Файл: Экономический факультет Кафедра теоретической экономики курсовая работа информационные технологии и их роль в становлении электронного бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 Информационная технология экспертных систем. Экспертные системы дают возможность специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость [2].

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.

Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной систе­ме, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль со­здания системы [16].

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Объяснения, выдаваемые по запросам и объяснения полученного решения проблемы. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами [13]:

1 Целесообразность. Информационная технология реализуется с целью повышения эффективности производства путем автоматизации бизнес-процессов, в которых большую роль играет надежность, своевременность и полнота информации. Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, достигающих значимых для организации результатов.

2 Системная полнота или целостность процесса. Процесс включает все элементы, обеспечивающие необходимую завершенность действий человека в достижении поставленной цели.

3 Реализация во времени. Информационная технология должна соответствовать новым потребностям организации, учитывать новые возможности технических средств и ПО. Именно поэтому после внедрения технологии происходит ее постоянное развитие: модификация, изменение структуры, включение новых компонентов.


4 Регулярность процесса и раздельность его на однозначные этапы.

5 Взаимодействие с внешней средой.

Методы и средства информационных технологий состоят из [9]:

1) набора технических средств (инструментальный набор, набор приспособлений, механизмов и машин),

2) средства управления комплексом техники (дают возможность сотрудникам выполнять целевое применение техники для выполнения преобразования информации),

3) организационное и методическое обеспечение (связывает выполнение всех работ техническими средствами и обслуживающими их работниками в единообразный процесс согласно с данным преобразованием информации).

1.2 Электронный бизнес и его составляющие
Электронный бизнес – это общий термин, который включает все формы использования цифровых информационных и коммуникационных технологий для поддержки и повышения эффективности бизнес-процессов на всех этапах продажи [19].

Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, по завершению которой происходит передача права собственности товаров или услуг. Транзакция – банковская операция по переводу денежных средств для какой-либо цели.

В зависимости от целевой группы потребителей, выделяют следующие модели электронного бизнеса: бизнес для бизнеса (B2B), бизнес для потребителя (B2C), бизнес для сотрудников (B2E), бизнес для правительства (B2G), правительство для бизнеса (G2B), правительство для правительства (G2G), правительство для гражданина (G2C), потребитель для потребителя (С2С), потребитель для бизнеса (C2B) [23].

Электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами и человеческими ресурсами.

Электронная коммерция – это автоматизированная коммерческая деятельность, основанная на использовании:

– телекоммуникационных сетей, в первую очередь сети Интернет,

– информационных технологий, в том числе веб-сервисов,

– специальных правовых норм, стандартов, протоколов.

Электронная коммерция позволяет осуществлять коммерческие сделки в электронной форме между организациями, организациями и частными лицами, организациями и государственными структурами, используя Интернет [3]. Составной частью электронной коммерции является мобильная коммерция.

Мобильная коммерция – это коммерческая деятельность, основанная на использовании мобильных вычислительных устройств, беспроводных информационных сетей, мобильных приложений для осуществления коммерческих сделок [5]. Росту мобильной коммерции способствует резкое увеличение количества пользователей мобильного интернета, возрастание количества мобильных устройств, с которых пользователи совершают покупки.



На рисунке ниже показано соотношение электронного бизнеса, электронной коммерции и мобильной коммерции (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Соотношение электронного бизнеса, электронной коммерции и мобильной коммерции [3]

Можно сделать вывод, что электронная коммерция охватывает внешние процессы, связанные с клиентами, поставщиками, партнерами и включает в себя продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, покупку сырья и его поставку для производства. Мобильная же коммерция охватывает сферы, которые реализуются с помощью мобильных цифровых терминалов или относятся к мобильности информационных технологий. Электронный бизнес включает в себя и электронную и мобильную коммерцию, стоит различать эти три понятия.
1.3 Взаимосвязь информационных технологий и электронного бизнеса
Формирование электронного бизнеса непосредственно связано с развитием информационных сетей и сети Интернет. Современные информационные сети стали более доступными и надежными. Это создало благоприятные условия для ведения электронного бизнеса.

Одним из преимуществ развития информационных технологий является то, что каждая компания имеет возможность создать свой сайт в сети Интернет. До использования глобальных сетей эффективность информационных технологий измерялась преимущественно ускорением деловых отношений и процессов принятия решений. Теперь работа с сайтами открывает все больше возможностей по различным направлениям деятельности компании.

К новым возможностям можно отнести [18]:

– отслеживание посещений сайта,

– осуществление электронных платежей,

– создание мультимедийного образа компании,

– создание базы данных заказчиков и поставщиков,

– коммуникация с клиентами при помощи сайта.

Использование на практике данных возможностей, в конечном итоге, формирует новые модели ведения бизнеса и новые принципы управления им. В этих условиях электронный бизнес осуществляется в виде продаж и закупок товаров и услуг в сети Интернет, а также и в других обстоятельствах, где используются средства автоматизации бизнеса и всемирные сети [8].

Информационные технологии значительно повышают эффективность и конкурентоспособность любого бизнеса, при условии, что они будут использоваться обдуманно, т.к. положительный эффект достигается если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий.


2 Анализ применения информационных технологий в становлении электронного бизнеса
2.1 Роль информационных технологий в электронном бизнесе России
За последние десятилетия экономика во всех странах мира переживает трансформацию благодаря быстрому технологическому прогрессу, тем самым содействуя развитию электронного бизнеса. С развитием цифровой экономики электронный бизнес есть и будет одной из движущих сил экономического развития как отдельно взятой страны, так и мировой экономике в целом.

Россия старается отслеживать основные тенденции, соответствовать и развивать свой рынок для того, чтобы не отставать от лидирующих стран в сфере информационных технологий и электронного бизнеса [15]. В нашей стране с высокой скоростью развития компьютерной техники и глобальной сети в разы увеличиваются объемы обрабатываемой информации. Так же, становится все меньше финансовых операций любого характера, которые способны обходиться без применения информационных технологий и Интернета.

Информационная экономическая система России строится по принципу сети и ее развитие зависит от скорости подключения к сети новых участников. Таким образом, необходимы интеграция между регионами и равные условия для доступа к сети Интернет во всех регионах, что недостаточно выполняется в Российской Федерации [22].

Стартапы, связанные с электронным бизнесом в России, достаточно популярны, что подтверждает актуальность использования глобальной сети в экономической системе, не говоря уже о, например, мировых фондовых биржах, которые достаточно давно благополучно интегрировали свою деятельность в виртуальное пространство. Безусловно, государство, которое не задействует в полной мере информационные технологии сдает позиции по экономическому благосостоянию. Это касается и материальных, и не материальных ресурсов в любых масштабах использования, когда они расходуются не в полной мере своей эффективности.

Можно отметить, что в России увеличивается уровень популярности электронной коммерции среди интернет-пользователей. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Доля электронной коммерции за 2020 год почти удвоилась, чему во многом способствовала пандемия коронавируса COVID-19 – из-за нее люди стали больше времени проводить дома и заказывать товары в Интернете. Объем российского рынка электронной коммерции в 2020 году достиг 2,7 трлн. руб., увеличившись на 58% в сравнении с 2019-м [7].


Пандемия поспособствовала ускорению развития информационных технологий в электронном бизнесе, все больше магазинов начали переходить в электронный вид, создавать свои сайты и разрабатывать мобильные приложения для удобного использования потребителю.
2.2 Проблемы применения информационных технологий в сфере электронного бизнеса
Одной из главных проблем низкого интереса применения информационных технологий в электронном бизнесе является непонимание и неспособность оценить вклад и преимущества, которые они могут внести в развитие бизнеса. То есть, руководители бизнеса недостаточно осведомлены и не полностью понимают той выгоды, которую дает современный инструментарий [16]. Данное препятствие будет исчезать по мере популяризации информационных технологий в бизнес-среде, а также с приходом молодых управленцев, владеющих новыми навыками ведения бизнеса.

Кроме недопонимания ценностей самих информационных технологий пользователи могут недооценивать такую бизнес-среду, как глобальная сеть Интернет. В настоящий момент сеть Интернет является виртуальным рыночным пространством с огромным спектром возможностей. Углубление в виртуальное пространство влияет на конкурентоспособность фирмы и становится важнейшей стратегической задачей.

Так же можно выделить основные проблемы, которые влияют на перспективы развития электронного бизнеса в России [18]:

1) государство практически не контролирует процессы, происходящие в сфере электронного бизнеса, это выражается в отсутствии четкой законодательной базы,

2) нет точных инструкций по использованию платежных систем, особенно по вопросам, связанным с иностранной валютой,

3) отсутствие механизмов защиты самой электронной коммерции и всей информации, с которой приходится иметь дело в процессе работы,

4) недоверие российского бизнеса к защищенным коммуникациям при передаче конфиденциальной информации (ряд владельцев российских веб-сайтов рассматривают возможность онлайн платежей и отчислений, но немногие решаются на их использование),

5) низкая покупательная способность подавляющего большинства населения России (86% российских предпринимателей заявили о снижении покупательной способности своих клиентов за последний год, показало исследование «Пульс малого бизнеса», 61% бизнесменов заявили о падении прибыли, 57% о снижении выручки, 43% пожаловались на уменьшение частоты покупок и количества клиентов, 38% заметили, как сжимается средний чек) [1].