Файл: 1 Понятие об античном обществе и литературе. Историческое значение античной литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Понятие об античном обществе и литературе. Историческое значение античной литературы.
1. История античной литературы – это история литературы Древней Греции и Рима, которые представляют самый древний период культуры и искусства Западной Европы. Применение термина «античный» («древний») именно к этим культурам и литературам условно, так как существовали и более древние (напр., вавилонская, древнеегипетская) культуры. Но древнейшей для народов Европы стала именно греко-римская модель; она является основой, базой для более поздних (уже национальных) литератур европейских народов.
2. Греческая и римская античные литературы едины, но римская возникла значительно позднее и на основе греческой.
Древнегреческая литература – древнейшая из европейских и единственная развивавшаяся самостоятельно.
Римская литература – вторая по хронологии; связана с греческой как с первоначальным и базовым источником → существует проблема взаимодействий между ней и греческой, и даже заимствований.
3. Развитие античной литературы связано с развитием общества → проходит несколько этапов, отражает развитие сознания древнего человека, принципы его взаимодействия с миром.
– ранний этап: соответствует общинно-родовому строю;
– этап рабовладельческого общества:
▪ период полисов (город-государство; основа – земельная собственность; община свободных граждан; характерно чувство полисного патриотизма)
▪ период значительных государственных образований
4. Человек мыслит себя гармоничной частью природы (силы которой обожествляет) и коллектива (рода, общества, государства). Огромную роль играет понятие рока. Дальнейшее развитие общественных отношений будет менять сознание человека, усиливая индивидуальное чувство, осознание собственной значимости и воли → выделение личности, её более сложные отношения с социумом.
5. Важнейшая форма общественного сознания – мифология.
Миф (первонач. – «слово», потом – «предание», «сказание», ещё позже – «вымысел») → первоначальная форма осмысления реальности. В мифе соединяются историческое и вечное, этическое и эстетическое, образный взгляд на реальность.
Мифология
– явление сложное, многоуровневое. Повествования о духах, богах, героях, первопредках, возникающие ещё в первобытном обществе. В них переплетаются ранние элементы религии, философии, науки и искусства, истории. Включает морально-этические нормы. В архаический период – основная форма познания мира, для которой характерно очеловечивание всего вокруг (антропоморфизм).
Мифологические системы разных народов имеют сходные структуры, схемы, повторяющиеся мотивы, темы и сюжеты. Всегда в основе –
1) представления о гармонии, структуре мира; 2) представления о месте человека в природе и культуре.
Древнегреческая модель:
▪ космогония – история возникновения мира, представления о Вселенной;
▪ теогония – мифы о богах и героях
▪ исторические мифы (например, троянский цикл)
2 Периодизация античной литературы. Характеристика периодов античной литературы.
Периодизация древнегреческой литературы
I. Архаический период (VIII-VII вв. до н. э.– до нач. V в. до н. э.) → период разложения родового строя и перехода к рабовладельческому.
↓
– лирика (Тиртей, Архилох, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт)
– героический (Гомер) и дидактический (Гесиод) эпос
II. Аттический / классический период (V-IV вв. до н. э. ) → период расцвета и кризиса рабовладельческих полисов. Центр – Афины. Расцвет античной демократии.
↓
– драма (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)
– начало развития прозы (историография – Геродот;
красноречие – Демосфен;
философский диалог – Платон, Демокрит, Аристотель).
III. Эллинистический период (кон. IV–кон. I вв. до н. э.). Эпоха после завоевания Греции Македонией. Империя Александра Македонского. Военно-бюрократическая монархия. Центр – Александрия.
↓
– новоаттическая комедия (Менандр)
– александрийская поэзия (Каллимах, Аполлоний, Феокрит)
IV. Римский период греческой литературы (с конца I в. до н. э.)
Периодизация римской литературы
1 вариант – по историческим периодам развития римского общества и государства:
I. Литература Республики
1. долитературный период (до сер. III в. до н. э.)
литература носила легендарный характер
2. ранняя римская литература (до сер. II в. до н. э.)
процесс эллинизации; зрелища
↓
– комедия (Плавт, Публий Теренций Афр)
3. литература периода гражданских войн (кон. III в. – 30-е гг. до н. э.)
бурная политическая реальность; процесс установления Империи (Гракхи, Цезарь, Антоний, Октавиан).
↓
собственно римская литература
↓
– проза
– поэзия: неотерики (Катулл)
II. Литература Империи
1. Литература конца республики и начала империи (до 14 г. н. э.)
↓
«золотой век» // «век Августа»
↓
– поэзия (Вергилий, Гораций, Овидий)
2. Литература императорского Рима (I- VI вв.)
2 вариант периодизации – по этапам развития латыни:
I. Древнейший период (до 240 г. до н. э.)
II. Архаический период (240–81 гг. до н. э.) – до Цицерона
III. «Золотой век»
1. «век Цицерона» (81–43 гг. до н. э.) → проза
2. «век Августа» (43 г. до н. э.–14 г. н. э.) → поэзия
IV. «Серебряный век» (14–117 гг. н. э.) → красноречие
(декламационный стиль в литературе в целом) – Сенека.
V. Поздний императорскийпериод (117–476 гг. н. э.)
3 Греческая мифология. (Определение мифа. Мифологическое сознание. Развитие мифологии). Боги и герои.
Первоначальная или примитивная мифология – есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звезды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья – все это были божества, историю которых воспевали древние поэты. Солнце, представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимся против темного божества ночи; буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснить землетрясение, древние народы говорили:»Нептун ударил землю трезубцем». Для пояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы. Перевороты в природе, даже повседневные происшествия порождали мифы [3].
Греческие мифы содержат повествования о деяниях легендарных божеств, которые в сознании обитателей Древней Греции олицетворяли различные силы природы, и рассказывают о приключениях и подвигах одаренных сверхъестественной мощью, смелостью и ловкостью людях - героях, чаще всего — детях различных богов и богинь. Эти мифические сказания и
легенды возникли в различных областях Греции, в среде племенных объединений на рубеже II и I тысячелетий до нового летосчисления и впоследствии были заимствованы у греков римлянами. В новое время они получили общее название – древнегреческой мифологии [2].
То, что мы называем «греческой мифологией», — это комплекс преданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова (Аттика, Беотия, Арголида, Этолия, Фессалия и др.), островов Эгейского моря (Крит, Родос, Делос) и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» - это культурное наследие не только греков - ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен - пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизовавших ряд Эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое — из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же или сходного по функциям бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей [5].
Подобно легендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм («Илиады»,«Одиссеи», «Теогонии», «Аргонавтики» и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением вголовах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними вих повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии... Но вскоре, наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально также необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил»1[2].
По самой своей сути миф — одна из форм истории, и в этом едва ли не главное его отличие от сказки. Он призван удовлетворить присущую роду человеческому потребность в собственной идентификации и ответить на возникающие вопросы о происхождении мира, жизни, культуры, отношений, складывавшихся между людьми и природой. Характер ответов на эти и другие подобные вопросы зависит от многих причин, но прежде всего от состояния самого общества и объема находящейся в его распоряжении информации. Пытаясь объяснить скудость сведений о прошлом своего народа, древнегреческие мыслители выдвигали гипотезы природных катастроф, потопов, уничтожавших на их земле все живое. Они пытались восполнить лакуны в исторической памяти сведениями заморских соседей, сохранивших древнейшую письменную традицию, и порой признавали своих богов и героев выходцами из восточного региона.
Для преобладающего большинства греков мифы были древнейшей историей их народа. Они не сомневались в реальности Девкалионова потопа, в подвигах Геракла, в Троянской войне и определяли историческую глубину этих «событий» количеством поколений, предшествующих их собственному. Лишь отдельным светлым умам было ясно, что мифам нельзя верить. Так, первый греческий историк Гекатей Милетский начинает свой труд словами: «Это я пишу, что считаю истинным, ибо рассказы эллинов, как мне кажется, необозримы и смешны».
Однако и Гекатей, и его последователи не отбрасывали мифы как источник исторических сведений, а пытались их очистить от всего неправдоподобного. Так, для Гекатея цербер — не пес, охраняющий врата подземного царства, а страшная змея, обитавшая у входа в него. Поскольку ее укус был смертелен, змею иносказательно называли «псом Аида». Геракла Гекатей называет «народом Эврисфея», очевидно, в том смысле, что подвиги, совершенные целым народом, были приписаны одному Гераклу. Такая рационализация мифов уничтожает их как отголосок прошлого и ничего не дает для понимания истории. За тысячелетия исторической жизни греческого мифа критика его стала более тонкой, исходящей из более глубокого понимания этого феномена человеческого мышления. Миф не отвергается из-за несоответствия его реальности, а в самой нереальности ищутся корни религиозных представлений, которые позволяют понять, как могла возникнуть невидаль или небылица и что за нею скрывается.
Научная дешифровка мифа ставит проблему мифа и истории на иную плоскость. И прежде всего возникает задача отделить первоначальный миф от его домысла или истолкования. Вернемся к рассмотренному нами примеру рождения Афины Паллады из головы Зевса. Это миф. Но его поздним античным рассказчикам потребовалось объяснить, почему Афина называлась Тритогенеей и Палладой. И тогда же появился домысел о воспитании Афины Тритоном и о дочери Тритона Палладе, чье имя вошло в эпитет Афины. Таких домыслов — бесчисленное множество. Это своего рода мифы-паразиты, налипающие на корпус мифа, как ракушки на подводную часть корабля.