Файл: Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Контрольная работа по дисциплине
«Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста»
Выполнил (а):
студент(ка) 409 группы заочного отделения Бурова А.Е..
Проверил (а) __Сегова Т. Д.
Нижний Тагил
2021 г.
I. Технология воспитания звуковой культуры речи
1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
-формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
-воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
-формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
-выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
-воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
2. Причины неправильного произношения
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения.
Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
-органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;
-функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.
В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.
После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
3. Этапы обучения правильному произношению
I этап – подготовительный.Он предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Включает в себя подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек.
II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.
В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10 – 20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.
IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков.В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.
Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок).
На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.
4. Конспект занятия для старшей группы по дифференциации звуков [с] и [ш]
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Тема: «Дифференциация (с) – (ш)»
Цель: дифференцировать звуки (с), (ш) в слогах, словах.
Задачи:
образовательные: закрепить навык различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах,
развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость.
Оборудование: ноутбук, презентация, индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка, схемы звуков (с), (ш), предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч, картинки: мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш, сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас
Предварительная работа: чтение свистяще-шипящей сказки, заучивание чистоговорки,
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
В: Сегодня к нам в гости пришла кошка. А как её зовут, я вам не скажу. Отгадайте загадку, и узнаете, какая у кошки кличка.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла. (Снежинка)
Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика
Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки (с) и (ш). Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова. Упражнения: «Горка», «Ветерок дует с горки», «Чашечка», «Дуем с чашечки».
«Горка» («мостик»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
В: Возьмите зеркала и произнесите эти звуки (с) и (ш)
2. Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш).
В: Ребята, давайте вспомним как мы произносим звуки (с) и (ш)
Р: Когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;
Р: Когда произносим звук (с) – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.
В: Чем отличаются эти звуки друг от друга?
Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.
3.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:
В: Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] – ↑
ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.
А сейчас два слога одновременно:
са – ша шо – со шу - си
су – ши шу – су ас - иш
2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:
са – ша – со сы – ши – сэ
со – шо – со сы – ши - сы
со – шо – су су – ши – со
аса – аса - аша асу – ашу – асу
осо – ошо – осо осы – осы – оши
сшо – сшо – сша сши – сши – сши
сшу – сшу – сши аши – аши - асы
4.Пальчиковая гимнастика
Глаша каши наварила, (варим кашу)
Кашей Сашу накормила, (загибаем пальчики одновременно на двух
Накормила Пашу, Дашу, руках)
Мишу, Машу и Наташу.
Положила кашу в плошки (складываем ладошки для кошки)
Для собаки и для кошки.
Отложила кашу в миске, (сжимаем кулачок, оттопыриваем мизинчик,
Чтобы кашу съели мышки. двигаем им вверх-вниз)
5. Работа над чистоговорками (нормальный темп, медленный, быстрый).
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше.
В: Назовите слова, в которых есть звук (с).
В: Назовите слова, в которых есть звук (ш).
6.Дидактическая игра «4 лишний»
В: Ребята, смотрите кошка Снежинка не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?
Д: Собака, кошка, свинья, соболь. Можно ли назвать их одним словом?
Д: Нет. Здесь лишний соболь, потому что это дикое животное, а остальные домашние. И т.д.
-
Шапка, мышка, шуба, носки. -
Сапоги, автобус, самокат, машина. -
Шкаф, стенка, стакан, софа. -
Собака, кошка, свинья, соболь.
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
В: Я буду кидать каждому из вас мяч и называть слова со звуком (с), а вы мне кидать мяч обратно и называть слова со звуком (ш).
Каска – кашка
Миска- мишка
Сутки- шутки
Мыс-мышь
Споры- шпоры
Нас- наш
Сок- шок
Усы- уши
Сайка – шайка
Сила-шило
Крыса-крыша
8. Дидактическая игра «Рыбалка».
В: Кошка Снежинка также очень любит ходить на речку ловить рыбу. Давайте вместе с ней порыбачим. Но рыбки у нас не простые, а с картинками.
Дети с помощью удочек «ловят рыбу» и называют картинку, которая изображена на ней.
Девочки - рыбки со звуком (с), а мальчики – со звуком (ш)
Ш - мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш.
С – сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.
В: Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Заключительная часть
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть с кошкой Снежинкой?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снежинке у вас тоже очень понравилось. Она много узнала про звуки С, Ш.
Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
Домашнее задание: придумать слова со звуками (с) и (ш) для игры «Угощение».
Список используемой литературы
-
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. -
Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец.: 030900 (050703) - Дошкольная педагогика и психология; 031100 (050707) - Педагогика и методика дошкольного образования] / Н. А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. – 255. -
Теория и методика развития речи детей [Текст]: Пособие для самостоятельной работы: [учеб. пособие для вузов по спец. «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»] / [В. И. Яшина [и др.]. - Москва: Академия, 2006. – 191. -
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: [учеб. пособие для фак. дошк. образования пед. вузов] / [Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.]; под ред. Л. Г. Нисканен. - Москва: Академия, 2002. – 200. -
Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997.