассистент, врач-патологоанатом 1 квалификационной категории.

5. КОСИЦЫН ДЕНИС ЛЕОНИДОВИЧ, ассистент.

6. КОСТЫЛЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА, ассистент, врач-патологоанатом 1 квалификационной категории.

7. КОТОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ассистент

8. Мухамедзянов Руслан Рустамович, ассистент

9. НЫГЫЗБАЕВА РАЙХАН ЖАКСЫЛЫКОВНА, ассистент.

10. СТАБАЕВА ЛЕЙЛА МЕДЕУБАЕВНА, ассистент.






КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Место нахождения кафедры: г. Караганда, ул. Алалыкина, 7, 2-й корпус КГМУ,

Телефон: 8(7212)564181(113)









ПОЛИТИКА ДИСЦИПЛИНЫ: студенты обязаны систематически овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками, предусмотренными рабочей программой по дисциплине, аккуратно посещать учебные занятия и лекции, выполнять в установленные сроки все виды заданий, иметь аккуратный внешний вид (белый халат и шапочка, сменная обувь), отключать мобильные телефоны во время лекций и практических занятий, выполнять правила трудового распорядка КГМУ. Посещение практических занятий является обязательным. При пропуске занятия предоставлять допуск из деканата и отработать пропущенное по уважительной причине занятие в устной форме, пропущенное по неуважительной причине – в компьютерном центре КГМУ. Пропуски лекций не отрабатываются. При проведении практического занятия старостой группы назначается дежурный по учебной комнате, отвечающий за чистоту и порядок в учебной комнате во время занятия и за сохранность макро-и микропрепаратов, микроскопов.

Введение. Патологическая анатомия-2 как дисциплина науч­но-прикладная, служит как теории медицины, так и клинической практике врача. Изучение структурных основ синдромов и болезней различных систем организма про­водится в тесной связи с их клиническими проявлениями. Клинико-анато­мическое на­правление является содержанием и назначением патологической анатомии; определяет необходимость непрерывного расширения контактов с клиникой.


Изучение струк­турных основ болезни проводится на разных уровнях: организменном, систем­ном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном. Это воз­можно только при комплексном использова­нии электронного микроскопа, им­мунногистохимических, цитохимических, радиоавтографических методик, осно­ванных на современных достижениях медико-биологических научных дисциплин. Клинико-морфологическое сопоставление проявлений болезни на всех этапах развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа, закладывает основы клиническо­го мышления с синтетическим обобщением диагностических призна­ков проблемы. Все это служит базой формирования фундаментальных знаний, практических умений и навыков, необходимых студенту для достижения конечных результатов обучения – пропедевтики внутренних болезней.


Цель дисциплины: формировать знания о структурных основах бо­лезней дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем, их этиологии, патогенеза и морфогенеза для изучения клиники, проведения дифференциальной диагностики и использования полученных знаний в практической работе врача общего профиля с учетом возрастных особенностей.


Задачи обучения:

  • Знания: уметь давать определение различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем; кратко излагать их этиологию и патогенез, формулировать основные принципы классификации, описывать макро- и микроскопическую картину с учетом возрастных особенностей, называть исходы, осложнения и причины смерти.

  • Понимание: объяснять закономерности развития различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем, интерпретировать особенности макро- и микроскопической картины в зависимости от этиологии, формы и стадии заболевания, проводить дифференциальную диагностику, объяснять характер возможных осложнений и исходов по совокупности патоморфологических изменений, развив­шихся в тканях.

  • Использование знаний и понимания на практике: демонстрировать владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, осуществлять макроскопическое и микроскопическое описание патологических изменений, изображать в виде рисунка выявленные при микроскопиии структурные изменения, решать учебные/клинические задачи с использованием знания патологической анатомии различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

  • Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов: формулировать собственные выводы по результатам макро- и микроскопии в виде заключения, оценивать и интерпретировать результаты макроскопических и микроскопических исследований, выносить суждения о функциональной значимости обнаруженных структурных изменений, прогнозировать и описывать влияние структурных изменений поврежденной ткани на другие органы, системы, организм в целом.

  • Передача собственного понимания и умений: способность компилировать информацию по патологической анатомии различных заболеваний с представлением собственных суждений и выводов в виде рефератов, презентаций, проектов; улучшать навыки публичного выступления с анализом и синтезом информации.

  • Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение: применять знания по патологической анатомии различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем для освоения постреквизитных клинических дисциплин.




Конечные результаты обучения

Дескрипторы

Конечные результаты обучения

Компетенции*






А






Знать

Дает определение различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1, 3

Кратко излагает этиологию и патогенез различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3

Формулирует основные принципы классификации различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3

Описывает макро- и микроскопическую картину различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3

Называет исходы, осложнения и причины смерти при различных заболеваниях дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3

Называет возрастные особенности патологической анатомии различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3








Б








Понимать

Объясняет закономерности развития различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3

Интерпретирует особенности макро- и микроскопической картины поврежденной ткани в зависимости от этиологии, формы и стадии заболевания.

1,3

Дифференцирует различные заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем по макроскопическим и микроскопическим признакам.

1,3

Объясняет характер возможных осложнений и исходов по совокупности патоморфологических изменений, развив­шихся в поврежденной ткани.

1,3,6








В








Использовать на практике знания и понимания

Демонстрирует владение понятийно - терминологическим аппаратом дисциплины.

1,3,6

Осуществляет макроскопическое описание патологических изменений органов дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3,6

Осуществляет микроскопическое описание патологических изменений ткани при различных заболеваниях дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3,6

Решает учебные / клинические задачи с использованием знания патологической анатомии различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.

1,3,6

Изображает в виде рисунка выявленные при микроскопировании структурные изменения поврежденной ткани.

1,3,6

Демонстрирует способность адаптации к изменяющимся условиям, контролирует эмоции, предотвращает напряженность. Владеет навыками командной работы.

1,2,3,5,6





С




Выносить суждения, оценивать идеи и формировать выводы

Оценивает и интерпретирует результаты макроскопических и микроскопических исследований, объясняет их взаимосвязь.

1,2,3,6

Выносит суждения о функциональной значимости обнаруженных структурных изменений ткани.

1,2,3,6

Формулирует собственные выводы по результатам макро- и микроскопического исследования в виде заключения о сущности патологического процесса.

1,2,3,4,6

Прогнозирует и описывает влияние структурных изменений поврежденной ткани на другие органы, системы, организм в целом.

1,2,3,4,6






D





Передавать собственное понимание и умения

Способен компилировать информацию по особенностям патологической анатомии различных заболеваний, оценивать их функциональную значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях

1,2,3,4,6

Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные выводы о морфогенезе различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем, объяснять их возможные исходы и осложнения.

1,2,3,4,5,6

Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной)

1,2,3,5,6

Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области

1,2,3,5,6

E

Способны уметь продолжить дальнейшее обучение по следующим дисциплинам (постреквизитам)

Внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология.


3


Перечень компетенций: 1. Знания биомедицинских наук 2. Коммуникативные навыки 3. Навык постоянного самосовершенствования 4. Навыки научных исследований 5. Навык работы в команде 6. Профессионализм 7. Клинические навыки

Пререквизиты дисциплины: анатомия-1,2, физиология-1, гистология-1, патологическая анатомия-1, патологическая физиология-1, введение в клинику-1,2.

Постреквизиты дисциплины: детские болезни, акушерство и гинекология, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургические болезни.

Краткое содержание дисциплины: изучение структурных, т.е. материальных основ различных заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем, морфологический анализ органов на макро- и микроскопическом уровнях, изучение динамики структурных изменений на разных этапах заболевания, сопоставление морфологических изменений с клинической картиной заболевания, результатами различных методов диагностики и лечения.


Тематический план


Тематический план лекций

Наименование темы

Форма проведения

часы

компетентность

задачи из матрицы компетентностей


Дыхательная система

Острые воспалительные заболевания органов дыхания на примере крупозной пневмонии. Особенности у детей.

Интегрированная


1

1

5

Хронический бронхит, бронхоэктазы, эмфизема легких, бронхиальная астма, хронический абсцесс. Исходы, осложнения, причины смерти. Возрастные особенности.

Тематическая

1

1

5

Деструктивные заболевания легких неспецифической и специфической этиологии. Исходы, осложнения, причины смерти.

Тематическая

1

1

5


Сердечно-сосудистая система

Атеросклероз. Стадии атеросклероза. Ишемическая болезнь сердца. Понятие, связь с атеросклерозом и артериальной гипертензией. Морфологическая характеристика, осложнения, причины смерти.

Тематическая

1

1

5

Артериальная гипертензия. Патанатомия, исходы, осложнения, причины смерти. Особенности у детей.

Интегрированная

1

1

5

Пороки сердца (приобретенные и врожденные). Особенности у детей.

Тематическая

1

1

5


Мочеполовая система

Гломерулонефрит. Патанатомия, исходы, осложнения, причины смерти. Особенности патологии почек у детей.

Интегрированная

1

1

5

Интерстициальный нефрит. Острая и хроническая почечная недостаточность. Исходы, осложнения, причины смерти. Особенности патологии почек у детей.

Тематическая

1

1

5


Нервная система

Геморрагический инсульт, кровоизлияние и гематома. Патанатомия, исходы. Особенности у детей.

Интегрированная

1

1

5

Патоморфологические особенности поражения головного мозга при эпилепсии.

Тематическая

1

1

5

Инфекционные заболевания нервной системы. Патоморфология, исходы, причины смерти. Особенности у детей.

Тематическая

1

1

5


Пищеварительная система

Язвенная болезнь. Патанатомия, исходы, осложнения, причины смерти.

Интегрированная

1

1

5

Патологическая анатомия болезней поджелудочной железы и кишечника.

Тематическая

1

1

5


Патологическая анатомия болезней печени.

Тематическая

1

1

5


Кроветворная система

Миело- и лимопролиферативные процессы. Гемобластозы. Классификация, патоморфология. Исходы, осложнения и причина смерти. Особенности у детей.

Тематическая

1

1

5

Тромбогеморрагический синдром. Патоморфология, классификация. Исходы, осложнения. Особенности у детей.

Тематическая

1

1

5

Анемический синдром. Патоморфология, классификация. Исходы, осложнения.

Тематическая

1

1

5