Файл: В чём заключается русская идея и нужна ли она сегодня.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОPОЖНОГО ТPАНCПОPТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральcкий государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО УрГУПC)
Кафедра «Управление в социальных и экономических системах,
философия и история»
Тема эссе
В чём заключается русская идея и нужна ли она сегодня.
Вариант №1
Руководитель: Разработчик:_________________
(Ф.И.О.),
доцент кафедры студент группы: CЖДт-129 (З)
Екатеринбург
2020
В чём заключается русская идея и нужна ли она сегодня.
Введение
"Русская идея" - понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX-XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Так как сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.
Русская идея вновь волнует умы россиян. Россия стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны определяет размежевание не только политически активного населения, но, думается, подавляющего его большинства. Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и "далекая" цель ее развития. По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте. Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) вызревает в недрах народа, зависит от родовых черт национального характера - менталитета, как сейчас говорят - специфики его исторического развития и религиозной веры.
Формирование Русской идеи
Формирование Русской идеи, выражает не что иное, как цель и идеал своего социокультурного мира в его историческом развитии. в
Русская идея в ее концептуальном виде на уровне государственной идеологии сформировалась в начале XVI в. с завершением объединения русских земель вокруг Москвы.Московское государство представало в сочинениях Филофея как центр христианства, "ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца" (там же. С. 144), ставший началом и основанием русской национальной идеи.
Идеи старца Филофея вышли далеко за пределы его времени, они нашли воплощение во внутренней и внешней политике Ивана IV, направленной на укрепление Российского централизованного государства.
Национальная идея - это величайшая сокровищница народа, она ведь одна, единственная и она навсегда. Обобщенно говоря, это некая стратегическая миссия данного народа, это его метацель в жизни, деятельности, развитии всечеловеческого организма планеты Земля. А вот задачи могут меняться в зависимости от конкретных велений времени. Стратегическая миссия русского народа вытравлена и растоптана, ее стали подменять временными тактическими задачами и ложными целями, ввиду чего появился разброд умов, нестабильность в жизни, волюнтаризм политиков, потеря независимости…
Последняя волна возрождения русской национальной идеи прошла в конце XIX и начале XX веков. Эта волна дала большой материал для осмысления. В это время родились три основных направления, претендующие быть национальной идеей: славянофильство, западничество и евразийство.
Самая плодотворная идея, в русле рассматриваемого вопроса, является славянофильство. Именно благодаря славянофильству было частично восстановлено то духовно-нравственно-культурное пространство, в котором живет русская душа. Именно в этом пространстве стала выкристаллизовываться русская идея. Именно в этой среде родилась и была осознана ещё более высокая ступень национальной идеи - парадигма русского космизма.
Представители славянофильства резко выступали против социальной революции, социализм и капитализм считали болезнью западного духа. Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они попытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, легшего в основу русской истории.
В противоположность мнению славянофилов, в русской истории есть пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия.
Западничество возникло у нас на той же теме о России, о ее путях и ее отношении к Европе. Западники приняли реформу Петра и петровский период, но отнеслись еще более отрицательно к империи Николая I, чем славянофилы. Западничество есть явление более восточное, чем западное. Для западных людей Запад был действительностью и нередко действительностью постылой и ненавистной. Для русских людей Запад был идеалом, мечтой. Западники были такие же русские люди, как и славянофилы, любили Россию и страстно хотели для нее блага. Очень скоро образовалось в русском западничестве два течения, более умеренное и либеральное, интересовавшееся, главным образом, вопросами философии и искусства, восприявшее влияние немецкого идеализма и романтизма, и более революционное и социальное, восприявшее влияние французских социалистических течений.
Русская идея как фактор национального и духовного возрождения современной России.
Для русской историософической темы огромное значение имеет Герцен.. Он первый представитель революционной эмиграции. Этот русский западник пережил глубокое разочарование в Западной Европе. В лице Герцена западничество соприкасается со славянофильством. То же самое произойдет в анархизме Бакунина. Вообще левое, социалистическое, западничество будет более русским, более оригинальным в понимании путей России, чем более умеренное, либеральное западничество, которое будет все более бесцветным.»
В современных условиях русская идея получила воплощение в трудах Александра Солженицына, Игоря Шафаревича, Олега Платанова, Евгения Троицкого и других самобытных русских ученых, писателей, общественных деятелей. . Русская идея как фактор национального и духовного возрождения современной России Эволюция русской идеи с XVI по рубеж XX-XXI веков привела к формированию устойчивых структурных характеристик, составивших фундамент и ведущее содержание русской идеи в качестве первоосновы российской государственности. Русскую идею как историческое, духовно-нравственное и национальное явление отличают следующие черты.
Во-первых, русская идея с самого начала не была чисто национально обособленной идеей, она включала элементы национальных культур тех народов, которые проживали на территории Российского государства, и поэтому национальная русская идея являлась, в то же время, общегосударственной идей Российского государства.
Во-вторых, русская идея создавала условия веротерпимости и единения малых народов с русским народом, заимствования его культуры, языка, традиций, веры при сохранении собственных, самобытных национальных черт.
В-третьих, русская идея создавала предпосылки идейно-политической неделимости России вплоть до начала XX в., когда вопреки национальным традициям большевизм разделил русский народ на белых и красных. Сегодня наш народ также искусственно разделен на так называемых демократов и так называемых патриотов, хотя в действительности ни те, ни другие не являются таковыми. Россия не делима на политические цвета ввиду ее огромной, затяжной духовности, нераздельности духа, веры. Разделение современной России на противостоящие друг другу политические группы подогревается многими политическими деятелями, антинациональными СМИ, действующими по правилу "разделяй и властвуй".
В-четвертых, в стране, где русский этнос составляет 82% совокупного населения, русские, естественно, призваны играть доминирующую роль во всех сферах жизнедеятельности, строя свои отношения с другими народами России на принципах дружбы, равенства и согласия.
Русская идея в современной культуре России
Русская идея как национальная и духовная основа русского народа имеет не только богатую историю. Содержанием своим она обращена в настоящее и будущее России. Вновь на рубеже веков и тысячелетий везущей поиск путей выхода из состояния национальной катастрофы. Преодоление катастрофы, третьей смуты в истории Русского государства на основе русской идеи представляется нам в возрождении таких ведущих начал, как государство (власть), вера, образование и культура.
Список литературы
1.Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века.- М., 1984. С. 437 2. . . .Гиренок Ф.И. Патология русского ума: Картография дословности. - М., 1998. - С. 387 .Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 220. .Бердяев Н.А. Русская идея / / О России и русской философской культуре. М., Наука. 1990. .Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. .Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988, N 3