Файл: Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственная власть должна быть организована и функционировать в соответствии с законодательством, включая конституцию и другие нормативные правовые акты. Этот принцип, называемый легальностью, является частью легитимности государственной власти и выражается в юридической форме. Государственная власть действует только на территории страны, при этом центральная власть действует на всей территории, а региональная и местная - в пределах соответствующих регионов и административно-территориальных образований.
Государственная власть обладает суверенитетом, что означает ее верховенство внутри страны и независимость на международной арене. Эта власть возвышается над любой другой социальной властью в стране и может запретить ее действие в случае нарушения действующего законодательства. Также государственная власть может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость государственной власти проявляется в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
Давайте подведем итоги нашего рассмотрения основных черт и признаков государственной власти, и определим это понятие. Государственная власть означает способность или возможность государства руководить политикой общества с помощью различных средств и методов, в том числе специальных. Хотя это определение не отражает все признаки государственной власти, оно может быть использовано как рабочее определение.
-
Структура государственной власти
Существует вопрос о внутреннем строении государственной власти, который касается ее структуры и элементов. Для более глубокого понимания государственной власти и ее составляющих необходимо рассмотреть ее структуру с разных точек зрения. В первую очередь следует рассмотреть структуру государственной власти с точки зрения структуры власти в целом. При этом мы будем отвлекаться от динамичной природы власти и рассматривать ее в статическом состоянии.
В научной литературе выделяют два структурных элемента власти - волю и силу. Определяющим элементом власти является воля. Власть всегда проявляется через чью-то волю - отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать означает реализовывать свою волю, навязывать ее другим или подчиняться кому-то еще. Государственная власть также является проявлением чьей-то воли - народа, классов, социальных групп. В настоящее время считается, что государственная власть основана на воле определенных социальных групп или классов, либо на воле народа.
При рассмотрении государственной власти в действии и в динамике, ее структура выглядит иначе. Здесь государственная власть рассматривается как определенное отношение между властвующими и подвластными, которое претворяется в жизнь через волю властвующих и подчинение этой воле подвластных. В структуре государственной власти в динамике можно выделить следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властные отношения, а также средства и методы осуществления власти.
Внутреннее строение государственной власти зависит от ее структуры, т.е. от элементов, которые ее образуют. Для более глубокого понимания государственной власти необходимо рассмотреть ее структуру с разных точек зрения. В первую очередь можно рассмотреть структуру власти вообще, не учитывая ее постоянного движения и функционирования, а рассматривая ее в статике. Это поможет получить более полное представление о государственной власти и ее составляющих элементах.
В научной литературе обычно выделяют два структурных элемента власти: силу и волю. Воля является определяющим элементом власти, так как любая форма власти проявляется через волю - будь то воля отдельного человека, коллектива, класса, народа или других социальных групп. Власть означает воплощение своей воли в жизнь и подчинение других своей воле. Государственная власть также является проявлением чьей-то воли, считается, что это может быть воля народа, классов, социальных групп или других сил.
При рассмотрении государственной власти в динамике, в действии, структура ее выглядит иначе. Здесь государственная власть представляет собой определенное отношение, которое складывается между властвующими и подвластными. Она претворяет в жизнь волю властвующих и подчинение этой воле подвластных. В структуре государственной власти в динамике выделяются следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, а также средства и методы осуществления власти.
В Приложениях 1 и 2 приведена классификация и схема органов государственной власти. Однако, не менее важным является узнать, какие методы использует государственная власть для подчинения своей воле поведения и деятельности подвластных.
Методы осуществления власти - это комплекс приемов, которые государственная власть использует для достижения своих целей. Они могут быть разными и разнообразными, но традиционно государственная власть использует два основных метода - метод убеждения и метод принуждения.
Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Этот метод может быть эффективным, если правительство обладает авторитетом и доверием населения.
Однако, если убеждение не помогает достичь желаемого результата, государственная власть может прибегнуть к методу принуждения. Он основан на использовании силовых средств воздействия на поведение людей. Это может быть применение административного или криминального преследования, насилия или угрозы насилия в отношении подвластных.
Каждый метод может быть эффективным в своей сфере, но их сочетание и баланс - это ключевой фактор в обеспечении стабильности и процветания государственной власти.
Государственные органы и должностные лица могут применять метод принуждения, который включает в себя психологическое, материальное или физическое воздействие на поведение людей. Целью этого метода является заставить людей действовать по воле властвующих субъектов. Однако, в отличие от метода убеждения, он выражается более жестко и сопровождается применением организованной силы государства. Это всегда связано с ограничением свободы человека и безусловным навязыванием ему государственной воли.
Но структуру государственной власти можно рассматривать и с других позиций. Например, можно изучать влияние государственных институтов на экономику и общество, а также на международные отношения и политику. Кроме того, можно рассмотреть вопрос о том, как государственные органы справляются со своими задачами и как они контролируются. Важно также изучать, как государственная власть взаимодействует с гражданами и какие механизмы она использует для урегулирования конфликтов. Все эти вопросы помогают лучше понимать, как функционирует государство и какие факторы влияют на его работу.
Как известно, одним из основополагающих принципов современных государств является принцип разделения властей. Он нашел свое отражение в структуре государственной власти многих стран, включая нашу. Согласно этому принципу, государственная власть делится на несколько элементов (ветвей), среди которых выделяют законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть.
Важно учитывать и территориальную организацию государственной власти. Так, можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований.
Но разделение властей - это не единственный принцип, определяющий структуру государственной власти. Существуют и другие принципы, такие как принцип субординации, который устанавливает иерархический порядок внутри каждой ветви власти.
Кроме того, структура государственной власти может различаться в зависимости от конкретной формы правления, существующей в стране. Например, монархии имеют свои особенности в организации государственной власти, отличные от республик.
Таким образом, структура государственной власти - это сложное и разнообразное явление, которое зависит от множества факторов и принципов. Ее изучение является важной задачей для понимания функционирования современныхш сударств и их системы управления.
В современном мире существует множество государств, которые имеют федеративное устройство. В таких государствах помимо центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, которую можно определить как власть субъектов федерации.
Важно отметить, что региональная власть играет значительную роль в общей системе управления государством. Она имеет свои полномочия и ответственность за решение важных вопросов на территории, которой она управляет.
Кроме того, региональная власть является подателем и исполнителем законов, принятых на уровне центральной власти. Она также может принимать собственные законы и регулирования, которые соответствуют особенностям и потребностям региона.
Таким образом, региональная власть является неотъемлемой частью системы управления государства с федеративным устройством и играет важную роль в обеспечении сбалансированного развития всех территорий.
1.2. Формы и методы осуществления государственной власти.
С точки зрения внешнего оформления и организации, структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с одной стороны. Государственная власть всегда организационно оформлена и выражена вовне, как способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом. В связи с этим возникает вопрос о механизме государственной власти
, так как она находит свое организационное выражение именно в определенном механизме. Однако, на этот вопрос не существует однозначного ответа, поскольку сам механизм государственной власти изучен в отечественной науке сравнительно слабо.
В научной и учебной литературе термин "механизм государственной власти" почти не используется. Однако понимание этого механизма поможет ясно определить, как организована государственная власть, кто может ее осуществлять и как это происходит на практике.
В отечественной литературе государственная власть часто ассоциируется с государственным аппаратом или механизмом государства, при этом разницы между ними не всегда проводится. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо разобрать, что представляют собой государственный аппарат и механизм государства и насколько они совпадают с механизмом государственной власти. Государственный аппарат - это система государственных органов, которые выполняют функции государства, а механизм государства - это сложный механизм, который также выполняет задачи и функции государства. Оба механизма существуют в единстве, их задача - обеспечить выполнение функций государства в целом.
Понимание государственного аппарата может быть узким и ограниченным, когда считают его состоящим только из органов исполнительной власти и государственных служащих, работающих в этих органах. В таком случае понятие «государственный аппарат» не включает в себя органы законодательной и судебной власти.
В современной учебной и научной литературе широко используется понятие "механизм государства" наряду с понятием "государственный аппарат". Однако это понятие имеет неоднозначную трактовку. Некоторые используют его для обозначения органов государства (то есть государственного аппарата), включая другие государственные организации - государственные учреждения и государственные предприятия. Такие организации не являются органами государства, но выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции государства вместе с ними.
Существует несколько точек зрения на структуру механизма государства. Некоторые выделяют три элемента: органы государства (государственный аппарат), государственные учреждения и государственные предприятия. Другие считают, что механизм государства - это система государственных органов в динамике. Третьи отождествляют понятия "механизм государства" и "государственный аппарат", включая в него государственные учреждения и предприятия, но рассматривая их как вещественные придатки государственных органов.