Файл: Роль физической культуры в сохранении здоровья человека.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критериями социально-этической зрелости общества, уровня его гуманизации служат масштаб заботы государства о «фонде» здоровья своих граждан, реальные достижения в этой области. Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только за своё валеологическое поведение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как социальной ценности.
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. И его нужно охранять и укреплять. А это определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественно сознания, в сфере культуры, воспитания, образования.
Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих её переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доле бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует своё свободное время, каким видам отдаёт предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является её стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определённым постоянством составляющих её компонентов и включающая приёмы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания – 10-16%, на режим двигательной активности – 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III – до 83,1, на IV курсе – до 75,8%.
Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Помимо этого, человек обязан вписать себя в данный ему мир, «подогнать» себя к нему. Человек обязан научиться жить в реально существующем мире с его своеобразием, своеобразными закономерностями, своеобразным складом.
Обобщив сказанное, мы придём к выводу: оптимальная жизнедеятельность человека зависит не только от того, что непосредственно «записано» в нём, но и от того, что его окружает – от среды и от условий жизни.
4. Компоненты физической культуры
Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его специфическое содержание и направленность определяются потребностями общества в физически образованных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Физическое воспитание-это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мер и природных сил природы для формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и умений, отвечающих требованиям общества и интересам индивида.
Физическая подготовка-это один из видов физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в определенной профессиональной или спортивной деятельности.
Восстановление здоровья или утраченных сил-это целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных навыков, лечения травм и их последствий физической культурой. Процесс проводится комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.
Физический отдых - это осуществление активного отдыха физическими упражнениями, а также спортом в упрощенных формах. Он составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой оздоровительную деятельность.
Подготовка высокопрофессиональных спортсменов - специфическая форма физической культуры, цель которой-выявить ограниченные физические и экстрасенсорные способности человека в процессе выполнения различных упражнений и использовать их для достижения наилучших результатов.
Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение для поддержания и укрепления здоровья человека.
Содействие физическому развитию, расширение физических возможностей, физическая подготовка сказывается практически на всех аспектах жизни человека: развивает психические и нравственные качества личности, укрепляет мотивацию ее саморазвития, ведет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.
Но у большинства людей есть одна проблема - нехватка времени. А двигаться, заниматься спортом необходимо, потому что у большинства есть сидячая работа, сидячий образ жизни.
Здоровье всему голова. Оно перевешивает к тому времени все другие блага жизни, справедливо говоря: здоровый нищий счастливее больного короля. Однако обычно здоровье не воспринимается как счастье. Это естественное состояние, при котором жизнь и деятельность впадают в гармоничную реализацию всех возможностей и качеств человека как индивида, так и живого существа.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Ведь все стороны человеческой жизни определяются уровнем здоровья. Это влияет на качество рабочей силы, производительность общественного труда, динамику экономического развития общества. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Защита и укрепление здоровья в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Навязать человеку образ жизни невозможно. У личности есть реальная возможность выбора значимых для нее форм жизни, поведения.
Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового поведения, общения, организации жизни, закрепленных в виде закономерностей до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни являются: соблюдение режима работы и отдыха, питание и сон, отказ от вредных привычек и т.
Во многих отношениях здоровье зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере их развития. Уровень здоровья индивида зависит от генетического "фона", стадии жизненного цикла, адаптивных возможностей организма, степени его активности.
Выделяют три уровня ценности здоровья: биологическое - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма; социальное - здоровье как мера социальной активности; Личное здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления. Здоровье помогает достичь многих целей и потребностей. Отношение к нему обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Она проявляется в действиях и поступках.
Среди ценностных ориентаций выделяют четыре группы: абсолютные, "выгодные", "противоречивые" и "частные" ценности. Основными составляющими здорового образа жизни являются режим труда и отдыха, организация сна, питание, организация двигательной активности, выполнение требований гигиены, гигиены, закаливания, профилактика вредных привычек, культура межличностного общения, культура полового поведения и психофизическая регуляция организма. В обеспечении здоровья помогает и физическая культура. Она влияет на жизненные стороны индивида, сохраняется в виде отложений, которые передаются генетически и развиваются в течение жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Физическая культура-основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессиональной работы. Частью физической культуры является спорт. Спорт-это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. В нем отчетливо проявляется желание победить, добиться высоких результатов. Составляющими физической культуры являются физическое воспитание, Культура здоровья и реабилитации, фоновые виды физической культуры.
5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познаёт культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, создаёт новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Она воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении. Физическая культура оптимизирует состояние здоровья. Она проявляет себя в трёх основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.
Частью физической культуры является спорт. В нём человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, действенное средство воспитания и самовоспитания человека.