Файл: Введение 3 1 Специфика программ для детей младшего возраста на современном 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





Введение 3

1 Специфика программ для детей младшего возраста на современном 5

российском телевидении 5

2 Влияние детского телевидения на ребенка: психологические проблемы 12

3 Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 15

Заключение 19

Список использованных источников 20


Введение
Актуальность темы данной работы определяется необходимостью анализа специфики воздействия детского телевидения как средства массовой информации на формирование личности ребенка. Важность нашего исследования обусловлена несколькими причинами.

Во–первых, ценностные ориентации и взгляды детей только формируются и находятся в процессе развития. Требуется некоторое время, чтобы они обрели устойчивость, в связи с чем велика их зависимость от внешних информационных факторов, среди которых существенным является телевидение.

Во–вторых, дети – это будущая производительная и социальная сила общества, а следовательно, ее ценности будут во многом определять духовную культуру всего общества, поэтому необходимо сформировать их правильно.

Столь же немаловажным представляется анализ содержательной деятельности телевидения, жанрово–стилистических особенностей и выполняемых им функций. Для детей имеет значение не только информационный и рекреативный аспект влияния телевизионных каналов, но и способность учиться и развиваться посредством телевизионного эфира, обогащать нравственно – духовный потенциал, обучаться сотрудничеству и взаимодействию.

Телевидение представляет собой уникальный элемент системы СМИ. Развитие телевизионной индустрии оказало существенное влияние на общественное сознание. Являясь одним из наиболее массовых видов СМИ, телевидение несет в себе манипулятивные возможности.

Самой большой угрозой для общества стали возможности СМИ как инструмента воздействия на детей и подростков. Все это обусловливает необходимость изучения влияния детского ТВ на школьников.

Целью контрольной работы станет определение воздействия детского телевидения на ребенка.

Для реализации заявленной темы были определены следующие задачи:


– рассмотреть специфику программ для детей младшего возраста на современном российском телевидении;

– проанализировать влияние детского телевидения на ребенка.

Объектом работы выступает детское телевидение. Предметом исследования является влияние детского телевидения на ребенка.

1 Специфика программ для детей младшего возраста на современном

российском телевидении
Сегодня ребенок есть в каждой второй российской семье. При этом большинство россиян хотели бы иметь двоих детей (58 % женщин и 51 % мужчин), а каждый четвертый россиянин – троих (25 % женщин и 26 % мужчин) при наличии необходимых условий.

В начале 2022 года, по оценкам Росстата, на территории страны проживало 24 млн. детей в возрасте до 15 лет.

Государство проводит активную демографическую политику и стремится поддержать тех, кто готов расширить семью. Среди мер, стимулирующих рождаемость, можно выделить предоставление «материнского капитала» при появлении второго и последующих детей; программу «Молодая семья – доступное жилье», по которой выдаются субсидии на покупку недвижимости; оплату отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и др.

Все эти факторы имеют определенный результат. В первом полугодии 2022 года родилось 1,253 млн. детей: тринадцать на каждую тысячу населения. Это на одного ребенка больше, чем годом ранее. Притом «воспитание детей» занимает первое место в ряду жизненных целей российских женщин и второе после «материального благополучия» у мужчин [2].

СМИ и новые каналы коммуникации постепенно вытесняют традиционные для прошлых десятилетий формы проведения семейного досуга. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 1992 году среднестатистический россиянин за три месяца прочитывал чуть более 5 книг (5,14). К 0 году этот показатель снизился до 3,944.

В то же время, объем внимания, уделяемого различным типам медиа, в наши дни ощутимо растет. При этом одним из главных способов организации досуга среди россиян вот уже много лет остается просмотр телевизора. Именно он является для них самым простым и доступным видом развлечения.

Причины этого достаточно очевидны. По данным Росстата, на конец 2008 года в России был 161 театр юного зрителя, 68 цирков и около 4 тыс. детских библиотек. Зато число телевизоров почти равнялось количеству домовладений. В настоящий момент более половины городских жителей (57 %) имеют дома два и более телеприемников.



У популярности телевидения есть и экономическое объяснение. В декабре 2022 года один билет в Московский цирк Ю. Никулина на Цветном бульваре стоил от 400 до 3 тыс. руб., в то время как просмотр минимум 20 телеканалов в течение месяца обходился москвичам в 135 руб.

У родителей телевизор становится нянькой, занимающей, развлекающей и обучающей их детей при минимальных финансовых вложениях и усилиях с их стороны. Поведенческие модели передаются юному поколению посредством телеэфира.

Объем телепотребления на душу населения России составляет 3 ч. 40 мин. в сутки. Подобные привычки взрослых не могут не отражаться находящиеся в том же помещении детях.

В 2022 году каждый ребенок в возрасте от 4 до 14 лет на просмотр телепрограмм в среднем тратил 2 час. 10 мин. ежедневно. Дети отдают медиапотреблению фактически все свободное время, оставшееся после обучения в школе и выполнения домашних заданий. «Под телевизор «вкуснее есть» и «интереснее жить» Он «не напрягает», дает возможность расслабиться».

Более того, для многих детей телевидение становится своеобразным «окном в мир». При том, что до 90 % усваиваемой информации человек получает посредством зрения, это имеет особое значение. Исследователи не раз доказывали зависимость развития мышления ребенка от интеллектуальной насыщенности телепрограмм, а также роль демонстрации насилия на телеэкране в возникновении агрессивных форм поведения. В свете этого состояние российского телевидения для подрастающего поколения, а также перспективы его развития выглядят весьма актуальными.

Чтобы проанализировать состояние рынка телевидения для детей в современной России, нам необходимо четко определиться с самим понятием «дети». Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет». В то же время уже в 16 лет несовершеннолетний имеет право вступить в брак и, как следствие, получить полную гражданскую дееспособность. С этого же возраста можно осуществлять родительские права. Учитывая эти аспекты, мы считаем целесообразным ограничить возраст детей с рождения до 16 лет.

Некоторая градация периода несовершеннолетия есть в Гражданском кодексе. Здесь отдельно прописано понятие «малолетние» – это дети, не достигшие 14 лет. Ориентируясь на эту норму, несовершеннолетних старше 14 лет в данной научной работе мы будем рассматриваем как «подростков».


Основными видами детского телевизионного контента, представленными сегодня в российском эфире, являются:

 полнометражные и короткометражные анимационные фильмы;

– художественные фильмы;

– мультипликационные сериалы;

– телевизионные программы;

– детские телесериалы.

Современное российское телевидение претерпело значительные перемены в последние годы, причем даже не по отношению к советскому телевидению, а по отношению к российскому телевидению девяностых годов.

Если же говорить о детских передачах, то здесь ситуация еще более сложная. Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124–1, ред. от 25.12.2008. Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом канале детские передачи занимают не более 3% (Ералаш, Умники и умницы, Мультфильмы) эфирного времени, на канале «Россия» около 0,4–0,5% эфирного времени (Спокойной ночи, малыши!), канал НТВ вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира. Немногим лучше выглядит канал ТВЦ, здесь детские передачи составляют 3,5–4% эфира, «Культура», где художественные и мультипликационные фильмы для детей занимают около 4,5% эфира.

Таким образом, явно видно нежелание руководства телеканалов занимать эфирное время нерейтинговыми и некоммерческими детскими передачами. Детское телевещание находится в глубоком кризисе. Для того, чтобы понять это, достаточно изучить программу передач. Детских программ практически нет ни на основных метровых, ни на дециметровых каналах. Некоторые каналы пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир мультфильмами зарубежного производства, однако о воспитательной и образовательной функции, здесь речи не идет. Дети лишены национального телевещания, имеющего глубокие культурные традиции, вынужденно смотрят взрослые передачи и постигают мир не с той стороны.

По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по–прежнему остается программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%. Второе место занимает киножурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют программа «Дисней–клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. То есть на всем российском телевидении есть только несколько передач, имеющих достаточно весомый рейтинг. При этом две передачи («Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш») созданы несколько десятилетий назад и сегодня снимаются по одному шаблону. То есть ничего нового не создается, а все, что было создано в 90–е годы давно закрыто.


Электронные СМИ, среди которых и телевидение, стали одним из основных факторов социализации современного ребенка. Детское вещание – это не только мультфильмы, это еще и огромный пласт научно–популярных, учебных программ, экранизаций классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также великое множество других форм и жанров. Современное российское телевидение очень далеко от детей, даже в сложные постперестроечные годы эфир был заполнен детскими передачами, сегодня же их практически нет.

После анализа состояния рынка детского телевидения мы выявили специфику программ для детей младшего возраста в современной России.

1. Большинство программ реализуют культурно–просветительскую, образовательную и рекреационную функции, которые помогают детям развиваться, узнавать каждый день что–то новое и интересное, закреплять пройденный в школе материал, а также расслабляться и отдыхать у телеэкранов.

2. По аудиторному признаку большинство телепрограмм нацелено на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Далее идут программы на возраст 3–7 лет, а наименьшее количество передач направленно на подростков и юношество.

3. По времени продолжительности одного выпуска программы можно разделить на четыре группы:

– самые многочисленные – 25–30 минутные передачи. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство программ ориентировано на детей в возрасте от 7 до 11 лет, а для младших школьников – это оптимальное время для ежедневного просмотра телевизора;

– далее идут программы, длительность которых варьируется от 3 до 10 минут. Эти программы чаще всего несут в себе рекреационную функцию (которая является одной из основных на детском телевидении), помогают на несколько минут детям отвлечься, отдохнуть или размяться, если речь идет о зарядке или танце;

– менее популярны на российском телевидении программы продолжительностью 10–15 минут;

– программы, длительность которых более 30 минут;

4. По периодичности выхода в эфир телепрограммы делятся на те, которые выходят ежедневно и на те, которые выходят только по выходным или только в будни;

5. По жанровому составляющему лидирует выступление в кадре или монолог, ведь для него характерно обращение к аудитории, демонстрация своих талантов, навыков и умений, проведение мастер–классов, экспериментов, опытов. Еще одни популярный жанр на детском телевидении – шоу, так этот он сочетает в себе элементы игр, бесед, викторин, конкурсов, что делает программу более непредсказуемой, живой и насыщенной. Замыкает тройку лидеров тележурнал. Такая востребованность объясняется тем, что его структура позволяет объединить в себе разные темы и формы подачи материалов;