Файл: Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Контрольная работа по дисциплине
«Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Выполнил (а):

студент(ка) 409 группы заочного отделения Бурова А.Е..


Проверил (а) __Сегова Т. Д.
Нижний Тагил

2021 г.
I. Технология воспитания звуковой культуры речи

1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

-формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

-воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

-формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

-выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

-воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
2. Причины неправильного произношения

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения.

Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:

-органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;

-функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
3. Этапы обучения правильному произношению

I этап – подготовительный.Он предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Включает в себя подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек.

II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10 – 20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков.В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок).

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

4. Конспект занятия для старшей группы по дифференциации звуков [с] и [ш]

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Тема: «Дифференциация (с) – (ш)»

Цель: дифференцировать звуки (с), (ш) в слогах, словах.

Задачи:

образовательные: закрепить навык различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах,

развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость.

Оборудование: ноутбук, презентация, индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка, схемы звуков (с), (ш), предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч, картинки: мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш, сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас

Предварительная работа: чтение свистяще-шипящей сказки, заучивание чистоговорки,  
Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

В: Сегодня к нам в гости пришла кошка. А как её зовут, я вам не скажу. Отгадайте загадку, и узнаете, какая у кошки кличка.

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села – 
От тепла растаяла.  (Снежинка)

Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки  (с) и (ш).  Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова. Упражнения: «Горка», «Ветерок дует с горки», «Чашечка», «Дуем с чашечки».

«Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

 «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

В: Возьмите зеркала и произнесите эти звуки (с) и (ш)

2. Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш).

В: Ребята, давайте вспомним как мы произносим звуки (с) и (ш)

Р: Когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;

Р: Когда произносим звук (с) – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.

В: Чем отличаются эти звуки друг от друга?

Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.

3.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

В: Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] – ↑

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша       шо – со    шу - си

су – ши      шу – су    ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

   са – ша – со                            сы – ши – сэ

   со – шо – со                            сы – ши - сы

   со – шо – су                            су – ши – со

   аса – аса - аша                        асу – ашу – асу

   осо – ошо – осо                      осы – осы – оши

   сшо – сшо – сша                     сши – сши – сши

   сшу – сшу – сши                     аши – аши - асы    

4.Пальчиковая гимнастика  

Глаша каши наварила,               (варим кашу)

Кашей Сашу накормила,            (загибаем пальчики одновременно на двух                                    

Накормила Пашу, Дашу,            руках)  

Мишу, Машу и Наташу.                

Положила кашу в плошки          (складываем ладошки для кошки)    

Для собаки и для кошки.

Отложила кашу в миске,             (сжимаем кулачок, оттопыриваем мизинчик,  

Чтобы кашу съели мышки.          двигаем им вверх-вниз)

5. Работа над чистоговорками (нормальный темп, медленный, быстрый).

   Шишки на сосне,

   Шашки на столе.

   Наша серая кошка сидела на крыше,

   А ваша серая кошка сидела выше.

В: Назовите слова, в которых есть звук (с).

В: Назовите слова, в которых есть звук (ш).

6.Дидактическая игра «4 лишний»

В:  Ребята, смотрите кошка Снежинка  не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?

Д: Собака, кошка, свинья, соболь.  Можно ли назвать их одним словом?

Д: Нет. Здесь лишний соболь, потому что это дикое животное, а остальные домашние. И т.д.

  • Шапка, мышка, шуба, носки.

  • Сапоги, автобус, самокат, машина.

  • Шкаф, стенка, стакан, софа.

  • Собака, кошка, свинья, соболь.

7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

В:  Я буду кидать каждому из вас мяч и называть слова со звуком (с), а вы мне кидать мяч обратно и называть слова со звуком (ш).

Каска – кашка

Миска- мишка

Сутки- шутки

Мыс-мышь

Споры- шпоры

Нас- наш

Сок- шок

Усы- уши

Сайка – шайка

Сила-шило

Крыса-крыша

8. Дидактическая игра  «Рыбалка».

В: Кошка Снежинка также очень любит ходить на речку ловить рыбу. Давайте вместе с ней порыбачим. Но рыбки у нас не простые, а с картинками.

Дети с помощью удочек «ловят рыбу» и называют картинку, которая изображена на ней.

Девочки - рыбки со звуком (с), а мальчики – со звуком (ш)

Ш - мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш.

С – сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.

В: Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Заключительная часть

– Чему сегодня научились? 
– Вам понравилось играть с кошкой Снежинкой? 
– А что вам запомнилось больше всего? 
– Вы хорошо отвечали, играли, Снежинке у вас тоже очень понравилось. Она много узнала про звуки С, Ш.

Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!

Домашнее задание: придумать слова со звуками (с) и (ш) для игры «Угощение».

Список используемой литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  2. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец.: 030900 (050703) - Дошкольная педагогика и психология; 031100 (050707) - Педагогика и методика дошкольного образования] / Н. А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. – 255.

  3. Теория и методика развития речи детей [Текст]: Пособие для самостоятельной работы: [учеб. пособие для вузов по спец. «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»] / [В. И. Яшина [и др.]. - Москва: Академия, 2006. – 191.

  4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: [учеб. пособие для фак. дошк. образования пед. вузов] / [Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.]; под ред. Л. Г. Нисканен. - Москва: Академия, 2002. – 200.

  5. Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997.