Файл: Социология М. Вебера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И.Т.ТРУБИЛИНА»
Факультет заочного обучения

Кафедра социологии и культурологии
Контрольная работа по социологии и культурологии на тему:

Социология М. Вебера;

Культура и техника: формы и взаимодействия
Проверил:

канд. филос. наук, профессор Шалин В. В.

Сдал:

Студент группы ВВЗ-2201 Таашев А. Б.

Краснодар, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3

1 Социология М. Вебера…………………………………………………….........5

    1. Идейно-теоретические предпосылки становления

веберовской интерпретивной парадигмы……………………………5

    1. Предмет и методы «понимания» социологии. Новый взгляд

на роль естественных и социальных наук……………………………7

    1. Социальные факты и ценности………………………………………..8

    2. «Понимание» социальных действий…………………………………10

    3. Типизация социальных действий…………………………………….11

    4. Основные методы понимания социальных действий………………13

2. Культура и техника: формы и взаимодействия.…………………………...17

2.1 Культурные ценности…………………………………………………...21

2.2 Техника как явление культуры…………………………………………23

2.3 Влияние техники и науки……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………….29
Введение

1. Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.


Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».

2. Именно техника создавала новую действительность, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала человека от природы, естественного фона жизни.

Обеспечивая богатство, экономическую мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости людей от природных и иных обстоятельств, укрепляла веру в безграничные возможности преобразовательной человеческой деятельности.

В результате ускоренного процесса технизации (постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств) человеческая цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контролирующие возможности человека. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека процесса бурного развития техники.

Во взаимоотношениях человека, как творца культуры и техники появились новые аспекты. Все более стирались границы между человеком и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания искусственного интеллекта обозначила предел собственно человеческому существованию.

Культ науки и техники привел к духовной односторонности человеческого существования, это понизило возможности общекультурного развития, гармоничного взаимодействия техники и культуры.


  1. Социология М. Вебера

1.1 Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской интерпретивной парадигмы

Социология М. Вебера относится к интерпретативным парадигмам. Для социологов в этой области главное - изучить и интерпретировать закономерности типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность.



Интерпретирующие парадигмы уходят корнями в герменевтику греческого (hermeneutikos - интерпретирующий) - искусство и теория интерпретации древних текстов и памятников.1 Социологи считают, что герменевтические методы могут использоваться для интерпретации социальной реальности, особенно поведения человека, а также выявления их мотивов и значений. Более того, они исходят из того, что для успешной интерпретации действий человека необходимо учитывать социокультурный, экономический, политический, языковой и другой контекст, в котором эти действия осуществляются. Другими словами, действия и выражения индивидуума могут быть адекватно поняты, если их субъективное значение сохраняется в конкретном социальном и культурном контексте.

Предметом интерпретативных парадигм являются именно представления людей и соответствующие им социальные действия. Социологи в этой области видят смысл своей деятельности не в выявлении закономерных связей между функционированием социальных структур (к которым стремятся представители структурно-функциональных и диалектических материалистических парадигм), а в изучении способов, с помощью которых люди учатся и конструируют реальность в конкретное общество. Особый интерес для них заключается в том, чтобы «взглянуть» на поверхностные значения восприятия людьми жизненного мира, на очевидные проявления их поведения и тем самым дать уникальную интерпретацию их сущности, сделав их более понятными для других.

Веберовская интерпретирующая парадигма тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время лидирующие позиции занимал позитивистский структурный функционализм, представленный, прежде всего Э. Дюркгеймом, который выступал за необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, чтобы самостоятельно изучать их с помощью методов, характерных для естествознания. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры полностью определяли поведение индивидов, что подразумевало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды считались соучастниками заранее определенных событий. Вебер не согласился с использованием естественнонаучных подходов для анализа общества, подчеркнув, что, в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой природы, в обществе действуют качественно разные причинно-следственные связи, и для их понимания необходима другая методология. В то же время Вебер был впечатлен идеей рационализма, который, как будет показано ниже, приобрел другое содержание и стал центральным в его взглядах на историю и будущее человеческих обществ.


Марксистская социология оказала определенное влияние на социологические взгляды Вебера, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене враждующих классов как социальных групп, где у каждого есть свои экономические интересы и жизненные шансы, соответствующие экономическая ситуация и определенные взгляды на окружающий мир. «Мы хотим поговорить о классе» там, - писал он, - где большое количество людей имеют одинаковый специфический компонент своих жизненных шансов, насколько этот компонент связан исключительно с экономическими интересами собственности и экономической деятельности и, более того, реализуется в условиях существования рынка товаров или труда «Классовая позиция». В то же время им была дана положительная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал важность идеальных факторов - религиозных, идеологических и моральных ориентиров для поведения человека и выступил за то, чтобы социология раскрыла всю сложную систему причинных связей. о социальной реальности, которая существует не только объективно, но и создается субъективно через мысли и действия людей.
1.2 Предмет и методы «понимания» социологии. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук

М. Вебер был одним из первых, кто провел фундаментальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в том, чтобы обнаружить детерминированные законы, задача последних состоит в том, чтобы дать причинное объяснение и понимание социальных действий люди в определенном обществе только в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентации, определяемые конкретными ценностями, всегда являются историческими и относительными. Если это так, то может показаться, что причинность полностью исчезает, и общество не поддается научным знаниям. Как тогда изучить связь явлений, как основы для типизации социальных процессов?

Согласно Веберу, различие между естественными и общественными науками, прежде всего, заключается в том, что они по-разному интерпретируют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность того, что событие произойдет или что одно событие будет зависеть от другого. В связи с этим, по словам Вебера, человеческое общество является не чем-то «исторически неизбежным», а результатом «множества возможностей». Таким образом, ученый видел в определенном религиозном взгляде на протестантскую этику один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупым», что это был единственный социальный фактор. Чтобы различать причинность в естественных науках и причинность в социальных науках, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Следовательно, социология может изначально иметь дело с вероятностными утверждениями о связи между социальными явлениями. Его цель - установить степень, в которой событие x имеет определенную степень вероятности возникновения события y. Как видите, сами понятия и знания в социальных науках имеют разное содержание - знания в естественных науках.


Согласно Веберу, фундаментальное различие между социальными и естественными науками заключается в способности первых дать понимание социальных явлений, которые так или иначе связаны с мышлением, рациональностью. «Социологическое объяснение, - писал он, - направлено на рациональную интерпретацию». Естественные науки просто не имеют дело с пониманием поведения физических тел, поскольку в их движении отсутствует мысль. В то же время общественные науки, имеющие свою специфику, имеют общие качества, характерные для наук в целом. Итак, социология является научной дисциплиной в силу того, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени, и это позволяет типизировать их поведение, систематизировать собственно социальные факты.
1.3 Социальные факты и ценности

Социология становится наукой и в связи с тем, что она должна использовать объективные методы, быть свободной от оценочных суждений исследователя. В работе «Значение слов «свобода от оценки» в социологической и экономической науке» Вебер обосновывает предположение, что социология является социальной наукой, свободной от оценочных суждений. Это, конечно, не означает отказа ученого от собственных пристрастий, но они не должны мешать научным разработкам. Более того, это нельзя понимать как отказ от анализа ценностей в целом. Напротив, предметом социологии является изучение действий людей с учетом определения универсально значимых ценностей - правды, справедливости, красоты и т.д.
В то же время социолог различает практические ценности (социокультурные основы конкретного общества в определенный период его развития) и научные ценности (истина). Вебер полагал, что при анализе социальных реалий и, естественно, при изучении их ценностных компонентов в принципе можно отделить социальные факты от ценностей. Более того, ценности социальных фактов должны быть отнесены к определенному историческому периоду. По его мнению, социология как научная дисциплина приобретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку она ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые являются сверхсубъективными, в целом обоснованными, но не совсем, но в рамках определенной исторической эпохи.

Социология связана с ценностями в том смысле, что исследователь выбирает для изучения конкретных социальных фактов (в том числе связанных с прошлым) на основе современной системы ценностей.