Файл: Критерии эффективности трансформации государственного и муниципального сектора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему:
Критерии эффективности трансформации государственного и муниципального сектора
На современном этапе развития в условиях экономического кризиса, импортозамещения, санкций со стороны ЕС, все большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся эффективности деятельности субъектов хозяйствования государственного и муниципального сектора, так как их деятельность оказывает значительное влияние на развитие национальной экономики и общества в целом.
Безусловно, государственный и муниципальный сектора сегодня постоянно трансформируются, в силу следующих причин:
-
приватизации; -
смены органов управления; -
изменений в нормативно-законодательной базе; -
ослабления кадрового потенциала; -
изношенных производственных фондов;1 -
недостаточного уровня эффективности использования имеющихся ресурсов.
Сегодня в России взят курс на демократическое направление, где основными задачами является:
-
повышение качества жизни населения; -
защита прав человека и гражданина; -
признание верховенства закона; -
реформирование социальной и экономической сферы.
С учетом специфичности проблем, решаемых на государственном уровне, в первую очередь решаются следующие задачи:
-
снижение растущей конкуренции за имеющиеся ресурсы; -
упрощение процедур функционирования; -
пресечение фактов злоупотребления налоговых привилегий.
Все это является основной целью оценки эффективности функционирования государственного и муниципального сектора экономики в будущей перспективе.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос эффективности государственного сектора является одним из наиболее актуальных в научном дискурсе, как в концептуальном, так и в функциональном аспектах, о чем говорилось выше.
Поскольку дискуссия в этой области не имеет единого комплексного понимания, можно найти ряд авторских позиций относительно природы критериев оценки и классификации моделей оценки эффективности государственного сектора.
Одновременное использование исследователями таких понятий, как "эффективность", "результативность", "качество", "критерии", "показатели" и "маркеры", и отсутствие четкого разграничения между ними лишает практиков надежной и весомой теоретической базы, которая могла бы стать прочным фундаментом для практических расчетов.
Необходимо отметить, что эффективность государственного и муниципального секторов обуславливает наличие политических, экономических и социальных эффектов, что определяет уровень развития общества, напрямую влияющий на степень удовлетворения потребностей, интересов и целей населения.2
В то же время, определение и оценка эффективности деятельности государственного сектора может быть затруднена даже при наличии достоверных данных и четких методик расчета и сравнения показателей и соответствующих критериев.
Поскольку государственный и муниципальный сектор экономики является частью социально-экономической и административной деятельности общества, ориентированной на устранение "провалов рынка" и генерирование социально значимых благ, целесообразно характеризовать его на основе выполняемых им функций.
При таком подходе идет обеспечение ограниченного сочетания контроля, финансирования, учета особенностей институциональной среды.3
В государственном секторе, как и в частном, используются показатели производительности труда и интегрированные показатели (например, уровень безработицы, ВВП, темпы экономического роста), которые сравниваются с результатами различных видов вводимых ресурсов.
В целом, производительность необходимо определить как соотношение между количеством произведенной продукции и величиной затрат на ее производство.
Поэтому предпочтительнее придерживаться подхода, согласно которому эффективность государственного сектора зависит от ряда социально-экономических показателей общей эффективности работы правительства, которые, в свою очередь, определяют общую эффективность государственного и муниципального сектора в стране.
Основная задача трансформации государственного сектора как в развитых, так и развивающихся государствах заключалась в повышении эффективности его функционирования.
При этом следует учитывать, что микроэкономические показатели хозяйственной деятельности нельзя считать достаточным критерием оценки эффективности в данной сфере.
Эти показатели позволяют охарактеризовать только сравнительную жизнеспособность государственного сектора, не раскрывая сущности
Государственная собственность как необходимый элемент государственного регулирования.
Для того чтобы государство выполняло свои необходимые социальные функции, необходимо оценивать эффективность государственного сектора с точки зрения эффективности общественного производства в целом.
Список использованных источников
-
Аузан А.А. Альтернативные стратегии оптимизации государственного регулирования // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (23). С. 154–157. -
Балацкий Е.В., Конышев В.А. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. № 1. 2023. С.22-23. -
Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие – Томск : Изд. дом ТГУ, 2022. – 292 с.
1 Аузан А.А. Альтернативные стратегии оптимизации государственного регулирования // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (23). С. 154–157.
2 Балацкий Е.В., Конышев В.А. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. № 1. 2023. С.22-23.
3 Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие – Томск : Изд. дом ТГУ, 2022. – С.9.