ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематический план практических занятий

Наименование темы

Форма проведения

часы

компетентность

задачи из матрицы компетентностей


Дыхательная система

Острые пневмонии: бронхопневмония, крупозная, межуточная. Морфологическая характеристика, исходы и осложнения. Особенности бронхопневмонии в зависимости от характера возбудителя (вирусная, пневмококковая, стафилококковая, стрептококковая, пневмоцистная, грибковая). Особенности у детей.

СBL (клинический случай)

3







1

2

5

5

62

65

Морфологическая характеристика хронических диффузных заболеваний легких, исходы и осложнения.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией дыхательной системы, тестирование, решение ситуационных задач.


3

1

2


5

62


Деструктивные заболевания легких. Морфологическая характеристика, исходы и осложнения. Причины смерти. Особенности у детей.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией дыхательной системы, тестирование, решение ситуационных задач.


3

1

2


5

62



Сердечно-сосудистая система

Инфаркт миокарда, патанатомия, осложнения, причины смерти. Взаимоотношение атеросклероза и ИБС. Синдром острой сосудистой недостаточности. Особенности у детей.

Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов с патологией сердечно-сосудистой системы (митральные и аортальные пороки сердца; артериальная гипертензия; атеросклеротическое поражение сосудов), решение ситуационных задач, описание макропрепаратов с патологией сердца и сосудов.

3

1

2


5

62


Эссенциальная и симптоматическая артериальная гипертензия. Морфологическая характеристика, исходы, причины смерти. Хроническая сердечная недостаточность, патоморфологические проявления, исходы, осложнения, причины смерти.

TBL (командный метод обучения)

3

1

2


5

62


Виды и морфологическая характеристика компенсированных и декомпенсированных пороков сердца. Особенности у детей.

Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов с патологией сердечно-сосудистой системы (митральные и аортальные пороки сердца; артериальная гипертензия; атеросклеротическое поражение сосудов), решение ситуационных задач, описание макропрепаратов с патологией сердца и сосудов.

3

1

2


5

62



Мочеполовая система

Морфологические типы гломерулопатий.

TBL (командный метод обучения)

3

1

2


5

62


Морфологическая характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы, острой и хронической почечной недостаточности. Особенности у детей.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией мочеполовой системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62


Болезни органов мужской и женской половой системы. Морфологическая характеристика.

Макро- и микроскопия с зарисовкой гистологических препаратов с патологией мочеполовой системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62



Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи

Патоморфологическая характеристика воспалительных и дистрофических заболеваний соединительной ткани и суставов.


Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62



Нервная система

Цереброваскулярные заболевания. Понятие, связь с атеросклерозом и гипертонической болезнью. Церебральный атеросклероз.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией нервной системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62


Энцефалиты. Менингиты. Патанатомия, исходы, причины смерти.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией нервной системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62



Эндокринная система

Патологическая анатомия болезней желез внутренней секреции. Морфологические изменения при заболеваниях щитовидной железы. Сахарный диабет. Особенности у детей

Работа с макропрепаратами (описание) и гистологическими препаратами с патологией эндокринной системы (микроскопия, зарисовка, описание), таблицами, атласом, микрофотографиями. Разбор основных вопросов темы; решение ситуационных задач, работа с тестами.

3

1

2


5

62



Пищеварительная система

Патоморфологическая характеристика острых и хронических эзофагитов, гастритов. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Исходы и осложнения, причины смерти. Особенности у детей.

Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов с патологией пищеварительной системы, решение ситуационных задач, описание макропрепаратов с органами пищеварения


3

1

2


5

62


Патоморфологическая характерис-тика заболеваний поджелудочной железы. Заболевания тонкого и толстого кишечника. Исходы и осложнения, причины смерти.

Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов с патологией пищеварительной системы, решение ситуационных задач, описание макропрепаратов с органами пищеварения

3

1

2


5

62


Патоморфологическая характерис-тика заболеваний печени. Особенности у детей.

СBL (клинический случай)

3

1

2


5

62



Кроветворная система

Патологическая анатомия острых и хронических лейкозов. Пато-морфология опухолей лимфоидной ткани. Особенности у детей.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией кроветворной системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62


Макро- и микроскопические изменения при острой и хронической анемии.

Макро- и микроскопия с зарисов-кой гистологических препаратов с патологией кроветворной системы, тестирование, решение ситуационных задач.

3

1

2


5

62




Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по субботам с 09.00 до 12.00 час.


Время рубежного контроля: в соответствии с графиком компьютерного центра


Время итогового контроля: проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам. Соответствует расписанию УМЦ.


Задания для самостоятельной работы студентов


Тематический план СРС


Наименование темы

Форма выполнения

Часы

Компетентность

задачи из матрицы компетентностей


Дыхательная система

Интерстициальные болезни легких. Пневмофиброз. Патанатомия, исходы.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по дыхательной системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии дыхательной системы у детей

2

1

3

4

5

91

67

Эмфизема легких. Патоморфология, исходы, осложнения.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по дыхательной системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии дыхательной системы у детей

2

1

3

4

5

91

67

Плеврит. Морфологическая харак-теристика, исходы.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по дыхательной системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии дыхательной системы у детей

2

1

3

4

5

91

67


Сердечно-сосудистая система

Патологическая анатомия эндокар-дитов, миокардитов, перикардитов. Исходы, осложнения причины смерти.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по сердечно-сосудистой системе на кафедре, в библиотеке, ресурсах Интернета, подготовка и защита презентации

2

1

3

4

5

91

67

Синдром коронарной недоста-точности. Патанатомия, исходы.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по сердечно-сосудистой системе на кафедре, в библиотеке, ресурсах Интернета, подготовка и защита презентации

2

1

3

4

5

91

67

Кардиосклероз. Виды, причины и морфологическая характеристика.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по сердечно-сосудистой системе на кафедре, в библиотеке, ресурсах Интернета, подготовка и защита презентации

2

1

3

4

5

91

67


Мочеполовая система

Липоидный нефроз, мембранозная нефропатия. Фокальный сегментарный гломерулярный гиалиноз.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии мочеполовой системы у детей

2

1

3

4

5

91

67

Амилоидоз почек. Морфологи-ческая характеристика, исходы, осложнения.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии мочеполовой системы у детей

2

1

3

4

5

91

67

Почечнокаменная болезнь. Исходы, осложнения, причины смерти. Особенности патологии почек у детей.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии мочеполовой системы у детей

2

1

3

4

5

91

67


Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи

Патоморфология рахита.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по патологии опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи у взрослых и детей

1

1

3

4

5

91

67


Нервная система

Патанатомия неврогенных ком

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии нервной системы

4

1

3

4

5

91

67


Эндокринная система

Морфологические особенности сахарного диабета у детей. Синдром Мориака.

Работа с основной и дополнительной литературой, пользование электронными носителями информации, подготовка презентации по морфологическим особенностям патологии эндокринной системы у детей

2

1

3

4

5

91

67


Пищеварительная система

Патоморфологическая харак-теристика пищевода Баррета.


Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по пищеварительной системе, подготовка и защита презентации

3

1

3

4

5

91

67

Патоморфологическая характеристика гемолитической, паренхиматозной и механической желтухи.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по пищеварительной системе, подготовка и защита презентации

3

1

3

4

5

91

67


Кроветворная система

Патоморфология ДВС-синдрома.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой по кроветворной системе, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии кроветворной системы у детей

4

1

3

4

5

91

67




ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

5 семестр

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

темы по СРС




1

2

3




4

5

6



7

8

9


6 семестр

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

темы по СРС




10



11



12

13



14


15



Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры


ЛИТЕРАТУРА:

На русском языке

Основная:

  1. Струков А.И. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с. (Учеб. лит.для студ. мед. вузов).

Дополнительная:

  1. Шевченко Н.И. Патологическая анатомия: Учеб.пособие для медвузов / Шевченко Н. И., Муканова Ж..И. - М.: Владос, 2005. - 285 с.

  2. Кук Р.А. Цветной атлас патологической анатомии: пер. с англ. / Р. А. Кук, Б. Стеварт. - М.: Логосфера, 2005. - 282 с.: ил.

  3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 1000с.

  4. Тусупбекова М.М. Проведение клинико-патологоанатомических конференций и работа комиссии по изучению летальных исходов: Метод.рекомендации/ Тусупбекова, М.М. - Караганда : КГМА, 2007. - 46 с.

  5. Тусупбекова М. М. Основы гистологической техники и методы гистологического исследования аутопсийного, операционного и экспериментального материала: Метод.реком./ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2005. - 47 с.

  6. Тусупбекова М. М. Принципы составления клинического и патологоанатомического диагнозов согласно требованиям МКБ 10-пересмотра. Логика и структура диагноза.: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М. М. - Караганда, 2005. - 50 с.

  7. Тусупбекова М. М. Руководство по клиническойпатоморфологии: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2009. – 198 с.

?аза? тілінде

Негізгі:

  1. Айтк?лов, М?рат Тілеу?абыл?лы. Патологиялы? анатомияны? жалпыпатологиялы? процестер б?лімі бойынша студенттерге арнал?ан ?дісттемелік ??рал/ Айтк?лов, М?рат Тілеу?абыл?лы, Усеева М.С. - ?ара?анды : ?ММА, 2006. - 92 с.б.ц.

  2. Струков А.И. Патологиялы? анатомия: медициналы? жо?ары о?у орындарды? студенттеріне арнал?ан о?улы? / А.И. Струков, В.В. Серов. - А?т?бе

Жалпы б?лімі. - 2-ші бас. - 2010. - 350 б.

  1. Струков, А.И. Патологиялы? анатомия: медициналы? жо?ары о?у орындарды? студенттеріне арнал?ан о?улы? / А.И. Струков, В.В. Серов. - А?т?бе

ІІ б?лімні? 1-ші кітабы : жеке аурулар б?лімі. - 2-ші бас. - 2010. - 338 б.

  1. Струков, А.И. Патологиялы? анатомия: медициналы? жо?ары о?у орындарды? студенттеріне арнал?ан о?улы? / А.И. Струков, В.В. Серов. - А?т?бе

ІІ б?лімні? 2-ші кітабы : жеке аурулар б?лімі. - 2-ші бас. - 2010. - 330 б.



On English

Basic:

  1. Rоbbins S.W., Kumar V. Basic Pathology. / 4 nd Ed, W.B. Saunders Company. - Philadelphia-London-Toronto-Sydney, 1987. – 158p.

Additional:

  1. M.M. Tussupbekova A.N. Shapran A.U. Vangay Pathological anatomy./Part I. Lectures of general course. – Karaganda. – 2004.- 90p.

  2. M.M. Tussupbekova A.U. Vangay Pathological anatomy./Part II. Lectures of pathology of organ and systems. – Karaganda. – 2005.- 90p.



Методы обучения и преподавания

  • Лекции: интегрированные, проблемные

  • Практические занятия: активные методы обучения – обучение, основанное на клиническом случае (CBL), командный метод обучения (TBL); традиционные методы - работа с макропрепаратами (описание) и гистологическими препаратами по патологии дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем (микроскопия, зарисовка, описание), таблицами, атласом, микрофотографиями. Разбор основных вопросов темы, решение ситуационных задач, тестирование.

  • Самостоятельная работа студентов: самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, подготовка и защита презентации по морфологическим особенностям патологии дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и кроветворной систем.


КРИТЕРИИ И ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ:

Шкала оценок

Оценка по буквенной системе

Цифровой

эквивалент

% содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74





Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

Д+

1,33

55-59

Д

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.


Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».


Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год).